Екатерина Кузнецова: Усыновила и полюбила
Зорко только сердце. Как усыновлённые становятся родными
23 октября 2020
Spottykit – Екатерина Кузнецова, успешный блогер – мило и искренне рассказывает подписчикам о том, как строила дом, как хозяйничает на огороде, выращивает экзотических курочек, несущих голубые яйца, лепит из глины чудесную керамику, танцует с мужем во дворе просто для настроения с тех самых пор, как встретила его на уроках танцев… Но больше всего о том, какое это счастье – быть мамой двух усыновлённых детей. Недавно в издательстве "Комсомольская правда" вышла ее книга «Дети, домой!» – в помощь тем, кто хочет усыновить ребёнка, но по каким‑то причинам не решается. И с книгой, и с Катей «Татарстан» повстречался в Казани – семейство из Новосибирска любовалось нашим кукольным театром. Слово за слово – и вот сегодня и у тех, кто не является жителем «Инстаграма», есть возможность познакомиться с этой солнечной женщиной, чтобы зарядиться от неё любовью к простым человеческим радостям.
«ДЕТИ, ДОМОЙ!»
– Катя, у вас уже есть свой блог – популярный, интересный, непохожий на другие, с огромной армией подписчиков-обожателей. Ваши посты об усыновлении сами как книга – оторваться невозможно. И охват шире, чем у любой книги. Зачем ещё бумажный вариант?
– Я совершенно точно уверена, что, несмотря на большой охват публики «Инстаграмом», далеко не все люди здесь присутствуют. Потому что это всё‑таки соцсеть, направленная на то, чтобы делиться картинками. И хотя моя аудитория довольно-таки большая, но далеко не все люди, которые хотели бы стать родителями приёмного ребенка, читают эту «книгу».
Очень хочу, чтобы бумажную книгу могли посоветовать в школах приёмных родителей по всей стране людям, которые, возможно, с «Инстаграмом» не знакомы, не знают, что это такое. Книгу и в руках приятно подержать, и читать большие тексты удобнее. Да и все посты на эту тему найти в «Инстаграме» проблематично – они перемешаны с текстами по садоводству, с какими-то видео, постами на тему поиска себя… Они растянуты во времени на много лет, из тысячи постов трудно найти и прочитать нашу историю от начала до конца.
В книге же всё структурировано более понятным и привычным образом, собрано по порядочку. Опять же, когда люди приходят в «Инстаграм», у них нет такого количества времени, чтобы погрузиться в нужную тему и прочитать всё от начала до конца… Поэтому и появилась книга «Дети, домой!».
– Многие, усыновив ребенка, скрывают это по разным причинам. Кто‑то не хочет, чтобы ребёнок, когда вырос, узнал, что он не родной. Кто‑то не хочет, чтобы узнали, что родители-усыновители сами не смогли иметь детей… И так далее. Вы об этом рассказываете всему миру, помогаете советами, делитесь опытом, прибегая к различным формам донесения информации. Почему? Не можете не писать? Или это миссия у вас такая?
– Очень хочу, чтобы изменилось отношение к усыновлению, хочу популяризировать усыновление. Чтобы больше людей поняли, что это нормально, это не стыдно, что об этом можно говорить вслух. Что это не тайна, это не то, что следует скрывать. Я своим примером и своей книгой хочу показать людям, что об этом можно и нужно говорить. Чем больше мы говорим об этом вслух, тем больше людей перестанут бояться, у большего количества людей могут появиться приёмные детки.
Я знаю очень много людей, которые не могут иметь детей, но даже не задумываются об усыновлении. Им кажется, что это что‑то такое, наполненное страшилками, опасностями, препятствиями. Они считают процесс усыновления очень сложным, а воспитание усыновлённого ребёнка невероятно трудным. Я хочу говорить об этом вслух, объяснить, что на самом деле всё по-другому.
КАК РОЖДАЕТСЯ ЛЮБОВЬ
– Самая большая трудность и самая большая радость, которые вы испытали в процессе усыновления детей?
– Было невероятно трудно в самом начале – когда я в первый раз стала мамой: утром в среду я ещё не собиралась быть мамой, а вечером в среду уже стала ею. Полгода примерно мы думали-планировали, что вот сейчас начнём искать ребёнка... И вдруг нашли сразу же, как только реально начали искать, в тот же самый день. И вечером я стала мамой совершенно чужого малыша, абсолютно мне не знакомого. Я эту девочку в первый раз увидела – и вот я уже мама. Через три дня я легла к ней в больницу – она находилась на обследовании. То есть за три дня я полностью погрузилась в материнство – я за ней ухаживала, кормила, просыпалась по ночам. Всё это без всякой эмоциональной подготовки, без предварительной беременности, при полном отсутствии привязанности. Я тогда скинула за неделю семь килограммов. Практически не могла есть, не могла спать. Мне казалось, что я совершила ошибку, что я изменила всю свою жизнь и теперь она никогда не будет прежней. То были очень тяжёлые мысли. Я шла к усыновлению, я прошла школу приёмных родителей, думала, что я готова. А оказалось, что это очень и очень тяжело. Но уже спустя две недели я была абсолютно счастлива. Мы с дочкой очень быстро друг друга полюбили. Но вот первая неделя, когда я лежала в больнице, когда врачи говорили всякие неприятные вещи, ругали – было тяжело. А с сыном уже такого не было, я уже всё умела.
А самая большая радость, которую я испытала, – когда поняла, что очень сильно люблю дочку. И то же самое испытала, когда поняла, что очень сильно люблю сына. То есть прошло какое‑то время, адаптация. Причём с дочкой это было довольно быстро, наверное, через месяц уже я очень сильно её любила. Она отвечала мне на улыбку, как‑то очень стремительно привыкла ко мне. С сыном было дольше. Точнее, я его полюбила мгновенно, а он очень долго оттаивал. Он отказной с рождения, и это вносит свои коррективы. Таким детям гораздо труднее привязываться, чем детям, которые хотя бы в первые дни жизни были с кровной мамой.
Чувство любви к моим детям выросло из ничего – не было гормонов, не было месяцев беременности, когда мама ждёт и уже успевает полюбить своего будущего малыша. И вдруг у меня появляется ребёнок, к которому я не испытываю абсолютно ничего, и постепенно из этого ничего капелька за капелькой рождается любовь… Будто я сажаю семечко, из которого вырастает большая, очень мощная, очень сильная, очень радующая любовь – такая понимающая, всепрощающая, абсолютно настоящая. И это чувство для меня очень много значит – оно для меня и есть материнство. То есть я не могу стать кровной мамой, но я могу стать мамой, которая очень сильно любит своих детей. Это самая большая для меня радость.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
– Читала, что с мужем вы познакомились на танцах. А дочка у вас как будто была уже до этого? Вы её усыновили без мужа? Разве у нас возможно усыновление в неполную семью?
– Очень, очень много ошибочных мнений и предрассудков насчёт усыновления. И именно поэтому я написала эту разъясняющую книгу.
У нас не запрещено усыновление ни одним мужчиной вне брака, ни женщиной, которая не замужем. Это мифы всё. На самом деле дочку мы усыновили с первым мужем, потом мы развелись по другой совершенно причине.
Потом я встретила Вову, но мы были не женаты, когда я усыновила Никиту – я его одна усыновила. Только после усыновления мы поженились с Вовой.
НАСТОЯЩИЙ
НЕНАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ
– Судя по всему, вы очень творческий человек. И танцуете, и тарелочки делаете, и дом необычный у вас, и книги пишете… Хотя образование ваше (Катя генетик по профессии) всех этих талантов не предполагает, особенно литературного. Тем не менее именно литературный у вас самый яркий. Как из вас получился писатель – автор искренних постов и душевных книг?
– Я всегда говорю, что я ненастоящий писатель. Всегда была уверена, что писать не умею. Мне со школы внушили, что я не дружу с русским языком и литературой, что я плохо пишу сочинения, и как‑то я приняла для себя, что писать – это не моё. Тем не менее не писать не могла – хотелось делиться. Потому что такой я человек – нараспашку. Мне хочется делиться своими победами и горестями с максимальным количеством людей. Я начала вести блог ещё до «Инстаграма», в «Живом журнале», это тоже такая соцсеть, старая-престарая. Писала просто, какие происходят в нашей жизни события, старалась излагать мысли так, чтобы люди могли примерить мои эмоции на себя. Так постепенно, видимо, мышца какая‑то литературная во мне развилась и я стала… писателем. Сейчас уверена, что каждый может научиться писать, если он понимает, зачем ему это надо. Основная задача моих текстов – научить тому, что умею. Будто даю кому‑то примерить своё платье, свою жизнь, радость, эмоции, чувства. Я получаю удовольствие от того, когда у меня получается в точности описать, передать свои чувства. Так же написана и эта моя книга. Когда кто‑то её читает, он будто становится моим другом, какой‑то частью моей жизни. И в блоге так же – пишу, чтобы кто‑то мне сказал, что мои тексты – гимнастика для души. Ведь те эмоции, которые я вкладываю в текст, примеряя на себя, – человек как будто бы танцует вместе со мной в паре. Как я этого добиваюсь? Я много училась владеть словом. И, судя по отзывам на мои посты и книгу, мне это удаётся.
ЖИЗНЬ ИЛИ РАСКРУТКА?
– То, что мы видим на вашей страничке: дом, муж, танцы, дети – счастье… Это ведь не может быть каким‑то раскручиванием блога. Так всё искренне, неподдельно. Как удалось? В чём секрет вашего семейного счастья?
– Нет, это не раскручивание блога про усыновление. Более того, на момент начала моего блога моей приёмной дочке было уже пять лет. Я на усыновлении не пиарилась. Наоборот, у меня была цель при помощи блога рассказывать людям об усыновлении, чтобы они находили ответы на многие свои вопросы, чтобы как можно больше людей видели нашу жизнь и заражались ею.
Мне кажется, всегда нужно знать, зачем ведение блога нужно, а инструменты найдутся. То есть их очень много, чтобы развивать свой блог. Для этого на самом деле не нужно какой‑то особенной темы и не нужно как‑то сильно отличаться от других людей. Каждый уникален, и каждый, кто захочет развивать свой блог, сможет это сделать, но не следует ради этого менять свою жизнь. Нужно рассказывать о своей жизни, какая она есть, сохраняя искренность, чтобы люди верили тебе. Именно так я и делаю. Не приукрашиваю ничего, рассказываю так, как есть. Искренне веду свой блог и развиваю его для того, чтобы люди могли узнать об усыновлении, а не использую эту тему как триггер, чтобы на меня подписались.
ОТЗЕРКАЛИВАНИЕ
– Как реагируете на различных злопыхателей в комментариях? Ведь не все же разделяют ваши взгляды, вашу позицию… А некоторые просто рождены критиковать всё вокруг, и это, если читать и на всё реагировать, здорово отравляет жизнь.
– Злопыхателей у меня почти нет, потому что моя аудитория в блоге собиралась добровольно. То есть нет людей, которых я заставила на себя подписаться. Очень часто используются в развитии блога гивы, например: один блогер что‑то дарит, а все подписчики должны подписаться на спонсоров. Я практически не применяла таких приёмов в развитии своего блога именно для того, чтобы не было людей, которые вынуждены меня читать. Потому что то, о чём я пишу, слишком личное, слишком важное для меня, чтобы заставлять кого‑то смотреть. Это сериал про мою жизнь. Я старалась, чтобы людям понравилось у меня, чтобы им было интересно. Поэтому агрессивно настроенных почти нет.
Ну конечно, иногда встречаются – люди разные ведь, далеко не все умеют тактично доносить свои мысли. За два с половиной года я перестала воспринимать на свой счёт подобные комментарии. Я скорее стараюсь вернуть то, что адресуют мне. Если, например, мне пишут гадость, я отвечаю, что если он видит гадость, то это не про меня, а про него. Это он увидел гадость в ситуации, а не я показала. Такое отзеркаливание очень помогает. Я знаю, что мои подписчики видят лишь маленькую часть моей жизни и по ней делают выводы. Они не могут знать, какая я на самом деле, могут лишь догадываться. Если они делают какие‑то негативные выводы из этого, то это про них, а не про меня.
«ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ ДЕТИ ВЗРОСЛЕЛИ В ДРУГОМ МИРЕ»
– Какой вы видите вашу семью, ваших детей лет через двадцать? Задумывались об этом?
– Я очень надеюсь, что мой опыт преобразования моей собственной жизни и мой путь к себе цельной очень поможет моим детям обрести вот эту цельность, которая на самом деле главный источник счастья в жизни. Да, путь моих детей начался довольно трагично, когда они остались без кровных родителей. Но я надеюсь, что своими объяснениями, своей любовью и объятиями я помогу им заполнить эту дыру, помогу построить через неё мостик для перехода в полноценную и счастливую жизнь. Я очень надеюсь, что я буду для них хорошей мамой.
Хочу, чтобы во взрослой жизни они смогли жить счастливо не оглядываясь, не принимать на свой счёт того, что произошло с ними в раннем детстве, не винить себя в этом, не винить своих биологических родителей. Быть свободными от такого осуждения. Я надеюсь, что мы останемся крепкой семьёй, будем собираться по праздникам, что мои дети смогут доверить мне моих внуков, что мы с моим мужем останемся вместе и будем достраивать наш дом... То есть я представляю себе таких самостоятельных людей, которые выбирают бывать и быть вместе. Вот такая моя семья в моих мечтах.
И ещё одна причина, по которой я написала книгу, тоже касается будущего моих детей. Я очень хочу, чтобы мои дети взрослели в другом мире. В мире, где усыновление – это ещё один способ стать родителями, а не что‑то героическое или что‑то ужасное. Тот факт, что они приёмные, сейчас вызывает некоторое предубеждение у многих людей, а я хочу, чтобы все предрассудки остались в прошлом. Хочу, чтобы, когда они выросли, это было нормально.
ВАШ РЕБЁНОК УЖЕ РОДИЛСЯ!
– Ваш главный совет тем, кто хочет усыновить ребёнка, но не решается по каким‑то причинам?
– Найти хорошую по отзывам школу приёмных родителей и окончить её. Потому что такая школа не обязывает усыновлять детей, но она помогает разобраться со своими страхами, своей мотивацией, своими представлениями о приёмных детях. И возможно, она что‑то изменит в голове человека, который не может решиться. Ну а потом, когда школа пройдена, а шаг сделать всё равно страшно, всегда рассказываю такую историю...
Представьте, вы же уже захотели приёмного ребёнка, значит, ваш ребёнок, скорее всего, уже родился или кровная мама носит его в животе сейчас, но он уже не нужен ей. И вот он появился на свет, а вы стоите здесь и боитесь. Он родился для вас, для того чтобы стать вашим сыном или дочкой. Он такой маленький, один, и он ждёт вас! Пока вы не решаетесь, боитесь, он уже где‑то там готов к встрече с вами, но не может сделать этого шага – он ещё слишком мал, только вы можете пойти к нему навстречу.
Именно это осознание, что моя дочка где‑то уже есть, когда‑то давным-давно подтолкнуло меня к тому, чтобы отправиться на поиски и найти её.
Пост 1
ЕСЛИ АИСТ ПРОМАХНУЛСЯ
Вы пишете мне, неужели дети знают, что приёмные? Это же так страшно – рассказывать о таком.
Страшно? Нет. В усыновлении вообще нет ничего страшного. У ребёнка появляется мама, а у мамы – долгожданный малыш. Всё ужасное, что было, случилось до принятия ребёнка в семью. И это не ошибка детей и не им её исправлять. Так вышло, что аист промахнулся. И тогда было страшно... Страшно было узнать, что я никогда не смогу родить малыша. Страшно было моим детям, когда мамы не стало рядом. Но всё это уже произошло. И, увы, нам не отменить того, что произошло. Мне не страшно рассказывать детям, как я мечтала о них и как ждала и искала. Мне не страшно принять и разделить боль их потери, ведь я взрослая и я теперь рядом. И мне не страшно, что дети вырастут, найдут своих кровных родителей и уйдут к ним. Потому что я точно знаю, что для своих детей я – родная мама. И это навсегда.
Пост 2
КАК ВЫГЛЯДИТ СЧАСТЬЕ
Замечать красоту в каждоймелочи – так для меня выглядит счастье. Как роса по утрам серебрится на траве, как шуршат опадающие листья, как щёлкают на солнце зрелые колосья ржи. Как русые волосы выбиваются из дочкиных кос и в закатном солнце она становится похожа на ангела. Как у Никиты на щёчках появляются ямочки в улыбке. Как Моника приседает на лапы от восторга, когда видит меня поутру. И виляет лисичкиным хвостом. :)) Как после газонокосилки остаётся ровная сочная зелёная полоса и пахнет пряным летом. Как в отражении облаков в озере расходятся круги от дождя. Как улыбчивыеморщинки лучиками расходятся вокруг серых глаз любимого мужа. Как на сыройглине отпечатываются ажурные кружева листьев папоротника. Как лучи пробиваются через ветки деревьев и по лицу сотнями прыгают солнечные зайчики, соревнуясь с веснушками... Каждыйраз я замираю от восторга, улыбаюсь, делаю глубокийвдох и в шкатулочке сердца сохраняю навсегда цветные камушки счастья. Когда трудно, я перебираю их по одному, набираю полную̆ горсть и в тихом перестуке слышу: «Всёхорошо, Катя. Всёуже хорошо!»
Пост 3
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НАШЕЙ СЕМЬИ
Шесть лет мы с мужем танцуем в паре. И два года нашейсемье. За нашейспинойвырос дом, вокруг нас – сад, а рядом с нами каждый ̆день растут дети, кошки, птичийдвор и лучшая собака в придачу. :) Два годика – совсем маленькая семья, а уже такая большая! Пусть крепнет с каждым днём! Что тут ещёдобавить... Правильно же всёсделали, ну!) Продолжаем продолжать!
Пост 4
МОИ ДЕТИ РАСТУТ КАК ТРАВА
Точнее, как овощи – на грядках. :) У меня так мало воспоминаний, как мы играем в кубики или кукол, зато полно садово-огородных. Как с годовалой Линкой сажала картошку, как с крошечным Никитой сеяла горох. Вот дочка поливает петунии, вот собирает малину в ведёрко. Вот я сажаю помидорные кустики, а сын идёт следом и выкапывает. :)) Такого детства я и хотела для своих детей. Выходить из дома босиком на мокрую от росы траву, кукарекать с петухом и добывать из гнёзд тёплые ещё цветные яйца к завтраку, ждать, когда пойдёт малина и клубника, гулять с собакой, трогать в луже головастиков за хвосты… Сажать с мамой рассаду, косить с папой газон. Прыгать всем вместе под дождём и визжать громче грома. Я слишком хорошо помню своих детей брошенными. Помню палату в больнице, заклеенное бумагой окно. Тесные больничные кювезы с выцветшими пелёнками. Помню безразличный, стеклянный взгляд малышей. Хотела бы забыть, но, наверное, никогда не смогу...
Тем больше мой внутренний восторг от того, что эти двое рядом со мной, растут на грядках. И уже не помнят, что бывает по-другому.
Пост 5
СОБАКА ИЗ ПРИЮТА
Через забор из старых досок, через две калитки на замках мы зашли на территорию базы реабилитации. Навстречу с разноголосым лаем неслась стая псов. Кто на четырёх лапах, кто на трёх. Кому‑то не хватало ушейи глаз. Они все были совершенно беззлобны. Только старались заглянуть в душу: ты мой? Я приехала к маленькойкремовойсобаке Кукле. На базу она попала с опухолями на обоих глазах. Ещёнеделя-две – и могла бы ослепнуть, но вовремя спасли. Малышка лежала в однойиз клеток, в углу. Протянутую к нейруку спокойно обнюхала и лизнула. В глаза не смотрела. Да и вообще на меня не смотрела, хотя послушно и деловито пошла на поводке. Послушно забралась в машину и попрощалась с базойнавсегда. По пути домойя по очереди перебирала все собачьи клички вслух. Оказалось, что зовут еёМоня. Что ж, значит, так. Моня, Моника. Манюня. :) Добро пожаловать в нашу семью! Только тебя нам и не хватало! :))))
Книга "Дети, домой!" выпущена издательством "Комсомольская правда".
Татьяна Вафина
Фото из архива Екатерины Кузнецовой
Добавить комментарий