Самый важный человек – это ученик
Тамара Ивановна Арефьева. Учительница русского языка и литературы. Проработала в школе 50 лет. Из них почти 40 лет – в Татарско-Бурнашевской восьмилетней школе Верхнеуслонского района.
02 октября 2019
«В ЛЮБИМЧИКАХ У МЕНЯ НИКТО НЕ ХОДИЛ»
На вопрос, была она доброй или строгой учительницей, пожимает плечами:
– Не знаю… Это у них спрашивать надо. Когда как. Видите, напротив нашего дома сельский клуб? Так вот, если там веселились мои ученики и кто-нибудь меня видел, шептались: «Тише-тише, Тамара Ивановна идёт!» Говорят, уважали, потому что в любимчиках у меня никто не ходил. В общем, не помню, чтобы не слушались. Для меня всегда было важнее другое. Понимаете, учитель на селе всегда считался самой авторитетной фигурой, носителем нравственных начал, поэтому на нас лежала огромная ответственность. Я сама всегда жила, как натянутая струна.
ОБЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ НАШЕЙ СЕМЬИ – 295 ЛЕТ
Стать учителем мечтала с детства. Общий педагогический стаж нашей семейной учительской династии – 295 лет. Конечно, это с теми, кто работает в образовании и сегодня. Я всегда видела, как увлечены школьной жизнью родные мне люди, да и сама любила возиться с детьми, играть в школу. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность, не сомневалась ни минуты: «Буду учителем!»
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И КОНТРОЛЬ
Многие из моих учеников сегодня и сами уже учителя. Одна из них, Елена, преподает в Зеленодольске русский язык и литературу. Если уж приезжает в деревню, обязательно заглядывает к нам на чашку чая. Её слова: «Знаете, я свои уроки веду точно так же, как вели их вы» – для меня самый большой комплимент...
«Последовательность и контроль – основа обучения», – любит повторять Тамара Ивановна.
Урок русского языка я начинала со словарного диктанта, чтобы закрепить прошлое занятие. Потом работа над ошибками –без неё грамоте не научишь, комментированный диктант, опрос у доски и объяснение новой темы. Тетрадки проверяла каждый день. И детишки это знали, поэтому не отлынивали. Бывало, придешь домой, пока все дела по хозяйству с помощью свекрови и мужа сделаешь, так умаешься! А ещё тетрадки надо все проверить. Вот и сижу, клюю носом. Свекровь мне шепчет: «Ложись, Тамара, спать, я тебя утром пораньше разбужу…»
ОБО ВСЁМ ПО ДУШАМ
Она всегда была уверена, что нужно как можно больше времени проводить с учениками:
– Осенние и летние работы на колхозных полях, ферме, даже на строительстве новой школы – везде мы вместе. По-другому никак и никогда не научить ребёнка трудиться. Встанешь с отстающим на одну борозду, поможешь. Смотришь, кто‑то другой отстал, – к нему спешишь. За день‑то устанешь больше всех их, вместе взятых. Во время перемены мы всегда находились в классе и разговаривали с детьми. Обо всём на свете: спешили узнать, что их волнует. И ученики делились своими проблемами, доверяли нам. Чего только не было в моей школьной практике!
УЧИТЕЛЯ СВОИХ НЕ БРОСАЮТ
Предновогодний вечер. Прекрасное настроение. Арефьевы накрывают праздничный стол. Вдруг раздаётся тихий стук в окошко. Под окном стоит ученик: «Тамара Ивановна, пойдёмте к нам домой встречать Новый год. Пожалуйста! Мы вас очень просим!»
– Ну как не пойти? Я же знаю, что пришёл этот мальчик не просто так, а в отчаянии. Мама пьёт, дома – постоянные скандалы. Что делать? Учителя своих не бросают. Собралась, мужу Валентину сказала: «Посиди уж, а я схожу». Хорошо, он у меня добрый очень и понятливый. Отпустил. Так Новый год встретила со своими учениками. Со мной хорошо им было. Спокойно… Замечательные, между прочим, люди выросли из этих ребят, порядочные.
Вообще, это было нормально, что ходили к детям домой, знакомились с родителями, узнавали, в каких условиях они живут. У Тамары Ивановны нет ни одного ученика, у которого она не была бы дома. За годы учительства пешком прошла не одну сотню километров. Что уж говорить о дополнительных часах занятий… Зачем всё это? Ответ учительницы простой и мудрый:
– Самый важный человек – это тот, кто перед тобой. Ученики были для меня самыми важными людьми. Они все такие разные, неповторимые и талантливые. И главным было – умение найти путь к сердцу каждого из них, достучаться до его души.
Добавить комментарий