Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Самый важный человек – это ученик

Самый важный человек – это ученик

Тамара Ивановна Арефьева. Учительница русского языка и литературы. Проработала в школе 50 лет. Из них почти 40 лет – в Татарско-Бурнашевской восьмилетней школе Верхнеуслонского района.

02 октября 2019

Тамара Ивановна чело­век скромный, пафос – это не про неё. Да, учительствовала полвека. Да, любила своих уче­ников. Да, до сих пор при встрече с ней бывшие ученики кидаются с обнимашками…
 
«В ЛЮБИМЧИКАХ У МЕНЯ НИКТО НЕ ХОДИЛ»
На вопрос, была она доброй или строгой учительницей, по­жимает плечами:
– Не знаю… Это у них спра­шивать надо. Когда как. Видите, напротив нашего дома сельский клуб? Так вот, если там весели­лись мои ученики и кто-ни­будь меня видел, шептались: «Тише-тише, Тамара Ивановна идёт!» Говорят, уважали, потому что в любимчиках у меня никто не ходил. В общем, не помню, чтобы не слушались. Для меня всегда было важнее другое. По­нимаете, учитель на селе всегда считался самой авторитетной фигурой, носителем нравствен­ных начал, поэтому на нас ле­жала огромная ответственность. Я сама всегда жила, как натяну­тая струна.
ОБЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ НАШЕЙ СЕМЬИ – 295 ЛЕТ
Стать учителем мечтала с дет­ства. Общий педагогический стаж нашей семейной учитель­ской династии – 295 лет. Конечно, это с теми, кто работает в образо­вании и сегодня. Я всегда видела, как увлечены школьной жизнью родные мне люди, да и сама лю­била возиться с детьми, играть в школу. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность, не сомневалась ни минуты: «Буду учителем!»
1-3
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И КОНТРОЛЬ
Многие из моих учеников сегодня и сами уже учителя. Одна из них, Елена, преподает в Зеленодольске русский язык и литературу. Если уж приезжает в деревню, обязательно загляды­вает к нам на чашку чая. Её сло­ва: «Знаете, я свои уроки веду точно так же, как вели их вы» – для меня самый большой ком­плимент...
«Последовательность и кон­троль – основа обучения», – любит повторять Тамара Ива­новна.
Урок русского языка я начи­нала со словарного диктанта, что­бы закрепить прошлое занятие. Потом работа над ошибками –без неё грамоте не научишь, ком­ментированный диктант, опрос у доски и объяснение новой темы. Тетрадки проверяла каж­дый день. И детишки это знали, поэтому не отлынивали. Бывало, придешь домой, пока все дела по хозяйству с помощью свекро­ви и мужа сделаешь, так умаешь­ся! А ещё тетрадки надо все про­верить. Вот и сижу, клюю носом. Свекровь мне шепчет: «Ложись, Тамара, спать, я тебя утром по­раньше разбужу…»
1-2
ОБО ВСЁМ ПО ДУШАМ
Она всегда была уверена, что нужно как можно больше времени проводить с учениками:
– Осенние и летние рабо­ты на колхозных полях, фер­ме, даже на строительстве но­вой школы – везде мы вместе. По-другому никак и никогда не научить ребёнка трудиться. Встанешь с отстающим на одну борозду, поможешь. Смотришь, кто‑то другой отстал, – к нему спешишь. За день‑то устанешь больше всех их, вместе взятых. Во время перемены мы всегда находились в классе и разговари­вали с детьми. Обо всём на свете: спешили узнать, что их волну­ет. И ученики делились своими проблемами, доверяли нам. Чего только не было в моей школьной практике!
УЧИТЕЛЯ СВОИХ НЕ БРОСАЮТ
Предновогодний вечер. Пре­красное настроение. Арефьевы накрывают праздничный стол. Вдруг раздаётся тихий стук в окошко. Под окном стоит уче­ник: «Тамара Ивановна, пойдём­те к нам домой встречать Новый год. Пожалуйста! Мы вас очень просим!»
– Ну как не пойти? Я же знаю, что пришёл этот мальчик не про­сто так, а в отчаянии. Мама пьёт, дома – постоянные скандалы. Что делать? Учителя своих не бросают. Собралась, мужу Ва­лентину сказала: «Посиди уж, а я схожу». Хорошо, он у меня добрый очень и понятливый. От­пустил. Так Новый год встретила со своими учениками. Со мной хорошо им было. Спокойно… Замечательные, между прочим, люди выросли из этих ребят, по­рядочные.
Вообще, это было нормально, что ходили к детям домой, знако­мились с родителями, узнавали, в каких условиях они живут. У Та­мары Ивановны нет ни одного ученика, у которого она не была бы дома. За годы учительства пешком прошла не одну сотню километров. Что уж говорить о дополнительных часах заня­тий… Зачем всё это? Ответ учи­тельницы простой и мудрый:
– Самый важный человек – это тот, кто перед тобой. Ученики были для меня самыми важными людьми. Они все такие разные, неповторимые и талантливые. И главным было – умение найти путь к сердцу каждого из них, достучаться до его души.
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: