Лучшие педагоги – это ученики
– Своих учеников я помню всех до одного.
– Своих учеников я помню всех до одного. Вот Светлана Болотова – из моего первого выпуска, – Ольга Константиновна показывает смеющуюся девочку на фотографии. – Просто ураган, вулкан, заводила была в школе. Как‑то даже дверь в кабинет технологии мне вынесла. Сейчас – одна из лучших воспитателей в нашем детском саду «Радуга», дипломант и лауреат всевозможных педагогических конкурсов. А это Дарья Осянина – как я её называю, Дарёна. Из моего второго выпуска. Очень добрый, светлый и отзывчивый человек. Сегодня преподаёт в нашей школе технологию. А это… ну, в общем, если я начну рассказывать про всех своих учеников, вы просидите здесь несколько дней…
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ У ДЕТЕЙ НЕ БЫЛО РАЗОЧАРОВАНИЙ
Со всеми своими учениками Ольга Константиновна умудрялась выстроить удивительно доверительные отношения. Секрет её прост:
– Главное – быть честной и относиться к ним с уважением. Видеть в ребятах личность, а не просто учеников. Задача учителя, казалось бы, на первое место ставить учебную цель. Но я уверена, что главная его миссия – воспитательная. Я историк, обществовед. Раз историк, то, как ни крути, это патриотическое воспитание. А взять обществознание. Это ведь не что иное, как гражданская позиция. Научить ребят понимать общество, в котором живёшь, – для меня это было самое главное. Чтобы у моих детей не было разочарований от этого самого общества, что может привести к очень печальным последствиям. Возраст такой…
НА ЛЕДОКОЛЕ С ВЕТЕРКОМ
Весна 1972 года. На борту ледокола «Волга» пионеры Верхнеуслонской школы стоят, прижавшись друг к другу, – ходить по судну им строго-настрого запрещено. Впереди всех – старшая пионервожатая Ольга Константиновна. Такой вояж – настоящий подарок пионерам за победу в республиканском конкурсе «Весёлые старты – 1972». Представить, какие эмоции обуревали детей, невозможно. Наверное, сегодняшний ребёнок сможет так обрадоваться лишь самому крутому навороченному смартфону. К сожалению. Но пионеры того времени были на седьмом небе от счастья.
– А ведь это счастье себе они устроили сами, – вспоминает Ольга Константиновна. – Телевидение Татарстана объявило конкурс «Весёлые старты». Мы собрали группу ребят. Одним из условий было умение кататься на коньках. А у нас в селе даже катка нет, какое тут умение кататься! Очистили на болоте площадку, протянули шланг с водой и, вооружившись деревянными лопатами, залили каток. Замерзали, прыгали от холода, растирали ладошки, но залили... За два оставшихся до соревнований месяца я так и не научилась стоять на коньках, а дети все как один гоняли. В награду за такое упорство нам присудили тогда победу и к пристани Верхнего Услона причалил ледокол. Отвёз нас с ветерком на награждение в Казань и обратно. Целое событие!
УЧИТЕЛЬ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ВПЕРЕДИ УЧЕНИКОВ
Чтобы дети тогда победили, пожалуй, самую большую работу проделал учитель физкультуры Александр Иванович Парфилов – удивительный педагог. Заслуженный учитель Российской Федерации. Его слов: «Учитель всегда должен быть впереди учеников, особенно в работе» – я придерживалась всегда. И дочерей своих старалась научить этому. Они обе у меня педагоги. Думаю, даже лучше, чем я была.
«СПАСИБО, РЕБЯТА, ВЫ МЕНЯ МНОГОМУ НАУЧИЛИ...»
Ольга Константиновна уверена, что лучше всех научить учительству могут сами дети:
– Вот у кого нам нужно учиться педагогике! Я вспоминаю своих учеников в то время, когда осваивала компьютер. Без проблем, с большой охотой, весело и легко, а главное – тактично мои ученики помогли мне освоить все тонкости работы в личном кабинете, натаскали в составлении презентаций. Спасибо, ребята, вы меня многому научили…
«ГОРИ СВОЕЙ РАБОТОЙ!»
Дарья Осянина, бывшая ученица, преподаватель технологии в Верхнеуслонской средней школе:
– Каждый из нашего класса благодарен Ольге Константиновне за то, что она научила нас принимать самостоятельные решения, не бояться проблем, а решать их. Несмотря на свою строгость, она любила всех нас такими, какими мы были. Самый большой урок, который она нам преподала, – это умение отвечать за свои поступки. Хорошо, если у тебя за спиной поддержка. А если её нет? Надо иметь крепкий стержень в себе.
Есть люди, к которым ходят без приглашения. Она из таких. Даже теперь, спустя 12 лет после окончания школы, когда я сама стала учителем, поддерживает меня и даёт самый правильный и нужный совет: «Гори своей работой... Несмотря на все трудности, стоящие на пути, продолжай гореть...» Именно благодаря этому её горению в нашей школе появился уникальный исторический музей.
Добавить комментарий