![В поисках старой дачи](https://protatarstan.ru/old/news/2017/07/1-1-14.jpg)
В поисках старой дачи
Куда податься, если «Дрезден надоел в высшей степени»
18 июля 2017
![1-14](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-14-5-480x720.jpg)
ЗЕМНОЙ РАЙ В НЕСКОЛЬКО СОТОК
В момент блаженства какой-нибудь шибко умный дачник припомнит строчки из Цветаевой:
За этот ад, За этот бред, Пошли мне сад На старость лет.
Марина Ивановна, когда писала это стихотворение, конечно, не имела в виду навозную кучу под полиэтиленовой плёнкой с мириадами мошек и лопнувшие волдыри на ладонях от лопаты. Ей представлялся некий абстрактный садик, где всё растёт само по себе, и никто не мешает заниматься творчеством. Другой русский поэт, Игорь Северянин, тоже грезил дачным домиком:
Моя зелёная избушка – В старинном парке над рекой. Какое здесь уединенье! Какая глушь! Какой покой!
Но стоило мечте материализоваться, как он тут же сменил пластинку и начал грустить:
Не успокоиться и не поправиться
Мне в этой местности, всегда чужой:
Мне всё недужится, мне всё не нравится,
Мне всё мечтается пейзаж иной…
Здесь сад на улицу, здесь многодачие,
Здесь домик к домику рабом прижат.
Соседка мучает меня Боккачио, –
О, вальс Боккачио сто раз подряд!..
Боже, как современно, подумал я, оглядываясь на своём заросшем участке. Не из лени запущенном, а специально! Чтобы отгородиться от «многодачия», от вездесущих соседей, от их раскачивающихся над сорняками пятых точек в штанах немыслимых раскрасок бразильского карнавала. Но уединиться невозможно, и даже многолетние лопухи не спасают.
![1-11](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-11-7-960x640.jpg)
В ютубе мне так и не удалось послушать Боккачио (поиск выдаёт лишь «Декамерон» Джованни Боккаччо), хотя я уверен, что этот вальс куда приятнее всей нашей современной попсы. Помню, как лет десять назад меня чуть было не ликвидировали «Чёрные глаза» из динамиков «четырнадцатой», которая приехала в гости к соседу. Но Северянина понять можно, как бы ни ласкала старинная музыка слух, сыгранная в десятый раз она уже будет бить молотом по ушам.
![1-10](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-10-7-960x640.jpg)
Проживал он в Санкт-Петербурге. Горожане старались на лето покинуть сырой «каменный мешок», чтобы немного пожить в лесу, на берегу озера, глотнуть свежего воздуха. Прислуга уезжала вместе с господами, а «деревня» возвращалась к себе – попахать, покосить. Город изрядно пустел.
Другое дело у нас. Казань в те годы – тихий провинциальный городок. Шагнув в сторону от центральной Воскресенской улицы (ныне Кремлёвская), человек попадал на немощёную деревенскую улочку с живописными переулками и тупиками. Здесь стояли низкорослые купеческие и мещанские домики с фруктовыми садами и огородами. Вокруг кукарекали, блеяли, мычали, тявкали, а ещё скрипели туда‑сюда несмазанные телеги.
В «Учёных записках Казанского университета» за сентябрь 1899 года, предоставленных коллекционером Кириллом Пономарёвым, читаем: «Казанский полицмейстер доносил, что местные жители, не смотря на воспрещение полиции, выпускают без всякого присмотра со дворов своих коров и другой скот, который портит устроенные при домах тротуары, ломает палисады, входит даже в городские и частные сады, причиняет таким образом ущерб частной и общественной собственности, а иногда беспокоит, и даже наносит вред, прохожим».
Да и сейчас ещё можно видеть сады вдоль проспекта Универсиады от театра кукол до подъёма к РКБ. Сохранилась и настоящая деревня в самом центре города – Ометьево, здесь среди коттеджей ещё встречаются деревянные избушки, которым лет по сто.
Так что до революции большинство казанцев на лето оставалось в городе. Пыль они не глотали, от жары не изнывали, выращивали овощи, ходили купаться на Волгу, Казанку или озеро Кабан, катались на лодках, рыбачили. Парк имени Горького тогда именовался Русской и Немецкой Швейцарией из‑за холмистого ландшафта. Это были настоящие дебри с полянами и родниками (один ещё бьёт у железнодорожной станции «Новаторов»). Здесь собирали малину, вишню, яблоки, оставшиеся от некогда аккуратных садов немецких колонистов. За земляникой и грибами отправлялись в Ометьевский лес.
Помещики с весны уезжали в имения. На бархатный сезон было модным отправляться на Кавказские воды – как Лермонтов! – или в Карловы Вары, Баден‑Баден – как Гоголь, Тургенев и Достоевский. Жариться на берегу моря желающих не наблюдалось. Загоревшими ходили только солдаты и простолюдины. У господ должна быть белая кожа, а лучше бледная.
В тридцатиградусную жару изнывали в костюмах-тройках светлых тонов, пожилые носили чесучовое летнее пальто, перчатки и обязательно шляпы. Дамы прикрывались от палящих лучей зонтиками и обмахивались веерами. Даже оказавшись на даче, одёжку радостно не скидывали, разве что снимали корсет и развязывали галстук.
![1-6](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-6-9-960x640.jpg)
Могли предпринять путешествие на поезде по Европе или отправиться в круиз на колёсном пароходе по Волге – реклама тех лет завлекала: «40 комфортабельно устроенных лёгко-пассажирских пароходов американского типа, совершают ежедневные рейсы от Твери до Астрахани с остановкою во всех попутных городах».
Такого массового турпотока «к морю» как в советские времена, конечно, не было. В районе Сочи в ту пору свирепствовала малярия. Крым – был дорогим элитным местом, здесь отдыхал сам царь со своей свитой и творческая богема! За границу выбирались, но без ажиотажа. Турция и греческие острова – были экзотикой для отчаянных путешественников. Тоску россиянина, оказавшегося в Европе, хорошо передаёт наш земляк художник Иван Шишкин. Вот отрывки из его путевых записок:
«Сижу и грустно насвистываю песенки русские, много ещё предстоит скучного и грустного впереди. Чёрт знает, зачем я здесь, зачем я сижу в номере Штадт-Кабург, отчего я не в России? Грусть, страшная грусть, но вместе с тем и приятно. Дай бог, чтобы не утрачивалось это чувство, таскаясь по проклятой загранице».
«ДРЕЗДЕН НАДОЕЛ В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, ЗАВТРА БЫ УДРАТЬ ОТСЮДА!»
«Эльба смешна, особенно теперь, когда были дожди, и вода с гор, вероятно, текла по глине, оттого вода в реке как мумия отвратительна. Вообще Эльба не стоит тех красок поэзии, которые так щедро расточали на неё наши поэты!»
«Сколько мы видели здесь и в Берлине, – у нас гораздо лучше. Черствее и безвкуснее живописи, чем здесь я ничего не видел, а тут есть не одни дрезденские художники, а из Мюнхена, Цюриха, Лейпцига и Дюссельдорфа… До сих пор из всего, что я видел за границей, ничего меня не довело до ошеломления, как я ожидал…»
«Это всё мертвечина, а мне бы скорее на натуру, на пекло красного солнышка. Природа всегда нова, не запятнана ничем подобным и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью!»
![1-9](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-9-7-960x640.jpg)
Первые дачи в России появились при Петре I вдоль Приморской дороги. ведущей к Санкт-Петербургу. Участки земли по указу царя подлежали бесплатной раздаче (отсюда и появилось слово «дача») аристократии с обязательным условием – поставить дом и разбить сад. Первым дачником оказался граф Александр Данилович Меньшиков, который засадил пустырь апельсиновыми деревьями (по-немецки Oranienbaum), поэтому возникший вокруг дворцовый парк получил название Ораниенбаум.
![1-5](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-5-12-960x640.jpg)
ПРЕЛЕСТИ ДАЧНОЙ ЖИЗНИ
Богатые казанцы – те, кто имел постоянный доход, но не столь большой, чтобы приобрести имение, с наступлением лета снимали дачи в окрестностях города. Договаривались с хозяевами заранее, просматривали рекламу о сдаче домов в газетах, выезжали, чтобы посмотреть собственными глазами или отправляли посредника. Были популярными дачные места на Дальнем Кабане, куда добирались маленькими пароходами. Когда же открылось железнодорожное сообщение с Москвой, то стали обживать деревни от Казани до самого Романовского моста. Одно дело жить в деревне, где у тебя под боком скотный двор со своими богатыми запахами, тяжёлая жизнь крестьян, которые смотрели на горожан косо как на бездельников (хотя почему «как»?) и совсем другое – отдыхать в дачном посёлке среди таких же порхающих и беззаботных существ!
![1-4](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-4-11-960x640.jpg)
Таковыми были, например, несколько улиц в посёлках Красная Горка (Юдино), Займище, Лаврентьево (Обсерватория), Васильево. Здесь уже не было душных деревенских изб с клопами, а специально строились лёгкие дачи с верандами, предназначенные для летнего проживания. Упоминаются в газетах курзалы, где устраивались спектакли и самодеятельные концерты, а также платные закрытые купальни – сарайчики со ступеньками в воду. В них раздевались, пили чай или что покрепче. На входе – расписание с мужскими и женскими часами.
По утрам дачников будили голоса булочников, молочников, колбасников и зеленщиков. Из города привозили свежее пиво и мороженное в коробах со льдом. За летний сезон предприимчивые сельчане сколачивали на дачниках небольшое состояние.
Мы попытались найти хоть один домик из той эпохи. И кажется нам это удалось. На горе посёлка Обсерватория, по дороге к новому планетарию, уцелела старая дача. Когда‑то постояльцы чаёвничали на балконе, в медных боках самовара отражались их сдобные лица. Они сплёвывали вишнёвые косточки вниз и смотрели как растекается по Волге закат. Зевали, сплетничали, вспоминали молодость и ругали правительство. Всё как всегда! В сумерках горничная выносила керосиновую лампу. Глава семейства щёлкнув портсигаром, закуривал душистую папироску. В пустом графине зудела оса. Муж со злорадством наблюдал как на толстой шее жены наливается кровью комар, но потом, устыдившись принимался скручивать из газеты «Казанскiй вечеръ» дубинку. Дети шумели внизу, они поймали июньского жука и накрыли его стаканом.
![1-3](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-3-13-960x640.jpg)
Ещё один деревянный домик мы разыскали на территории планетария. Это жилой дом астронома. Хотя дачей эта избушка не являлась, однако сохранившаяся резьба – как в тереме – даёт представление какими могли быть богатые дачи до революции.
ДАЁШЬ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ!
Так называемые «коллективные сады» для советских рабочих и служащих начали появляться вокруг городов с середины 30‑х годов прошлого века. Это были небольшие наделы и маленькие домики, постройку которых строго регламентировали. Нельзя было возводить двухэтажные фазенды, баню, гараж и держать живность – кроликов, кур или коз. В 60‑х годах в большом садоводческом товариществе рядом с посёлком Борисково я наблюдал, как какие‑то строгие дяди из комиссии ходили и мерили линейкой постройки. Нашему соседу предписали ликвидировать капитальный сарай и даже турник. Когда кто‑то начинал строительство игрушечной дачи (финские домики появились позднее), то он обязан был предоставить председателю все чеки на стройматериалы.
![1-2](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-2-14-960x640.jpg)
Но не все мирились со стандартной архитектурой скромных советских дач. Правдами и неправдами, используя связи или деда – ветерана войны, некоторые ушлые дачники создавали на своём участке нечто необычное в архитектурном смысле. Таких «диссидентов» были единицы, на них смотрели как на чудаков. Из окна электрички, следующей в сторону Зелёного Дола, сразу после станции Адмиралтейская слобода можно и сейчас видеть круглую дачу с балконом по всей окружности, стоящую на одной колонне. Такая дача была вызовом безликости и одинаковости!
![1-8](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-8-8-960x640.jpg)
ПОДАРОК ВИНОВАТОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ
Ещё одна дача – Архиерейская сохранилась на зелёном холме, возвышающемся над озером Средний Кабан. Её пышно именовали Новым Иерусалимом. Это был подарок Екатерины II митрополиту Вениамину за временную опалу, которой он подвергся по ложному обвинению в содействии Пугачёву. На всё лето митрополит перебирался сюда. Говорят, что вместе с монахами он удил рыбу и любил в жару пить чай в кресле, поставленном в воду. Рассказывают также, что караси клевали на архиерейский крючок просто так, без червяка. Даже в рукава рясы к нему забирались, а белочки из парка таскали ему свои орешки!
![1-7](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-7-9-960x640.jpg)
В путеводителе за 1978 год об этом месте написано поэтично и с грустинкой:
«Полон неизъяснимого обаяния старинный парк архиерейской дачи: аллеи двухсотлетних лип, смешанных с клёном, тянутся вдоль цветущих солнечных полян; они сходятся, почти смыкаясь кронами, погружая круглые площадки в глубокую тень; расходятся лучами, постепенно сливаясь с расположенной за парком рощей. Когда‑то здесь стояли беседки, но они уже давно исчезли».
![1-13](/images/uploads/wp-content/uploads/2017/07/1-13-6-480x720.jpg)
А вот белочки остались и кресты сияют на солнце по-прежнему. Здесь ощущается какое‑то провинциальное очарование от заброшенности. Увы, как пелось в одной старой песне: «Пылали закаты, и ливень бил в стекло. Всё было когда-то, было да прошло»…
Добавить комментарий