Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
В свободном полёте

В свободном полёте

Как «упасть вверх» и «потрогать» облака

18 октября 2017

«Из моей жизни пропали понедельник, вторник, среда, четверг, пят­ница, суббота и воскресенье. Уже второй месяц живу вне кален­даря. Догадываюсь, что осень, потому что алыча вся опала. Частенько ложусь до заката, иначе в темноте палатку ставить трудно…», - пишет казанец Нияз Гатауллин на своей странице в соцсети. И рассказывает нам, как он до этого «докатился». Точнее – долетел…
Всё дело в том, что Нияз по призванию - парапланерист. Уже полтора месяца он путе­шествует по Крыму и, должно быть, прямо сейчас «слётыва­ет» с очередного живописно­го утёса. Гора Клементьева, Мекка всех, кто занимается воздушным планерным спор­том, и ради полёта с которой Нияз приехал в Крым, уже по­корена. Не без приключений, конечно, но как иначе заполу­чить те ощущения, что запом­нятся навсегда?
1-9
- Это случилось уже после того, как я впервые «спустил­ся» с горы Клементьева. Нам с женой захотелось попутеше­ствовать вдоль побережья, по­искать красивые пляжи, поза­горать. Проезжая мимо горы я решил полетать ещё немного, полюбоваться этими видами, - рассказывает Нияз. – Но как только я взлетел, меня сра­зу же подняло на высоту око­ло 500 метров. Я искал нисхо­дящие потоки, но их не было, и меня относило всё дальше и всё выше от места старта.
В такие моменты в голове проносится всякое, например леденящие душу истории вро­де случая с Эвой Висниерской. На соревнованиях в Австралии в 2007 году 36-летнюю пара­планеристку вместе с тёплым потоком «засосало» в грозовое облако. Она оказалась на вы­соте почти в 10 тысяч метров при температуре -50°С. В ка­кой-то момент Эва потеряла сознание, и дальнейшее иначе как чудом не назовёшь: очнув­шись на высоте 6,9 тысячи ме­тров, она смогла вернуть себе управление парапланом и по­садить его спустя 3,5 часа по­сле старта, отделавшись незна­чительными обморожениями. Парапланерист из Китая, втя­нутый в то же облако, спустя сутки был найден мёртвым.
1-8
- О чём-то таком я и думал, пока меня носило в восходящих потоках. Что я здесь делаю? По­чему было не остаться на земле, где всё контролируемо? Зачем мне вообще заниматься этим? – вспоминает парапланерист. – Наконец, мне удалось найти нисходящий поток и я страш­но медленно стал аккуратно по нему спускаться. Я призем­лился довольно далеко от места старта, и мне пришлось долго добираться туда вместе с пара­планом. Всё это было похоже на фильм «Последний дюйм». Ино­гда после таких происшествий люди бросают парапланерный спорт. Но уже спустя несколь­ко часов я почти забыл всё, что переживал на высоте.
УПАСТЬ ВВЕРХ
Парить в облаке – всё равно, что парить в тумане. Там не очень уютно, теряется ориентация, и вообще, парапланеристам сле­дует избегать облаков. Но имен­но желание «потрогать» облака, побывать с ними рядом, полю­боваться на них сверху, в лучах солнца, и привело Нияза в небо.
Впервые идея попробовать летать на параплане посетила его три года назад.
- Я люблю кататься на гор­ном велосипеде, тем летом ка­тался много и вдруг понял, что меня больше не прёт от этого, что этого мало и хочется како­го-то третьего измерения – дви­гаться не по плоскости, а ещё и вверх и вниз. Я вспомнил, что есть кто-то, кто знает кого-то, кто учит летать на параплане. И так всё началось, - рассказы­вает Нияз.
Первые полёты, первые само­стоятельные манёвры запоми­наются сильнее всего.
- Я обучался около села Тихий Плёс – очень популярное среди парапланеристов место. Обыч­но всегда «слётывал» с верши­ны холма вниз, потом вместе с парапланом поднимался и сно­ва «слётывал» - такое катание с горочки, - рассказывает па­рапланерист. - И вот однажды я попробовал не просто лететь прямо, а повернуть вправо – и попал в восходящий поток, ко­торый поднял меня вверх. По­том я повернул влево и поймал нисходящий поток. И я понял, что так можно маневрировать сколько угодно, не приземляясь, и это было какое-то откровение для меня, дичайший восторг…
1-10
- В небе у меня нет страха. Когда я стою на обрыве и смо­трю вниз, - мне не по себе. Но при этом я совершенно споко­ен, находясь в подвеске пара­плана на расстоянии в кило­метр от земли, - говорит Нияз.
Между тем, от того, насколь­ко здраво парапланерист оце­нивает свои силы, опыт и пого­ду, зависит исход полёта. Уме­ние взять себя в руки помогает найти выход даже из сложных, опасных ситуаций.
Однажды, в первый год за­нятий парапланом, Нияз летел вдоль береговой линии Волги около Введенской слободы. Не­ожиданно ветер усилился и его начало сдувать в сторону леса. Быстро теряя высоту, он всё-таки смог аккуратно «приземлиться» на одно из деревьев. Но в ожи­дании помощи пришлось пови­сеть какое-то время.
- Такие ситуации здорово от­резвляют. Когда такое пережи­ваешь впервые, по-другому начинаешь относиться к своей безопасности и вообще к жиз­ни, - говорит Нияз. – Но я очень горжусь тем, что могу приехать на склон или на лебёдку (меха­низм для подъёма параплане­риста вверх) и полетать на сво­ём крыле. Мне приятно осозна­вать, что я обладаю знаниями, нужными для этого. И учить­ся новому, конечно. В прошлом году я освоил мотопараплан - на спину вешается такой боль­шой мотор, и ты можешь летать независимо от ветра.
1-3
ИЗ ОФИСА - НА КРАЙ СВЕТА
Всё самое интересное происхо­дит в жизни внезапно, считает Нияз. Так, неожиданно для себя, однажды он стал путешествен­ником. Можно сказать, экстре­мальным. В тот будничный день ему написал друг и предложил бросить всё, взять с собой ноут­бук и поехать в Мурманск. Нияз колебался: уже были заплани­рованы две поездки – на Урал и в Крым, отложены деньги, да и работа – менеджером по соц­сетям одного из казанских но­востных порталов – требовала его присутствия. Но всё-таки по­ехал. И не пожалел.
- Я ходил по берегу Северно­го ледовитого океана, заходил в его воды, и у меня захваты­вало дух от того, что там даль­ше Арктика, всё – край мира… А побывать в тундре – всё рав­но, что побывать на другой пла­нете. Там одни только камни и лишайники и даже воздух ка­кой-то особенный, - вспомина­ет Нияз. - Был конец июня, и не было ночи, а был только поляр­ный день, и мне казалось, что я нахожусь в другой реальности…
1-4
В пути, который пролегал боль­ше там, где ездит только экспе­диционный транспорт, иногда было физически тяжело. Питать­ся приходилось чем придётся, в основном тем, что практику­ющий йогу Нияз употреблять в пищу не привык. Но не умирать же, в самом деле, с голоду!
1-6
- Мы ехали по бездорожью, и нам встречались машины с на­клейками клубов автопутеше­ственников. Мы не останавлива­лись, просто улыбались и кивали друг другу в знак приветствия. И это было так здорово – пони­мать, что на этом краю земли есть ещё кто-то кроме тебя, кто-то, кто видит этот мир таким же, - вспоминает Нияз. - Беломор­канал, Онежское озеро, Тери­берка – место, где снимали «Ле­виафана», Соловецкие острова – все эти места оказались такими необычными, что мне хотелось тут же узнать о них как можно больше. Я читал о них в «Вики­педии», и они как будто откры­вались мне, становились ближе и понятнее.
СМАРТФОН ВМЕСТО КОМПАСА
На Валааме с Ниязом произо­шёл своего рода инсайт.
- Мы уже плыли туда на паро­ме, когда я получил сообщение, что нужно кое-что сделать по ра­боте. На острове мой смартфон интернет не ловил. Помог друг, у которого был мобильник со ста­бильной связью, - рассказыва­ет Нияз. – И вот я ходил по это­му удивительному острову, боролся с паникой, набирал текст, потом, наконец, отправил его, и понял, что я могу, в общем, ра­ботать из любой части света. И это очень меня воодушевило.
1-7
Чем больше ты путешеству­ешь, тем больше тебе хочется пу­тешествовать, тем дальше, тем выше тебе хочется попасть. На Урале Нияз и его спутники ре­шили добраться до самой вы­сокой горы – Ямантау. В пере­воде с башкирского – «плохой», «злой», горы.
- Мы просто забили её в нави­гаторе и поехали. На одном из подъёмов нас остановили во­енные. Отобрали паспорта, вы­звали ДПС и полицию. Нас стали допрашивать – кто мы, как мы сюда попали, для чего мы тут. Мы рассказали всё, как было, и нас, наконец, отпустили, вы­писав нам штраф, - рассказыва­ет Нияз. Но это приключение – незабываемо.
А вот Индия, куда Нияз с же­ной отправились с целью уви­деть йогов в их естественной среде и узнать больше об этой культуре, разочаровала. Разве что полёты на параплане сгла­дили впечатления об Индии как о нищей, шумной, не всегда чи­стой стране. С очень своеобраз­ной местной кухней, на деся­тый примерно день надоевшей даже Ниязу.
ЗАОБЛАЧНЫЕ ИСТИНЫ
Нияз убеждён: надо использо­вать каждую минуту чтобы по­знавать мир. И путешествие – один из способов сделать это. А параплан – возможность до­браться туда, куда не попадёт человек, ходящий по земле.
- Мир - он такой интересный, такой разнообразный, классный, чудесной, что я считаю глупостью сидеть на месте. За последние (у пилотов говорят – крайние) 1,5 месяца в Крыму я переосмыслил многие вещи - о работе, об от­ношениях, о своём теле, о своём предназначении. Эти шесть не­дель изменили меня настолько, насколько не смогли изменить годы жизни в Казани.
В детстве Нияз любил книги о приключениях, особенно – «Таинственный остров» Жюля Верна. Сейчас книги понемно­гу вытесняют блогеры и влоге­ры, рассказывающие невероят­ные истории, вдохновляющие других. Нияз тоже рассказыва­ет такие истории, например, в своём инстаграме, где публи­кует фото мест, где он побывал. «Фишка» в том, что все они сде­ланы с параплана.
- Заниматься экстремальны­ми видами спорта – настоящий кайф. В сравнении с этим клу­бы, тусовки, наркотики – пол­ная ерунда. При этом я никог­да не встречал «безбашенных» экстремалов. Как правило, это люди, которые хорошо знают, что и зачем делают. Безуслов­но, риск существует, - говорит Нияз. - Но какая ему альтерна­тива? Жить без мысли, без цели, существовать в социуме как био­робот, и так до конца дней? Если бы передо мной стоял выбор – умереть глубоким стариком за просмотром ТВ-программ, или как Джордж Мэллори – покоряя Эверест, я бы, конечно, выбрал второе. Сейчас для меня пара­планеризм – вся моя жизнь. Ког­да я взлетаю, я оказываюсь там, где никто и ничто не может меня найти. Я один на один с приро­дой, ветром, солнцем облака­ми. И там, в этой невероятной вышине, я всегда знаю, кто я.
 
Научно-практический журнал "Антинарк"
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: