«Волжская тропа»: Главное – начать
Трава по пояс, пьянящие запахи луга и простор, без конца и края. Я – на «Волжской тропе», в самом её начале, на границе Чувашии и Татарстана. Делаю первый шаг на пути к своей сумасшедшей мечте – пройти по тропе от начала и до конца. Все 350 километров. Вдоль Волги, до границы с Ульяновской областью. Как вам такое путешествие?
06 октября 2024
Первый шаг не самый простой. Стоя по-среди моря травы, пытаюсь отыскать начало тропы. Указателей, сообщающих, сколько отсюда до Парижа, Москвы или Нью-Йорка, как-то не наблюдается. Но нет, на мой взгляд, и самого необходимого. Например, такого: «Волжская тропа. Нулевой километр». И уточняющего: «До острова-града Свияжск 14 км»... С другой стороны, устроители «Волжской тропы» в числе её достоинств называют как раз возможность начать путешествие с любой точки. Мол, в этом одна из «фишек» активного отдыха. Так что вот она, фишечка, получите!
Палочка-выручалочка – офлайн-карта «Волжской тропы». Загрузив её в смартфон, определяю: цветущий луг неподалёку от деревни Улитино – это и есть нулевой километр моего путешествия. Тропинку, как ни пытаюсь обнаружить её среди густой травы, правда, так и не нахожу. Но это никак не расстраивает: луговые ароматы и красоты природы сразу погружают среднестатистического горожанина в состояние лёгкой эйфории…
КОСМОС? КАРСТ!
А впереди, за ближайшими кустами, уже виднеется цепочка озёр – на карте они обозначены звёздочками – памятники природы. Первое на пути – сверяюсь с картой – озеро Собакино, дальше – Провальное... Возле озера, у кромки воды, идеальное место для короткой передышки. «Памятник» дарит домашнее спокойствие и безмятежность. Суета, конфликты, большая политика, проблемы – всё это где-то далеко, на другой планете. А здесь – тишь, камыши, ленивая рябь по воде и ни души вокруг.
Цепочка почти одинаковых озёр, каждое из которых в двух минутах ходьбы от соседнего, заставляет разыграться фантазии. А вдруг это следы метеорита, вернее его осколков, когда-то атаковавших землю из космоса? И озёра образовались на месте их падения?
Жаль, наука все эти домыслы развеивает. Собакины озёра, объясняют справочники, имеют карстовое происхождение. Цепочка водоёмов – наглядное пособие о том, на что способен коварный карст, что залегает в толще земли. Вода его постепенно растворила, и земля однажды вдруг провалилась. В одном месте, другом, третьем... А провалы постепенно заполнились водой – родились озёра. Теперь это особо охраняемая природная территория.
Стоя вблизи водоёмов, начинаешь как-то сомневаться в собственной безопасности, хотя на создание озёр у природы, наверное, ушли столетия. Видимо, теперь водоёмы – безобидная цепочка напоминаний о давно минувших катаклизмах. Делюсь своими выводами со встреченным местным рыбаком.
– Может, оно и так, – философствует он. – Тогда почему здесь весной 2022-го случился новый провал? На ровном месте, посреди поля, вдруг ушла земля. А на её месте – воронка глубиной с трёхэтажный дом, метров тридцать в диаметре...
Досадно, возле озёр нет никакой информационной таблички. Место, согласитесь, во многом уникальное.
ГОРОДА И ГОРЫ
Дальше курс – на Вязовские горы. Короткий марш-бросок по уходящей вверх от озёр луговине – и ты на гребне. Стоишь, ошалев от открывшегося вида. Далеко внизу, под ногами, и совсем близко, прямо перед тобой, – Волга во всей её величественной красе! А напротив, как на ладони, – татарстанский Зеленодольск. Чуть в стороне, тоже напротив, – марийский Волжск. Ещё левее – Чува- шия. Назовите мне другую смотровую площадку, откуда можно одновременно видеть сразу три республики, – нет больше такой!
Любуясь открывшейся панорамой, замечаю парящего над Волгой парапланериста: Вязовские горы – идеальное место для любителей свободного полёта. Но в мои пешеходные планы изучение окрестностей с высоты птичьего полёта пока не входит. Потихоньку двигаюсь вдоль волжской кручи в сторону следующей достопримечательности – часовни Щусева, что возле железнодорожного Романовского моста. Мост хорошо виден и отсюда, хотя до него ещё больше трёх километров. Минут сорок быстрым ходом. Совсем чуть-чуть...
Путь мой лежит через посёлок Нижние Вязовые. Поплутав немного по сельским улочкам, замечаю впереди сверкающий на солнце шпиль. Последнее препятствие – полоса бурьяна, и вот она, часовня. Строгие колонны, три яруса, высоченный, словно над питерским Адмиралтейством, шпиль, увенчанный ажурным крестом…
Любуясь открывшейся панорамой, замечаю парящего над Волгой парапланериста: Вязовские горы – идеальное место для любителей свободного полёта.
ЧАСОВНЯ ЩУСЕВА. ВЕК НА РОЖДЕНИЕ
Первое впечатление: в облике здания есть что-то от Казанского вокзала и даже, извините, от мавзолея на Красной площади... Странно. Хотя что тут странного – часовню возводили по проекту Алексея Щусева – архитектора столичного Казанского вокзала и мавзолея Ленина. Может быть, поэтому она и не похожа ни на одну другую часовню, что строились в разные века и годы в Российской империи.
Часовня эта, говорят, вообще достойна Книги рекордов, правда, не за архитектурные формы. Заложили её в 1913-м, по случаю 300-летия династии Романовых и в день открытия Романовского железнодорожного моста. К 1914-му успели возвести первый ярус, а дальше война, революция... Достроить решили спустя века. Задуманное воплотили в жизнь в 2017-м. Найдите другую часовню, которую бы сооружали целое столетие. Достраивали, кстати, строго по оригинальным, щусевским чертежам...
Побитая временем лестница из грубого камня у подножья часовни – она дышит стариной. Стены и колонны с осыпающейся штукатуркой, скорее всего уже современной. И странноватое – для непосвящённого – сооружение на постаменте перед входом. Так сегодня выглядит это историческое место.
Догадываюсь: «странноватое сооружение» – настоящий раритет. Это сохранённый для потомков кусочек одного из стальных пролётов того самого Романовского моста – одного из первых железнодорожных переходов через Волгу. Шедевра отечественной инженерной мысли начала двадцатого века. Вопрос, узнает ли об этом среднестатистический турист, путешествующий по «Волжской тропе». Таблички с минимумом информации нет ни перед инженерным шедевром, ни перед часовней Щусева, хотя последняя является объектом культурного наследия...
Перед тем так отправиться дальше, любуюсь красотой сегодняшнего Романовского моста, действующего. Отсюда, с волжской кручи, он весь как на ладони. Да, отслужившие своё пролёты на нём лет двадцать назад заменили, но внешне за сто с лишним лет он мало изменился. Между прочим, мост – тоже объект нашего культурного наследия. Ещё один на этом коротком отрезке.
Вот она, часовня Щусева: строгие колонны, три яруса, высоченный, словно над питерским Адмиралтейством, шпиль, увенчанный ажурным крестом...
ПРИВЕТ ОТ ТРОЦКОГО
После Романовской часовни тропа ведёт через Нижние Вязовые в сторону острова-града Свияжск. Мимо железнодорожной станции Свияжск, которая занимает особое место в нашей истории. Здесь в 1918 году находился штаб Красной армии под руководством Льва Троцкого, здесь, по сути, наступил решающий перелом в Гражданской войне. «Судьба революции трепыхалась между Свияжском и Казанью, – писал о том времени Троцкий. – Отступать было некуда, кроме как в Волгу... Сочетанием агитации, организации, революционного примера и репрессии был, в течение нескольких недель, достигнут необходимый перелом. Из зыбкой, неустойчивой, рассыпающейся массы создалась действительная армия».
О важнейших событиях, случившихся за последние столетия, читаю на памятной стеле у станции. Это, по сути, мини-путеводитель, где всё коротко и по делу. И про штаб с Троцким, и про дату основания Нижних Вязовых,
и про то, что отсюда в 1942 году начиналась знаменитая Волжская рокада. Та самая железная дорога до Сталинграда, построенная за рекордные несколько месяцев, что помогла выиграть Сталинградскую битву.
Памятная стела на станции – почти образец тех самых информационных маркеров, которые, полагаю, совсем не лишними были бы в ключевых точках «Волжской тропы» – жаль, на своём участке пути я не встретил ни одного...
ШАГ ПЕРВЫЙ – НЕ ПОСЛЕДНИЙ
Тропинка тем временем зовёт дальше, в сторону острова-града Свияжск. Сразу за Вязовыми вдруг открывается простор бескрайних заливных лугов. Снова буйство трав вокруг. А ещё на пути то и дело возникают мелкие болотца и озёра, пара речушек... По- следние километры моего маршрута, наверное, чем-то похожи на какое-нибудь путешествие по амазонской низменности, к счастью, без змей и непроходимых джунглей. Наконец, впереди показывается остров-град Свияжск. Конечная точка моего маршрута. Время сделать первые выводы.
Вывод первый. Четырнадцать километров от начала тропы до острова-града Свияжск – маршрут, который стоит того, чтобы пройти его пешком, не пожалев сил и времени. Усталость и некоторые неудобства путешествия ничто в сравнении с впечатлениями. Волжские виды, карстовые озёра, часовня Щусева... – и всё это за какие-то четыре часа.
Вывод второй. Пройденный участок, по ощущениям, скорее больше эскиз, чем сформированная туристическая тропа. Начало маршрута, его протяжённость, ориентиры, ключевые точки с информацией... – без необходимых указателей (в офлайн) говорить о полноценной туристической тропе можно с большой натяжкой. Так же, как и
без оборудованных на маршруте простейших мест отдыха с минимумом самого нужного. Во всяком случае, на пешеходной тропе в Самарской области, которая, кстати, родилась позже нашей, всё названное выше имеется.
Размышляя о трудностях первопроходцев, мысленно рисую картину светлого будущего на уникальной по своим возможностям «Волжской тропе». Вот там, где она начинается, стоит памятный знак со всей необходимой информацией. Там же, у точки старта, можно получить уникальный регистрационный номер путешественника. А осилив свой отрезок маршрута, – документальное подтверждение пройденного пути. Компью- терная программа скрупулёзно фиксирует пройденные каждым по тропе километры, и тот, кто в итоге осилит её всю, получает почётное свидетельство, памятную медаль или даже призовой тур в Великий Болгар... Будет нечто подобное – количество путешествующих по тропе вырастет в разы.
Впрочем, всё это лишь мои фантазии. В реалиях пока – первые пройденные мной километры по «Волжской тропе».
До финиша теперь совсем чуть-чуть – всего каких-то 336 километров! Продолжим?
Сафа Гиреев
Добавить комментарий