Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Возраст счастья

Возраст счастья

Почему пенсионеры не желают уходить на пенсию

03 сентября 2018

Все счастливые пенсионеры счастливы одинаково. Наши герои на практике доказывают: их зрелый возраст – конкурентный ресурс для новых возможностей, свершений и свободы. И в профессиональной жизни тоже.
 
Серебряный возраст: золотая пора.
1-1
Целая галерея портретов выдающихся людей – творческая мастерская признанного российского скульптора, народного художника Республики Татар­стан Махмута Гасимова напоминает художественный музей. На полках, полу, подставках – всюду статуэтки, скульптурные эскизы, отливки, наброски будущих работ.
– Вот эта моя работа победила на всероссийском конкурсе памятников, посвящённых труженикам тыла, – рассказывает Махмут Маталитович. – Плани­ровалось, что его поставят в казанском парке Победы ещё в 2015 году. Казалось бы, простая идея и скром­ный монумент! Но до сих пор никак не находятся средства на осуществление этого проекта, – вздыхает скульптор. – Но вы же понимаете, я из того поколения, что верит: если делаешь правое дело, то победишь. Во всяком случае «лёд тронулся».
Я убеждаюсь: твёрдости и настойчивости, наконец, сил для того, чтобы проект всё-таки был реализован, Гасимову хватит.
Сегодня среди известных татарстанцам работ скульптора – памятники Баки Урманче, Салиху Сай­дашеву, Гавриилу Державину, Владимиру Бехтереву в Казани, посвящённая Габдулле Тукаю декоративная композиция «Вдохновение» в Альметьевске, конная статуя Ибрагима I в Елабуге…
Махмут Маталитович – представитель советской школы скульптуры, яркий портретист, талант от Бога. Много лет назад слепленные его детскими руками из глины фигурки Ленина или Сталина лишали дара речи родителей – настолько было очевидно сходство.
– Так, должно быть, и появился портретист Гаси­мов, – смеётся Махмут Маталитович.
Сегодня по-прежнему его первыми и главными «экзаменаторами» остаются близкие люди – дети и супруга:
– Их мнение для меня намного важнее, чем чужое. Их критерии просты – нравится или нет. Убеждает или не убеждает. Интересная композиция или неинтерес­ная. Для этого вовсе не нужно иметь академическое образование.
Даёт ли скульптору возраст больше свободы для творчества?
– Претензий к слову «свобода» не имею никаких, – спокойно говорит Махмут Маталитович. – Что при советской власти свободно себя чувствовал, что сей­час. Ни в какие партии не вступал, хотя настаивали. Я просто хорошо могу делать то, что умею. Всё! Людям нравятся твои работы – это и даёт чувство свободы. Меня это вполне устраивает.
 
 
«РАБОТАЮ, ЧТОБЫ ЖИТЬ»
 1-2
Друзья его часто спрашивают: «Почему ты до сих пор работаешь? При твоей депутатской пенсии уже давно можно на отдых. 70 лет не за горами…» Анвар Мухаметзакиров возражает:
– А что я буду делать дома? Огородом можно за­няться и в выходные...
Несколько последних лет он – заместитель ди­ректора проектного института «Союзхимпромпро­ект» по безопасности. Казалось бы, по сравнению с управленческой работой, которой занимался многие годы, – совсем другая сфера. Но Кадырович (так его называют в институте) категорически с этим не согласен:
– Да, я не проектировщик, пришёл из другой обла­сти – с производства. Может быть, поэтому мне как раз хорошо видны вещи, которые можно доработать. А возраста и опыт тоже помощники. Я всегда знаю: нет проблем, которые нельзя разрешить, нужно лишь терпение. Очень верно говорят: опыт – это сумма набитых шишек. И чем раньше начинаешь работать на руководящей работе, тем быстрее он приходит.
Анвар Мухаметзакиров прошёл трудовой путь от регулировщика радиоаппаратуры на «Радиопри­боре» до директора крупного завода. За девять лет директорства у него накопилось 245 дней неисполь­зованного отпуска.
До этого Анвар Мухаметкадырович был руково­дителем Ленинского района Казани. Вспоминая то время, он говорит:
– Любой руководитель тех лет скажет, как тогда работали. Первая оперативка – в 7 утра, последняя – в 23 часа вечера. Суббота – рабочий день. Сейчас так не работают. Наоборот, сегодня работают, чтобы жить. И я в том числе.
Почему я до сих пор работаю? Да потому, что рабо­та мне нравится, она мне не в тягость. И главное, что есть чувство востребованности. Если его не будет, пойду на отдых. А пока я вижу, что могу ещё принести пользу нашему институту.
 
Дети навсегда
dsc_0009-2
Это действительно большое счастье – встретить в своей жизни учителя, который учит не просто пред­мету, но и доброте, справедливости. Таких учителей не забывают.
Таким учителем была и Светлана Александровна Клочкова. Почему была? Да потому, что пока, прора­ботав 12 лет после выхода на пенсию, немного рассла­билась и решила взять перерыв. Живёт в основном на даче, нянчит внуков и помогает супругу заниматься садом. Но её сияющий взгляд при разговорах о школе и детях определённо говорит о том, что прошлый год всё же был не последним в её учительстве. Тем более что предложений по-прежнему много.
Букет на столе в гостиной подобен самой хозяй­ке – такой же яркий и смелый. Всё-таки её ученики, которых она выпустила 15 лет назад, хорошо знают характер своей классной руководительницы.
– Да, на днях у нас здесь на даче было настоящее «нашествие Мамая», – смеётся Светлана Алексан­дровна. – Приезжали мои бывшие ученики со своими жёнами, мужьями, детьми. Было весело!
Она преподавала биологию в Академическом кол­ледже при КГУ, потом был лицей имени Лобачевского при КФУ, затем школа СОлНЦе – специализированный олимпиадно-научный центр.
– СОлНЦе – это совершенно другие принципы учительства. Для меня ученик – это, прежде всего, человек, которого я обязана уважать! Разумеется, бывают ученики, которые мне нравятся больше. Но я никогда этого не покажу, во-первых. А во-вторых, попал в «любимчики» – будь добр, соответствуй, работай больше и лучше остальных.
Судя по тому, что среди её выпускников сегодня много профессиональных биологов, победителей олимпиад, «любимчиков» у неё было много. Один из них, Никита Алкин, – победитель международной олимпиады по биологии в 2015 году.
Хорошие отношения с детьми складывались у неё всегда, несмотря на то, что она считается одним из самых строгих учителей в школе:
– Я изначально говорила ребятам, что оценку они выбирают сами. Моя задача – просто выставить её по факту. Каждый получает то, что заслужил. Уваже­ние – вот главная основа учительства. Я не люблю слово «педагог». В переводе с древнегреческого оно означает не что иное, как раб, образованный нянька, воспитатель. Вот «учитель» – хорошее слово, наше. Я просто учитель.
Так что, Светлана Александровна, продолжение следует?
 
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: