Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Возвращение дедушкиного «запорожца»

Возвращение дедушкиного «запорожца»

Появление этого «горбатого» «запорожца» на казанских улицах каждый раз вызывает у горожан массу эмоций. Автомобильчик из глубокого советского прошлого умиляет, радует, кого‐то даже заставляет прослезиться – ностальгия

24 января 2024

Владелец раритетного ЗАЗ-965А Илья Малышев за своей мечтой, можно сказать, гонялся с десяток лет. Почему именно «Запорожец»? Точно такая машина, настоящая рабочая лошадка, была у деда в посёлке Свеча, что в Кировской области. Когда деда не стало, бабушка продала автомобиль за бесценок. А Илья всё никак не мог забыть ту машину. У деда в деревне было много различной техники, но в самый лютый мороз заводился только «Запорожец».

«ГОРБАТЫЙ» – ПО-НАСТОЯЩЕМУ НАРОДНЫЙ

Повзрослев, Илья загорелся идеей купить «горбатого» – в память о дедовском. Нашёл в одном месте, но хозяева наотрез отказалась продавать. Расстаться с семейной реликвией согласились лишь через десять лет.

– По сути, «Запорожец» был одной из первых машин в Советском Союзе, которую могли купить рядовые граждане, – говорит Илья Малышев. – «Победы» и «Волги», в отличие от «горбатого», были для них недосягаемы. Я был поражён, насколько он грамотно сконструирован. К нему прилагается книжечка по эксплуатации, в которой описано абсолютно всё. Имея три ключа и молоток, можно у себя в гараже, без наличия какого-то сервиса, его отремонтировать. «Горбатый» действительно был народным и надёжным автомобилем.

Если в молодости Илья мечтал сделать крутой современный тюнинг старой машины, то после того, как стал её обладателем, поменял эстетические представления.Он решил оставить машину в её первозданном виде, насколько это возможно. Краска, хром, салон с потёртостями – всё из 1964 года, всё родное. Но сохранить это, по понятным причинам, очень сложно.

Только три года Илья Малышев потратил на то, чтобы полностью перебрать агрегаты. Мотор, подвеска, тормоза – всё было изношено. Восстановил, начал ездить. Но забот не убавилось. Каждую осень он разбирает машину. Зиму ремонтирует. Весной собирает. Летом катается. Благо по профессии Илья инженер-конструктор, работает в авиационной отрасли. Так что в техническом отношении подкован, что называется, с головой и руками.

– Я живу этим «горбатым», для меня возиться с ним – настоящий отдых, – говорит Илья.

ЗАПАХИ ИЗ ЭПОХИ СССР

Сначала Илья хотел просто выставлять машину в колоритных местах, чтобы люди могли сделать фотографии на фоне раритетного авто. Но как-то раз его отец сел за руль, прокатился и остался от поездки в полном восторге. Он как будто вернулся в свою юность.

– Вы понимаете, тут даже запах другой, – хвастает Илья. – Пахнет не Китаем, а как у бабушки дома в деревне. Он какой-то очень приятный, ламповый, если так можно сказать. Машины сейчас так не пахнут. За день салон проветривается, но ночью запах опять накапливается. Я это связываю
с тем, что в салоне до сих пор остались те же самые советские материалы.

И вот однажды у Илья и супруги Татьяны родилась идея. Решили, что раритетный автомобиль идеально подходит для проведения экскурсий. Только не по известным казанским достопримечательностям, а по улочкам и уголкам, где ещё можно погрузиться в эпоху Советского Союза, благо такие места остались. Идея, утверждает владелец авто, сработала: клиенты получают массу эмоций.

– Чем глубже погружаешься в историю города, тем больше она тебя затягивает, – уверяет Малышев. – К примеру, на экскурсии мы рассказываем, что одна из «ночных ведьм» жила в Казани. И, отталкиваясь от этого, знакомим людей с историей женского авиационного полка, наводившего ужас на немцев во время Великой Отечественной войны. Заодно объясняем, что бомбардировщики, на которых они летали, изготавливались в Казани. А проезжая мимо речного техникума, где стоит на постаменте «Метеор», обязательно сообщаем, что эти знаменитые суда на подводных крыльях делали в Татарстане в советское время. И, конечно, рассказываем о том, что капитаном одного из первых «метеоров» был Михаил Девятаев – человек-легенда, совершивший дерзкий побег из немецкого плена на самолёте. И вот так истории наслаиваются друг на друга, и получается отличное путешествие.

ПУТЬ К «ПОБЕДЕ»

По словам владельца авто, участники дорожного движения очень уважительно относятся к «горбатому». И чем представительнее машина, тем больше почтения к «дедушке»: притормозят, вперёд пропустят, посигналят в знак приветствия.

А управлять ретроавтомобилем непросто, здесь нужен особый навык. Каждый манёвр приходится планировать заранее, внимание водителя полностью сконцентрировано на дороге, на телефон не отвлечёшься. Сложнее и разгоняться, и тормозить. Головой приходится вертеть постоянно, так как на «запорожцах» боковые зеркала не предусмотрены.

Кстати, недавно Илья воплотил в реальность уже другую свою мечту – купил «Победу» редкой модификации. Теперь он всё время проводит в гараже, доводя ретроавто до ума.

– Я действительно отдыхаю, когда восстанавливаю свой старенький автомобиль, – завершает рассказ Илья Малышев. – Ретро- машина – отражение тех людей, которые её проектировали в середине прошлого века. Это в наше время есть технологии, которые упрощают процесс, а тогда всё создавалось путём проб и ошибок. Сейчас и сплавы другие, и краска. Мне интересно во всём этом разбираться. Это моя жизнь.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: