Зиля Сунгатуллина: «Я счастливый человек»
В этом году за многолетнюю плодотворную творческую деятельность певица награждена орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».
08 августа 2019
– Вы начали работать в Казанской консерватории по приглашению Назиба Жиганова?
– Да. Когда моя педагог Валентина Андреевна Лазько уходила, Жиганов искал продолжателя ее школы. В те годы Зулейха Хисматуллина, Владимир Воронов – наши основные педагоги – стали уходить. Мудрый Назиб Гаязович «обезопасил» кафедру, пригласив плеяду молодых педагогов: Галину Ластовку, Юрия Борисенко, Эдуарда Трескина, Аллу Фадеичеву. Теперь уже мы стараемся набрать молодых – Айрата Имашева, Филюса Кагирова, Екатерину Лейдер, Любовь Добрынину, в свое время пригласили Гульнару Мурзиеву.
– Вы начали преподавать параллельно с работой в театре. Было сложно?
– Очень. В опере я пела по 15 спектаклей в месяц. С утра приходила в консерваторию, занималась с учениками, потом шла на оркестровую репетицию. По неопытности на уроках я очень много пела, показывала. Одна ученица даже была моя копия – в тембре, в манере. И я поняла, что надо раскрывать индивидуальность каждого ученика.
– Кто из ваших выпускников добился успеха?
– Максим Аксенов – солист Мариинского театра, прекрасный тенор. Лилия Губайдуллина – лауреат международных конкурсов, сейчас живет в Литве, Лариса Васюхина – в Германии. Гульнора Гатина – солистка нашего оперного театра, очень работоспособная. Сервер Кадиров тоже работает в нашем оперном театре. Всего более 60 человек работают по всей России, в Южной Корее и других странах. Выпускаются певцы разного плана. Филюс Кагиров мог бы вполне много работать в театре, он хорош актерски и вокально. Он преподает у нас, и я уверена, что со временем он уйдет в педагогику.
– В оперный театр вы пришли сразу после консерватории?
– Я попала в стажерскую группу театра на пятом курсе. В опере Доницетти «Любовный напиток» мне доверили главную партию Адины. Первой ролью в театре была Виолетта в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра». Эта роль помогла мне – пришла раскованность, ведь в оперетте нужно еще и танцевать. В театре вообще начинается второе образование. Если в консерватории ты постигаешь азы вокала, то в театре получаешь практический опыт.
– Вам кто‑то помогал выстраивать репертуар?
– Да, режиссер Нияз Даутов мудро строил программу для молодежи. Он сразу сказал, что в «Травиате» я спою через семь лет. И был прав. Разве может неопытная певица осилить эту роль? Лет через пятнадцать я могла петь и лирические партии, и лирико-колоратурные. Микаэла,
Мими, Марфа, Иоланта – с этими ролями я справлялась естеством своего голоса. Потом я пела даже более крепкие партии: Дездемона, Тамара. И люди удивлялись – да у Зили, оказывается, драматический голос! Ничего подобного. Я просто использовала имеющийся ресурс.
– Кто еще повлиял на вашу судьбу?
– Благодаря школе Валентины Андреевны Лазько я сохранила голос, она научила нас петь естественно. В училище у меня был изумительный педагог Лилия Ахметовна Каримова. Когда я опоздала на вступительные экзамены в консерваторию и искала любую возможность прослушаться, устроить встречу с ректором мне помогли люди, поверившие в меня. Это руководитель ансамбля песни и пляски, композитор Александр Ключарев. Он приглашал меня солисткой в ансамбль, но я отказалась – хотела учиться. Это и тенор Фахри Насретдинов, и заведующая вокальной кафедрой Зюгра Байрашева. К счастью, прослушивание состоялось, и Жиганову я понравилась. Я поступила с большим желанием учиться. На моем курсе учились Ренат Ибрагимов, Рубин Абдуллин – изначально было понятно, что это незаурядные личности. Мы день и ночь думали о своей профессии, читали, слушали. Процесс обучения был очень насыщенным, и за этот короткий срок нужно было созреть до оперного театра.
– Это возможно?
– Благодаря педагогам я смогла это сделать. В консерватории освоила фрагменты ведущих партий из «Травиаты», «Севильского цирюльника», «Алтынчэч». У нас была даже художественная гимнастика, ее вела Венера Мустакимова. Сцендвижение преподавала Шахсенем Асфандьярова – выдающаяся актриса Камаловского театра, танцу нас обучала балерина из оперного. У нас было все для того, чтобы работать в театре. В работе потом не было случаев, чтобы я с чем‑то не справилась. Я основательно готовилась, знала все свои вступления, дирижеры даже обижались, что я на них не смотрю! А я жила на сцене, зачем мне отвлекаться от своей роли?
– Кто из партнеров по сцене вам запомнился?
– Тенор Геннадий Васько – мой самый первый партнер по сцене, прекрасный актер и вокалист. Наверное, благодаря ему я себя чувствовала свободно. Потом были Тамара Синявская, Олег Кленов, Владимир Атлантов и многие другие. Не могу не отметить Хайдара Бигичева, изумительного певца, своеобразного, к нему надо было приспособиться. Он не любил пластические клише, но у него все выражалось в голосе – красок было столько, что ему не нужно было ничего делать.
За какую бы роль он ни взялся, это был он сам. Богатырь Джик, темпераментный Хозе, ревнивый Отелло – это сам Хайдар Бигичев. Он по-настоящему душил меня! Видимо, ему не хватало актерской техники, чтобы изобразить это правдоподобно, и он делал все искренне. Но зато публика стояла на ушах! Когда мы в Большом Кремлевском дворце ставили оперу «Черноликие. Кара за любовь», все плакали. За этот спектакль мы удостоились Государственной премии имени Тукая.
– Какие события стали знаковыми в вашей жизни?
– Сложно выделить что‑то одно. Запомнилась поездка в Швейцарию на международный экономический форум в 1996 году. Мы поехали туда вместе с Ренатом Ибрагимовым и с московским оркестром, пели на шести языках мира. Благодаря артистам, я думаю, у Татарстана появились новые деловые связи – наш салон привлекал большое внимание. Это была очень трудная миссия, мы вернулись с чувством гордости за Россию, за Татарстан.
Свое первое звание – народной артистки Каракалпакии – я получила в 80‑е годы. В Татарстане я не была еще даже заслуженной, хотя много работала. В Каракалпакии мы давали по 6‑7 сборных концертов в день на хлопковых полях, пели для рабочих в 47-градусную жару. В нашей бригаде из женщин была, кажется, только я. Мой самоотверженный труд оценили званием. Я гордая приехала – это было событие!
Затем последовало звание народной артистки Татарстана, минуя заслуженную.
– А еще вы занимались общественной деятельностью…
– В 90‑е я была депутатом горсовета. За мной закрепили самый неблагополучный район – Борисково, я занималась проблемными семьями. Ходила в эти дома, а ведь меня вообще могли прирезать! Я начала этих хулиганов приглашать на спектакли. Выбирала более легкие оперы, оперетты. Им было интересно, что их знакомая поет в театре. Я думаю, что свои плоды это принесло, кое‑кого я перевоспитала. Дети вырастали и потом на улице со мной здоровались. Меня спрашивали: «Зиля, откуда ты знаешь этих бандитов?». Я отвечала: «Они уже не бандиты». Потом семь лет в общественной палате я принимала граждан. Не знаю, скольким я помогла, но я пыталась сделать все, что могу.
– Что вы можете пожелать певцам, которые находятся в начале своего пути?
– Учиться, стремиться стать лучше, быть внимательнее к людям. Мне кажется, я научилась общаться с самыми разными людьми, решать любые вопросы. Наверное, это опыт и мудрость. Я счастливый человек – каждый день в транспорте я слышу слова благодарности от людей всех возрастов, это высшая награда для меня! Я желаю всем быть ближе к народу.
Беседовала Александра Нагорнова
Фото: Ната Смирнова
* А́льма-ма́тер
Добавить комментарий