Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Зиля Сунгатуллина: «Я счастливый человек»

Зиля Сунгатуллина: «Я счастливый человек»

В этом году за многолетнюю плодотворную творческую деятельность певица награждена орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».

08 августа 2019

В июле свой юбилей отмечает народная артистка России, Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая, заведующая кафедрой вокального искусства Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, профессор Зиля Сунгатуллина. Зиля Даяновна воспитала поколения востребованных во всем мире певцов, воплотила на оперной сцене целый ряд убедительных образов и продолжает преподавать в родной alma mater*. В этом году за многолетнюю плодотворную творческую деятельность певица награждена орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан».
1-2
– Вы начали работать в Казан­ской консерватории по пригла­шению Назиба Жиганова?
– Да. Когда моя педагог Вален­тина Андреевна Лазько уходи­ла, Жиганов искал продолжате­ля ее школы. В те годы Зулейха Хисматуллина, Владимир Воро­нов – наши основные педагоги – стали уходить. Мудрый Назиб Гаязович «обезопасил» кафедру, пригласив плеяду молодых пе­дагогов: Галину Ластовку, Юрия Борисенко, Эдуарда Трескина, Аллу Фадеичеву. Теперь уже мы стараемся набрать молодых – Ай­рата Имашева, Филюса Кагирова, Екатерину Лейдер, Любовь Добры­нину, в свое время пригласили Гульнару Мурзиеву.
– Вы начали преподавать па­раллельно с работой в театре. Было сложно?
– Очень. В опере я пела по 15 спектаклей в месяц. С утра прихо­дила в консерваторию, занималась с учениками, потом шла на орке­стровую репетицию. По неопыт­ности на уроках я очень много пела, показывала. Одна ученица даже была моя копия – в тембре, в манере. И я поняла, что надо раскрывать индивидуальность каждого ученика.
– Кто из ваших выпускников добился успеха?
– Максим Аксенов – солист Ма­риинского театра, прекрасный те­нор. Лилия Губайдуллина – лауреат международных конкурсов, сейчас живет в Литве, Лариса Васюхина – в Германии. Гульнора Гатина – со­листка нашего оперного театра, очень работоспособная. Сервер Кадиров тоже работает в нашем оперном театре. Всего более 60 че­ловек работают по всей России, в Южной Корее и других странах. Выпускаются певцы разного пла­на. Филюс Кагиров мог бы вполне много работать в театре, он хорош актерски и вокально. Он преподает у нас, и я уверена, что со временем он уйдет в педагогику.
– В оперный театр вы пришли сразу после консерватории?
– Я попала в стажерскую груп­пу театра на пятом курсе. В опере Доницетти «Любовный напиток» мне доверили главную партию Адины. Первой ролью в театре была Виолетта в оперетте Кальма­на «Фиалка Монмартра». Эта роль помогла мне – пришла раскован­ность, ведь в оперетте нужно еще и танцевать. В театре вообще начи­нается второе образование. Если в консерватории ты постигаешь азы вокала, то в театре получаешь практический опыт.
– Вам кто‑то помогал выстра­ивать репертуар?
– Да, режиссер Нияз Дау­тов мудро строил программу для молодежи. Он сразу сказал, что в «Травиате» я спою через семь лет. И был прав. Разве мо­жет неопытная певица осилить эту роль? Лет через пятнадцать я могла петь и лирические партии, и лирико-колоратурные. Микаэла,
 
Мими, Марфа, Иоланта – с этими ролями я справлялась естеством своего голоса. Потом я пела даже более крепкие партии: Дездемона, Тамара. И люди удивлялись – да у Зили, оказывается, драматический голос! Ничего подобного. Я просто использовала имеющийся ресурс.
– Кто еще повлиял на вашу судьбу?
– Благодаря школе Валентины Андреевны Лазько я сохрани­ла голос, она научила нас петь естественно. В училище у меня был изумительный педагог Ли­лия Ахметовна Каримова. Когда я опоздала на вступительные эк­замены в консерваторию и искала любую возможность прослушать­ся, устроить встречу с ректором мне помогли люди, поверившие в меня. Это руководитель ансам­бля песни и пляски, композитор Александр Ключарев. Он пригла­шал меня солисткой в ансамбль, но я отказалась – хотела учиться. Это и тенор Фахри Насретдинов, и заведующая вокальной кафе­дрой Зюгра Байрашева. К счастью, прослушивание состоялось, и Жи­ганову я понравилась. Я поступи­ла с большим желанием учить­ся. На моем курсе учились Ренат Ибрагимов, Рубин Абдуллин – из­начально было понятно, что это незаурядные личности. Мы день и ночь думали о своей профессии, читали, слушали. Процесс обуче­ния был очень насыщенным, и за этот короткий срок нужно было созреть до оперного театра.
– Это возможно?
– Благодаря педагогам я смогла это сделать. В консерватории ос­воила фрагменты ведущих пар­тий из «Травиаты», «Севильского цирюльника», «Алтынчэч». У нас была даже художественная гимна­стика, ее вела Венера Мустакимова. Сцендвижение преподавала Шах­сенем Асфандьярова – выдающаяся актриса Камаловского театра, тан­цу нас обучала балерина из опер­ного. У нас было все для того, чтобы работать в театре. В работе потом не было случаев, чтобы я с чем‑то не справилась. Я основательно го­товилась, знала все свои вступле­ния, дирижеры даже обижались, что я на них не смотрю! А я жила на сцене, зачем мне отвлекаться от своей роли?
– Кто из партнеров по сцене вам запомнился?
– Тенор Геннадий Васько – мой самый первый партнер по сце­не, прекрасный актер и вокалист. Наверное, благодаря ему я себя чувствовала свободно. Потом были Тамара Синявская, Олег Кленов, Владимир Атлантов и многие дру­гие. Не могу не отметить Хайдара Бигичева, изумительного певца, своеобразного, к нему надо было приспособиться. Он не любил пла­стические клише, но у него все вы­ражалось в голосе – красок было столько, что ему не нужно было ничего делать.
За какую бы роль он ни взялся, это был он сам. Богатырь Джик, темпераментный Хозе, ревнивый Отелло – это сам Хайдар Бигичев. Он по-настоящему душил меня! Видимо, ему не хватало актер­ской техники, чтобы изобразить это правдоподобно, и он делал все искренне. Но зато публика сто­яла на ушах! Когда мы в Большом Кремлевском дворце ставили опе­ру «Черноликие. Кара за любовь», все плакали. За этот спектакль мы удостоились Государственной премии имени Тукая.
– Какие события стали знако­выми в вашей жизни?
– Сложно выделить что‑то одно. Запомнилась поездка в Швей­царию на международный эко­номический форум в 1996 году. Мы поехали туда вместе с Ренатом Ибрагимовым и с московским ор­кестром, пели на шести языках мира. Благодаря артистам, я ду­маю, у Татарстана появились но­вые деловые связи – наш салон привлекал большое внимание. Это была очень трудная миссия, мы вернулись с чувством гордости за Россию, за Татарстан.
Свое первое звание – народной артистки Каракалпакии – я полу­чила в 80‑е годы. В Татарстане я не была еще даже заслуженной, хотя много работала. В Каракалпакии мы давали по 6‑7 сборных кон­цертов в день на хлопковых полях, пели для рабочих в 47-градусную жару. В нашей бригаде из женщин была, кажется, только я. Мой само­отверженный труд оценили звани­ем. Я гордая приехала – это было событие!
Затем последовало звание на­родной артистки Татарстана, ми­нуя заслуженную.
– А еще вы занимались обще­ственной деятельностью…
– В 90‑е я была депутатом гор­совета. За мной закрепили самый неблагополучный район – Бори­сково, я занималась проблемными семьями. Ходила в эти дома, а ведь меня вообще могли прирезать! Я начала этих хулиганов пригла­шать на спектакли. Выбирала более легкие оперы, оперетты. Им было интересно, что их знакомая поет в театре. Я думаю, что свои плоды это принесло, кое‑кого я перевос­питала. Дети вырастали и потом на улице со мной здоровались. Меня спрашивали: «Зиля, откуда ты знаешь этих бандитов?». Я отве­чала: «Они уже не бандиты». Потом семь лет в общественной палате я принимала граждан. Не знаю, скольким я помогла, но я пыталась сделать все, что могу.
– Что вы можете пожелать певцам, которые находятся в начале своего пути?
– Учиться, стремиться стать луч­ше, быть внимательнее к людям. Мне кажется, я научилась общаться с самыми разными людьми, ре­шать любые вопросы. Наверное, это опыт и мудрость. Я счастливый человек – каждый день в транспор­те я слышу слова благодарности от людей всех возрастов, это выс­шая награда для меня! Я желаю всем быть ближе к народу.
 
Беседовала Александра Нагорнова
 
Фото: Ната Смирнова
 
* А́льма-ма́тер

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: