Звёзды, которые не гаснут
В казанском многопрофильном лицее No187 «Ритм» открылся музей «Образование в Советском районе». Наша виртуальная экскурсия по музею – о том, как педагоги создавали и создают настоящее и будущее нашего города, республики, страны.
20 июня 2024
ЗДЕСЬ УЧАТ ЛЕТАТЬ САМОЛЁТЫ
Стенд «Трудовое воспитание»
Спроектировать и написать код системы для автономной доставки грузов роботом? Легко! Пройти дрон-рейсинг наравне с командами вузов на самом престижном чемпионате России? Пожалуйста! Лицеисты-старше- классники Советского района состязаются в своих инженерных навыках и становятся победителями на уровне страны. Их подготовка отвечает сегодняшним технологическим вызовам, за ними будущее отечественной промышленности. Начало этой истории положила в том числе одна из первых в республике профориентационных программ, запущенных в 90-е годы по инициативе Гульсины Шафигуллиной, руководившей тогда учебно-производственным комбинатом. В 2014 году традиции профподготовки развили в лице No110, создав базу для тренировок к чемпионату WorldSkills. Тренд подхватил и вывел на новый уровень Лицей – инженерный центр, который возглавляет Венера Хайрутдинова. Работавшая под её руководством Гульнара Галеева, став в свою очередь директором «Ритма», интегрировала традиции инженерного образования в программу лицея No187. В Лицее – инженерном центре и «Ритме» сейчас учат летать не только самолёты, но и космические спутники на новейшем лазерном двигателе.
КОГДА ЯЗЫК ОЖИВАЕТ
Стенд «Национальное образование»
В середине 2000‐х в республике задумались об эффективности преподавания татарского языка в русскоязычных группах. Министерство образования и науки Республики Татарстан поручило педагогам разработать систему преподавания татарского языка как иностранного. Эту задачу решил коллектив авторов, в который вошла и учительница татарского языка из гимназии No141 Фирая Фаизова. Педагоги создали целый комплекс материалов: учебник, книгу для учителя, поурочные планы, тесты, домашние тетради и аудиокассеты, – с помощью которого можно вести уже готовые уроки. Сегодня Фирая Сафовна на пенсии, но уникальный учебно‐методический комплект, в разработке которого она приняла участие, продолжает применяться в части школ республики. Активный, творческий, ответственный подход к преподаванию татарского языка – визитная карточка педагогов Советского района. В условиях конкуренции языковых предметов с «твёрдыми» науками они сохраняют достойный уровень преподавания, побеждают в профессиональных конкурсах, выигрывают гранты, участвуют в научно‐практических конференциях. И зажигают новые звёзды – своих учеников, среди которых всё больше победителей республиканского этапа олим‐ пиады по татарскому языку и литературе.
МУЗЫКА УСПЕХА
Стенд «Дополнительное образование»
Своя изюминка есть у каждого из 13 учреждений дополнительного образования района. В центре «Дербышки» работают кружки для детей с ОВЗ, в «Танкодроме» занимаются военно‐патриотическим и экологическим воспитанием, в «Детской академии» преподают хореографию и вокал. О том, как всё это важно и нужно, говорит посещаемость: дополнительным образованием занимается примерно треть юных жителей района. В чём секрет?
– Сегодня высоко ценятся креативное мышление, коммуникабельность, творческий подход и системность. Именно это даёт дополнительное образование, музыкальное – в том числе. Родители это понимают, а дети с радостью изучают новое, – говорит Анна Смирнова, директор Детской музыкальной школы No21. Среди её учеников – 14 обладателей именных стипендий мэра Казани. Это один из самых высоких показателей по городу.
– Наш опыт показывает: если педагогу комфортно, то он готов свернуть горы и справиться со всеми сложностями, – говорит Анна Смирнова. – Потому что учитель – это счастливая профессия, и нет ничего более гармоничного в жизни, более благодарного, чем общение с ребёнком.
РОМАН ФАТХУТДИНОВ, глава администрации Советского района Казани:
– Воспитывать в наших детях уважение и признание учителей и наставников – важно. Музей однозначно
будет пополняться экспонатами и историями! Наш район растёт, развивается, молодеет. Ребят становится больше, на первый план выходит доступность образовательных организаций и качество образования.
В современном мире, с обилием информации и активным ритмом, учитель, конечно же, должен соответствовать, уметь видеть тренды и быть на одной волне с молодёжью, вместе с тем – оберегать и воспитывать подрастающее поколение, вкладывая в него свой опыт и правильные ценности. Музей – одна из точек соприкосновения поколений.
МАСТЕР-КЛАСС ГУМАНИЗМА
Стенд «Профсоюзы»
Широкая Волга, виды на живописные берега, остановки и экскурсии в Чебоксарах и Нижнем Новгороде. Днём – мастер-классы, по вечерам – концерты, танцы. И, конечно же, очень много душевного общения, которого всегда не хватает, особенно пенсионерам. Такие речные круизы – традиция для профсоюза педагогов Советского района. Их организацией, как и организацией множества других мероприятий для членов профсоюза и, конечно же, для ветеранов, занимается Венера Нуреева, председатель районного отделения Татарстанской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования, одна из создателей музея. Поддержка отношений между школами района, создание тёплой, творческой атмосферы – это один из способов защитить педагогов от профессионального выгорания. Венера Нурмыхаметовна умеет видеть ценность каждого. С 2007 по 2017 годы она возглавляла районный отдел образования Советского района, и во многом благодаря её поддержке школы района получали замечательных директоров. Их имена сегодня хорошо известны в республике – уже не только как педагогов, но и как общественных и государственных деятелей.
В РЕСПУБЛИКЕ. ЭТО ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, В КОТОРОМ РОЖДАЮТСЯ НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИЗУЧАЮТСЯ НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ, СОЗДАЮТСЯ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ.
ПАТРИОТИЗМ – ЭТО ДЕЙСТВИЕ
Стенды «Они сражались за родину» и «Военно-патриотическое воспитание»
Из множества ушедших на фронт во время Великой Отечественной учителей района назад вернулись лишь 17. Вернувшись, они продолжили работать на фронте образования.
– В 1940-х татарстанские школы продолжали работать. Это человеческий и профессиональный подвиг – преподавать, мотивировать детей учиться в условиях сурового рабочего тыла, день и ночь работавшего для фронта, – говорит Альберт Газизов, директор музея и один из его создателей.
Имена татарстанцев-фронтовиков не забыты: об участии республики в Великой Отечественной войне говорят на уроках в кадетских классах, открытых в нескольких школах и лицеях Советского района, а также на мероприятиях юнармейцев.
– В нашем школьном этнографическом музее есть экспонаты, связанные с Великой Отечественной войной, например, письмо солдата, которое он отправил матери в Казань. Это настоящая реликвия. Мы сами проводим музейные занятия по истории для младших классов, – говорит Артём Горностаев, ученик 11-го класса и президент казанского лицея No110. – Патриотизм для меня – это стремление изменить что-то к лучшему, внести свой вклад в развитие школы, района, страны, следуя её ценностям и целям.
ГУЛЬСИНА ШАФИГУЛЛИНА, председатель совета ветеранов-педагогов Советского района Казани, соорганизатор музея:
– Я пришла в систему образования Советского района в 1984 году и проработала в ней больше 34 лет. У нас было так много звёзд! Хочется, чтобы сохранилась память обо всех, кто так много сделал для школ и учеников района. Так что наша работа только началась. В планах – сделать музей интерактивным, собрать и разместить на его онлайн-ресурсах информацию о как можно большем количестве директоров, заместителей директоров, учителей.
КАПИТАНЫ И ИХ КОМАНДА
Стенд «Директора»
В 90‐е годы прошлого века в период глубокого экономического и политического кризиса в стране учителям месяцами не платили зарплату, и одной из главных задач директора школы было сохранение педагогического коллектива. Как настоящие топ‐менеджеры, руководители образовательных учреждений тогда искали спонсоров, которые помогли бы удержать школы на плаву. Сегодня эти проблемы далеко позади. Но серьёзность и объём задач, высокая степень ответственности и сегодня требуют от директоров школ быть и квалифицированными педагогами и компетентными руководителями. Для становления таких специалистов преемственность и передача опыта очень важны.
– Очень ценно, что директора нашего района – единая команда. Они дружны, поддерживают и помогают друг другу. Радости и горести здесь делятся на всех. А если наши директора переходят в другие районы, то поддерживают связь с нами. Такие тёплые, человеческие отношения – это основа преемственности, – говорит Эльмира Арсланова, начальник отдела образования Советского района. – Многие школы района сегодня успешны в том числе потому, что традиции управления и развития в них, заложенные директорами предыдущих поколений, поддерживаются и сейчас. На наши встречи мы обязательно приглашаем ветеранов, которые могут не только порадоваться успехам школ, ставших им родными, но и помочь советом в сложной ситуации.
ГУЛЬНАРА ГАЛЕЕВА, директор многопрофильного лицея No187 («Ритм») Советского района Казани:
– Наш лицей – одно из новейших образовательных учреждений района, и потому с самого начала мы фокусировались на преемственности лучших образовательных традиций и сохранении связанной с ними истории. Музейный проект, посвящённый истории просветительства и образования на территории Республики Татарстан, – часть концепции, по которой создан «Ритм». В 2023 году по проекту, который разработали для нас научные специалисты Национального музея Татарстана, мы открыли «Музейную аллею», которая рассказывает о системах образования со времён Волжской Булгарии. Музей «Образование в Советском районе» – продолжение этой инициативы. Экспозиция охватывает историю с 1930‐х годов по сегодняшний день. Часть экспонатов нам передала гимназия No175, где такой же музей функционировал до недавнего времени. Третьим этапом реализации музейной концепции станет открытие в «Ритме» экспозиции, посвящённой Назибу Жиганову, выдающемуся татарскому композитору, чьё имя носит улица, на которой находится наш лицей.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Кроме визуального материала, в музее множество экспонатов, вещей, связанных как с образованием, так и с бытом татарстанцев 50‐х, 60‐х, 90‐х, 2000‐х. В центре зала – один из самых старых экспонатов – выкрашенная в рыжий цвет деревянная парта с откидной крышкой. С тех дней, когда за ней учились, сменилось несколько поколений учеников и учителей. Основательно изменился и продолжает меняться учебный процесс. Но музей в «Ритме» связывает прошлое, настоящее, будущее одной идеей. Хорошее образование основывается на любви педагога к своему делу и своим ученикам. А любовь незабываема.
Добавить комментарий