
Звёзды зажигают в Татарстане
Кто возродит хоккейную славу России
04 сентября 2017
ИГРА ПО НАУКЕ
– Мы заявляем о создании Академии хоккея не на словах, а на деле, – сказал Президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании наблюдательного совета академии. – Посылаем хороший сигнал спортивному, хоккейному миру России. Такая система должна работать по всей стране. Так мы сможем обеспечивать интересы нашей команды и национальной сборной. Мы же не можем дать российский паспорт иностранцам, чтобы они за нас в хоккей играли, – это стыд и позор.
Первая в России Академия хоккея на учебное заведение, в его классическом понимании, вовсе не похожа. Это, скорее, научный центр, за стенами которого сосредоточенно работают лучшие спортивные умы страны. Совсем скоро они создадут свою уникальную методику подготовки профессиональных хоккеистов.
По словам Наиля Маганова, президента Федерации хоккея РТ и хоккейного клуба «Ак Барс», в Татарстане уже создана одна из лучших в стране инфраструктур для развития хоккея. 42 катка с искусственным ледовым покрытием, 32 специализированные детско-юношеские спортивные школы.
– Был проведён анализ ситуации с развитием как массового, так и профессионального хоккея, изучены мировой опыт и современные тенденции, – сказал он на заседании наблюдательного совета академии. – Вывод: основная задача – подготовка тренерского состава, укрепление кадрового потенциала.
Сегодня в арсенале академии три сильнейшие детско-юношеские спортивные школы: казанские «Ак Барс» и «Динамо», а также альметьевская «Нефтяник». Неплохая практическая база, учитывая, что всего тренируются свыше 1300 юных хоккеистов. Их привычный спортивный уклад изменится начиная с этого сезона.
Первыми почувствуют это малыши – уже в августе появится новая методика по работе с детьми пяти‑шести лет. Далее последуют остальные – затрагивающие весь период обучения ребят в ДЮСШ.

НОВОЕ СТАРОЕ
Существует мнение, что одна из причин, по которой российская сборная не может выбиться в лидеры мирового хоккея, – отсутствие в стране чёткой системы подготовки игроков. В Канаде, Швеции, Финляндии и других успешных в плане хоккея странах существует своя программа развития детского спорта. Там воспитание молодых звёзд поставлено на поток. У нас же, если и «выстреливает» чьё‑то громкое имя, то это, скорее, удача и врождённый талант, нежели последовательная работа.
На воспитание успешного хоккеиста уходит ни много ни мало десять лет. Как эффективно использовать каждый год? К решению этого вопроса академия подключила лучших специалистов страны. Так, консультантом в части разработки методологии стал Игорь Захаркин – экс-тренер сборной России, обладатель двух Кубков Гагарина. Теоретик и практик в одном лице. Заведующий кафедрой хоккея Российского университета физкультуры ещё во времена СССР входил в научную группу при сборной команде страны.
– Захаркин – носитель методологии советского хоккея, но разве она не устарела? – спрашиваю директора академии Евгения Рычкова.

– Конечно нет! Посмотрите на канадцев – они играют в советский хоккей. Когда‑то в Канаде приняли за основу подготовки хоккеистов советские методики. Те, которые нами были утрачены, ведь в 90‑е годы мы потеряли главное – кадры. Тогда одномоментно из страны выехали двести хоккеистов и огромное количество тренеров. Была утеряна преемственность. Мы хотим возродить славные традиции советского хоккея, но привнести в них современные тенденции, в том числе и за счёт привлечения опытных иностранных специалистов.
В Казань уже приезжал знаменитый финский тренер Рейо Руотсалайнен – проводил семинары с тренерами академии, а также занятия с детьми. Рейо специализируется на технике катания и является одним из лучших атакующих защитников в мире. В России таких специалистов практически нет. Согласитесь, стоять на одном льду со звездой такой величины – это вдохновляет! А в самом конце лета тренировочный лагерь в Казани проведёт ведущий специалист НХЛ, тренер международного класса по конькобежной подготовке и эффективному катанию Бесарион Цинцадзе. Подобные встречи в академии планируют поставить на поток, приглашая мастеров мирового хоккея не реже двух раз в месяц.
СТРАШНО НЕ БУДЕТ!
Сегодня мотивация маленького спортсмена чаще всего основана на страхе. «Это в корне не верно!» – считают в академии.
– Мы решили полностью изменить подход к воспитанию юных хоккеистов, – рассказывает Евгений Рычков. – Ребята в возрасте от 5 до 12 лет должны получать радость от занятий спортом, параллельно осваивая ключевые навыки и технические приёмы хоккея. А для этого нужно, чтобы результат в виде командных побед не довлел над их тренерами и не вступал в конфликт с нашей сегодняшней задачей – развитие игрока как индивидуальности. Да, мы меняем подход к проведению соревнований для детей раннего возраста, отменяя в них подсчёт очков! На первый план у нас выходят совсем другие критерии оценки работы тренеров. Например, физическое состояние воспитанников, их хоккейные навыки.
Подход этот не нов и принят во многих странах мира – например, в школах Скандинавии и Северной Америки. Мальчишек начинают нацеливать на победный результат в 12–14 лет – гораздо позднее, чем традиционно в России. Соответственно, меняется и подход к подготовке спортсмена.
В академии амбициозные задачи планируют решать не только посредством новых методик, но и с помощью создания мощной конкурентной среды. Согласитесь, сильный противник – это тоже учитель. Приглашение известных детских и юношеских команд страны, создание собственного международного турнира – всё это в самых ближайших планах академии. А не так давно ребята 11–12 лет и сами побывали в гостях – на детском хоккейном турнире Gouverneurs AAA в Квебеке. В полуфинал вышли с трижды разгромным счётом 20:1, оставив позади команды США и Канады. В финале также смогли разбить соперников и одержать победу с явным преимуществом. Неплохой старт, не правда ли?
Сегодня в трёх ДЮСШ, входящих в состав академии, трудятся порядка семидесяти тренеров. Все они – люди с уже сложившимся спортивным опытом, со своими наработанными методиками. Но примут ли они новшества, которые спустит им академия, или противостояния не избежать?
– Мы сразу же рассматривали этот риск как существенный, – отвечает Рычков. – Чтобы конфликта с тренерами не возникло, часть из них привлекли к сотрудничеству уже на стадии разработки методики, часть – на этапе критического анализа. В итоге у нас получается совместный продукт, к которому каждый приложил руку.
ПАПУ – В СОЮЗНИКИ!
На то, чтобы вырастить полноценного игрока, в среднем требуется десять лет. К счастью, чтобы оценить работу академии, ждать столько не придётся – результаты можно будет ощутить уже через год. Первыми, кто сможет это сделать, станут… родители.
– Степень их удовлетворённости – один из важных критериев оценки нашей работы, – говорит Евгений Рычков. – Да, родителей можно воспринимать по-разному. Мы, например, считаем их потенциальными помощниками и очень хотим привлечь на свою сторону.
Первым, с чего начнёт новый сезон каждый тренер ДЮСШ академии, станет встреча с родителями. До мам и пап малышей внятно донесут, чему научат их детей за этот год. Ну а тем, у кого ребята постарше, будут озвучены более амбициозные задачи. Например, победы в определённых турнирах.
– Поскольку системно такая работа у нас никогда не велась, очень часто между тренерами и родителями возникало недопонимание, – говорит Рычков. – Ведь далеко не каждый родитель приводит своего ребёнка в ДЮСШ, чтобы вырастить из него спортсмена. Психологическое и физическое здоровье – вот их цели. Правильное питание и режим дня наших воспитанников – это те вопросы, в которых мы намерены отныне сотрудничать. Да, не все родители знают, что после тренировки нужно дать ребёнку не чипсы, а банан, или как правильно соблюдать питьевой режим. Если мы научим их этому, то и спортивные результаты будут лучше!

УМ ХОККЕЮ НЕ ПОМЕХА
Силён телом и духом, но не умом – таков сегодня среднестатистический портрет молодого спортсмена. Впрочем, это ещё одна тенденция, которую в академии намерены переломить.
– «Уважаемые родители, выбирайте: либо хоккей, либо учёба!» – к сожалению, эти слова без стеснения произносят большинство тренеров, – признаётся Рычков. – Мы считаем, это в корне неправильно. Ребёнок после окончания детско-юношеской спортивной школы должен быть полноценной личностью.
С этого года у тренеров будет новая инструкция, отдельным пунктом которой станет проверка дневников. Двоечники до тренировок допускаться не будут до тех пор, пока не исправят оценки.
– Как‑то это несколько диссонирует с целями спортивными? Вам не кажется? – спрашиваю Рычкова.
– Нисколько! Дисциплинированный человек и на поле более собран. Как можно сформировать стержень характера, если без конца допускать слабину?
В пример Евгений Рычков приводит Студенческую хоккейную лигу США, где игрок, вне зависимости от своей звёздности, не допускается на лёд в случае неуспеваемости в институте. И без разницы, что происходит, хоть плей-офф! Это правило проходит через всю систему подготовки хоккеистов в Северной Америке. Наиль Маганов – президент Федерации хоккея РТ и член наблюдательного совета академии – уже выразил аналогичную позицию по данному вопросу. Всё‑таки цифра в 1300 воспитанников – это повод задуматься о будущем подрастающего поколения.
МОНЕТИЗАЦИЯ УСПЕХА
Сначала он падает. Вытянув ноги и руки, скользит по ледяной глади всем телом, затем лихо подтягивает под себя колени и вот уже снова перебирает коньками по льду. Закадровый голос озвучивает все действия героя. Так выглядит тренировочный ролик к одному из спортивных упражнений.
Планируется, что сотни таких видеоинструкций, описание методик и мастер-классы – словом, часть разработанной в Казани методологии детского хоккея будет доступна сотрудникам академии и её ученикам на официальном сайте. Впрочем, использовать наработки смогут не только они.
К слову, Академия хоккея «Ак Барс» имени Юрия Моисеева – детище известной татарстанской компании. Окупить в будущем затратный проект – эта задача озвучена уже на этапе стартапа. Прорабатываются разные варианты. В том числе и внедрение методики в других регионах посредством системы франчайзинга. Или продажа её спортивным школам и клубам, причём не только российским, но и зарубежным.
При этом здесь уверены, что цели коммерческие не помешают миссии социальной. Более того, объективно они взаимосвязаны. Ведь увеличение массовости спорта прямо влияет на качество подготовки спортсменов. А дети из малообеспеченных семей очень часто вырастают в хороших игроков.
– В планах академии – поддержка одарённых ребят из малообеспеченных семей, – говорит Евгений Рычков. – Мы понимаем, что спорт для них играет в том числе и роль социального лифта. Он даёт шанс реализоваться в жизни.
– Не получится ли так, что компания будет вкладывать в подрастающее поколение огромные деньги, а воспользуются плодами этих вложений уже чужие клубы?
– Это вопрос будущей трансферной политики и работы агентов. Мы же свою задачу будем считать выполненной, когда хороших игроков, выращенных в Татарстане, окажется с лихвой.
Добавить комментарий