Профориентация как билет в будущее
О том, как организована сегодня в школах профориентационная работа, как средним учебным заведениям помогают вузы и предприятия и зачем нужно тестировать родителей, – в беседе с заместителем министра образования и науки Татарстана Минзалиёй Закировой.
– Минзалия Загриевна, итак, в школы пришла профориентация…
– Начнём с того, что профориентационные занятия в системе среднего образования были всегда. Ещё в 1980‑е годы одной из первостепенных государственных задач в документах числилось «кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся». В советские годы был, например, опыт создания знаменитых физико-математических школ. А все старшеклассники в обязательном порядке обучались каким‑либо профессиям. Мы это помним, и современные реалии строятся как раз на этом фундаменте.
– А как именно строится сегодня в школах профориентационная работа?
– Есть методические рекомендации Министерства просвещения России, где определены семь форматов организации такой работы в каждой школе. Прежде всего это, конечно, непосредственно уроки – профориентационное содержание является частью урока по каждому предмету. Если говорить о новшествах этого года, то появился внеурочный курс занятий «Россия – мои горизонты» – час занятий каждую неделю в шестых – одиннадцатых классах. Основой этой программы в Татарстане является проект «Билет в будущее», который содержит профориентационные диагностики подростков, занятия, посвящённые изучению различных отраслей экономики, региональной специфики рынка труда, знакомству с работой служб занятости и социальной защиты.
Также в рамках профориентации предусмотрены экскурсии на производство, посещение профориентационных выставок, участие в профессиональных пробах, ярмарках профессий, днях открытых дверей в вузах, колледжах и техникумах, проектная деятельность учащихся.
Все мы понимаем, что вопрос «кем быть?» всегда был жизненно важным и профориентационная работа всегда была начальным этапом в деле самоопределения каждого ребёнка, развития его склонностей и талантов. Ну и, кроме того, эта работа должна решать вопросы кадровых потребностей и технологической независимости страны…
– …что, в свою очередь, означает, что в грамотной профориентации заинтересована должна быть не только школа…
– Конечно, свой вклад тут должны сделать и предприятия, и различные общественные и профессиональные институты, потому что это наше общее будущее.
– А есть ли примеры успешного сотрудничества в профориентационной работе школ и колледжей, вузов, предприятий? Насколько я знаю, медуниверситет открывает в некоторых школах свои классы...
– И не только медуниверситет, который действительно сегодня курирует учеников 17 школ. В 114 учебных заведениях открыты агроклассы. В 22 школах организуется работа при поддержке передовой инженерной школы КНИТУ – КХТИ «Промхимтех». Есть у нас в школах классы, ориентированные на IT, на энергетический сектор, на подготовку будущих нефтяников и инженеров – всё это при поддержке различных профильных предприятий.
Особая тема – системы полилингвального образования (включающая шесть школ) и кадетского образования (представленная одним кадетским корпусом, одиннадцатью школами-интернатами и тремя кадетскими школами).
Отдельно хочется отметить работу вузов, которые на безвозмездной основе организуют повышение квалификации для учителей в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Например, сейчас, в период осенних каникул, на базе аграрного университета и ветеринарной академии прошли обучение учителя, участвующие в проекте «Агрокласс». Много интересных проектов реализуют КФУ, медицинский университет, КНИТУ – КАИ, энергоуниверситет. Очень радует, что равнодушных нет.
– Профориентационная работа, вероятно, предполагает тестирование школьников на их склонность к тому или иному виду деятельности?
– Конечно. Для этого используется федеральная многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа (https://bvbinfo.ru/), на которой можно пройти онлайн-диагностику по методике, позволяющей оценить интересы ученика, и на этой основе рекомендовать профиль обучения. Эта работа проводится в шести возрастных группах, для каждого из классов с шестого по одиннадцатый. По итогам тестирования на платформе автоматически формируется индивидуальный отчёт с конкретными рекомендациями, в том числе относительно выбора уровня образования и перечня рекомендуемых предметов для сдачи ЕГЭ. Отчёт предназначен как самому школьнику, так и его родителям или законным представителям. Отдельный отчёт передаётся в школу, чтобы там видели распределение интересов учеников по профилям обучения.
– Как раз хотелось спросить о работе с родителями, ведь их роль в профессиональном самоопределении ребёнка очень велика…
– Это правда. И мы не только сообщаем им о результатах тестирования, но проводим тематические родительские собрания, привлекаем родителей к активному участию в профориентационной работе как представителей различных профессий, делимся с ними информацией об актуальных профессиях рынка труда, прогнозом кадровой востребованности.
Есть даже тестирование для родителей, оно помогает выявить, насколько представления ребёнка о себе совпадают с представлением родителя о ребёнке по этим же критериям. Отдельное место занимает тест «Родительские сценарии», помогающий взрослым выявить и, возможно, скорректировать установки, которые они транслируют своим детям о способах выбора профессиональной деятельности.
– Каких результатов мы вправе ожидать от усиления профориентационной работы в школах?
– Крайне важно формирование осознанной компетентности в выборе будущей профессии. А для этого образовательное пространство должно быть практикоориентированным, на это должно быть направлено содержание каждого урока или внеурочного занятия.
Конечные результаты должны быть связаны с обеспечением кадровых потребностей региональной экономики. Основа для достижения такого результата – тесное взаимодействие региональных и муниципальных органов власти, образовательных организаций разного уровня, педагогического и родительского сообщества. Именно в таком единстве – сила, одна на всех общая формула успеха.
Евгения Чеснокова
Фото: tatar-inform.ru
Добавить комментарий