Каз омэсе: праздник гусиного пера
Подморозило, пришли холода? Значит, самое время для праздника – в татарских деревнях каз омэсе! Древняя традиция, истоки которой теряются в веках, сегодня переживает пору ренессанса. Театрализованные каз омэсе, с песнями, танцами, конкурсами, теперь проводятся даже на районном уровне, в домах культуры: хозяюшки, самые сноровистые, состязаются в умении ощипать гуся... В сёлах всё проще. Зато и аутентичнее. Оказавшись на празднике каз омэсе в деревне Большие Ачасыры, ваш корреспондент смог в этом убедиться.
Татарская песня, душевная и плавная, как течение реки, заполняет пространство. Молодицы, напевая, ощипывают гусиные тушки: перья и пух возле ног показывают масштаб уже сделанного. Каз омэсе – праздник. И одновременно работа, не самая простая, между прочим. Но такая работа, которая не в тягость, а в радость. Гуси все выросли, набрали вес – самое время заготовить гусятину на зиму. В одиночку – замаешься. Сообща, под песни и разговоры – самое то.
ВСЯ СЕМЬЯ В СБОРЕ
Каз омэсе, которое проводит у себя Кадрия апа Гарафетдинова, на этот раз праздник семейный. Среди участников две дочери, сноха и две сестры. И одиннадцать гусиных тушек. Все нужно ощипать, выпотрошить, промыть...
– Гусят я в этом году взяла месячных, привезла из Апастово, – рассказывает мне Кадрия апа, пока певуньи заняты делом. – А раньше было не так: птенцов выводили почти в каждом деревенском доме.
Если честно, мои собственные детские воспоминания про то «раньше» – не самые весёлые. Как только дни поворачивали на весну, в доме появлялась «хозяйка» – гусыня. С этого момента на беготню и шум в комнатах накладывалось табу: чтобы не беспокоить «хозяйку». А нрав у неё был суровый: забудешься, свесишь ноги с кровати – гусыня рраз и ущипнёт, да так больно!
– Порядок был такой: с осени оставляли в хозяйстве гусиную семью, – продолжает Кадрия апа. – Одного гусака и трёх гусынь. Как только начинало теплеть, гусака принимались хорошо кормить, чтобы он как следует исполнял свои обязанности. А после того, как гусыня садилась на яйца, внимание переключалось уже на неё. На 90 дней, пока не выведутся птенцы.
Всю зиму содержать четырёх гусей было накладно. Поэтому на некоторых подворьях оставляли лишь гусыню. А ближе к весне её относили в гости – в дом, где есть гусак. Потом, понятно, с хозяевами рассчитывались.
ПУХ, ПЕРО И ПЕСНЯ
Одиннадцать гусей ощипали и подготовили за каких‑то два часа. За работой время пролетело незаметно. Кадрия апа, как и положено настоящей хозяйке, при этом всё больше руководила:
«Гүзель, как прогладишь тушки, почисти как следует шеи и ножки», «Девчонки, может, перерыв, чайку попьёте?» «Гульназ, дочка, поудобнее сядь – быстрее работа пойдёт...».
Песни, шутки, приколы – всё это как‑то само собой превратило нелёгкий труд в развлечение. Разве что гармониста не хватило для полного счастья.
– И гармониста, и девчат из нашего деревенского ансамбля «Зобэржэт» на каз омэсе я раньше обязательно приглашала, – говорит Кадрия апа. – Нынче гусей не так много, поэтому решили всё сделать попроще, в узком кругу. Зато в этом году дети привезли внуков – начали и их приобщать к традиции. Помощи от них серьёзной пока нет, но пусть смотрят, учатся.
Время идёт, давняя традиция в чём‑то видоизменяется. Раньше каз омэсе всегда проводили в бане, Кадрия апа выбрала для действа теплицу – тепло, светло. Так удобнее, поясняет хозяйка. Ещё одно местное ноу-хау: гусиную тушку вначале проглаживают утюгом – потом легче ощипывать..
. – А что вы делаете с гусиным пухом? – спрашиваю хозяйку.
– Обычно продаём сборщикам. Но нынче хочу сделать новые подушки: девчонки мои все старые повыбрасывали...
РОДНИК, ПРИМЕТЫ И ЗАСТОЛЬЕ
С гусиными тушками на коромыслах женщины отправляются к роднику. Кадрия апа идёт следом и разбрасывает перья...
– Такая традиция, – говорит хозяйка. – Есть поверье: если на берегу разбросать гусиные перья, то и на будущий год будут гусята и все они вырастут.
– В селе всегда спускаются к роднику, чтобы промыть тушки?
– Да, так издревле повелось.
– Но ведь сейчас водопровод в каждом доме...
– Всё равно всегда идём к роднику.
Фанзиля Завгарова, Центр возрождения и развития национальных культурных традиций татарского народа «Татарские реликвии», кандидат филологических наук:
– Я и сама в молодости много участвовала в каз омэсе. Обычно на него не приглашают всех подряд – только сноровистых, умелых девушек. У нас в селе это обычно были пять‑шесть человек. Каждый год артель обновлялась: девушки выходили замуж, им на смену приходили другие. В каз омэсе все роли распределены. Девушки ощипывают гусей, а хозяйка тем временем печёт блины на свежем гусином жире. Потом зовёт девушек на чай. После окончания работы – снова в дом. Там горячий суп, чай со сладостями. Затем все идут к роднику – промыть тушки в проточной воде. Вечером снова все собираются в доме. Хозяйка к этому времени уже приготовила гуся, накрыла на стол. Дальше – душевное общение, песни, игры... Конечно, что‑то со временем меняется, сегодня и яства на столе разнообразнее. Но смысл прежний: гуси выращены, работа выполнена – можно и праздник душевный устроить.
Кадрия апа живёт в Больших Ачасырах почти 38 лет – с тех пор, как пришла в дом невесткой. И всегда в хозяйстве были гуси.
– Последние три года гусей не брала, но нынче не удержалась, – говорит хозяйка. – Озерцо прямо рядом с домом, птицу держать очень удобно. Да ради одного каз омэсе стоит держать! Дети съезжаются на праздник, родные, соседей зовёшь! Угощение готовишь для тех, кто гусей ощипывает. Всю жизнь так. Это же праздник!
...К возвращению женщин с родника стол уже накрыт. Главное блюдо – гусь, только что из печи! У Кадрии апа не сходит с лица улыбка: дети собрались вместе, дома аромат вкусной еды, чистые гусиные тушки висят в чуланчике. Тепло и уютно – так тепло и уютно может быть только в деревне, рядом с мамой.
Руфия Фазылова
Фото: Лилиана Валитова
Добавить комментарий