Шорыкйол. Марийский Новый год
«Избушка на время превращается в театр, молодые люди – в актёров, все гости – в зрителей. Что за костюмы! Один надел на себя мешок, разрезанный с двух сторон для прохода рук, на голове у него маска с отверстиями для рта и глаз, усы и борода подведены углём. Другой без всякого одеяния, кроме обуви. Он обвязан соломой так искусно, что незаметно, есть на нём какое‑то платье или нет. На других надеты вывороченные шубы, кисти рук, лица вымазаны у всех сажей до такой степени, что видны только одни белки глаз».
Таким увидел Шорыкйол известный этнограф, выпускник Казанского университета Степан Кузнецов. Не вчера – ещё в XIX веке. Почти два века минуло, а этот марийский праздник жив-здоров, каждый год расцвечивается новыми красками. Чего и вам желает. Самое время узнать про него побольше.
«ОВЕЧЬЯ НОГА, ДАЙ РАСПЛОД!»
Шорыкйол начинает свой отчёт от 22 декабря – самого короткого дня, самой долгой ночи и самой длинной тени в полдень в Северном полушарии. Название праздника переводится как «овечья нога». Только не спешите сглатывать слюну, представляя себе запечённую баранину со специями. Кухня здесь не при чём: у марийцев заведено во время праздника, заглянув в хлев, дергать овец за ноги и приговаривать: «Шорык йол, шочыкто!» – «Овечья нога, дай расплод!» Таким образом «программируется» большой приплод скотины в новом году. А ещё принято в огородах сгребать снег в кучи, напоминающие стога и скирды, в садах – трясти ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников. Всё для того, чтобы в новом году собрать богатый урожай.
Шорыкйол – это, можно сказать, и некая ревизия – для наведения порядка в хозяйстве, что должно обернуться благополучием и достатком в будущем. Мужчины проверяют своё охотничье снаряжение, рыболовные снасти, орудия труда, женщины вывешивают на улице своё рукоделие, дети демонстрируют свои поделки. Да и напечь, настряпать чего повкуснее надо. Таким образом идёт подготовка к встрече с ряжеными во главе с Васли кува-кугыза (старик Василий и его старуха). Перед ними придётся ответ держать, как год прожит. И лучше не привирать, а то ведь могут на слово и не поверить, сами всё пересчитать.
ТУЛУПЫ НАИЗНАНКУ И ПОДАРОК В ТАЙНОМ МЕСТЕ
В празднике Шорыкйол обычно участвуют все жители деревни, от мала до велика.
– Без детей никакие праздники у нас не проходят, – говорит Ирина Родыгина, участница фольклорного ансамбля «Кна вел» при Починок-Кучуковском сельском доме культуры Кукморского района. – Это необходимо, чтобы они с малых лет впитывали родную культуру.
Преемственность у марийцев поставлена во главу угла. Ирина, учительница родного языка, например, на сцену выходит в монисто из серебряных двугривенных монет XIX века и национальном платье. Всё это – наследство прабабушки Ульяны Никифоровны Исаевой.
– Я в Шорыкйол ходила по домам ряженой, ещё когда в первый класс пошла, вместе с друзьями, – дополняет рассказ Ангелина Ирбулдина, руководитель «Кна вел» и худрук сельского дома культуры. – Наряжались почти так же, как и сейчас: вывернутые наизнанку тулупы, новогодние маски животных… Тогда нас никто не организовывал, знали, что есть такая традиция, и шли по домам. Самим интересно и весело было. Но это, конечно, не так масштабно и зрелищно, как сейчас проходит. Больше всего мне нравится, когда хозяева не просто угощают чем-то, а прячут подарки. Так, что найти их бывает непросто.
РЯЖЕНЫЕ, МОЛИТВА И ГАДАНИЯ
Был период, когда в Починок Кучуке про Шорыкйол стали забывать. Возродили традицию лет семь назад, во многом благодаря Леониду Искакову, прежнему руководителю «Кна вел». Леониду Александровичу уже 71 год, но от дел не отходит, в коллективе до сих пор за гармониста. А ещё он карт – старейшина (он же жрец) марийцев Кукморского района.
– Сколько себя помню, на Шорыкйол всегда ряженые ходили, в основном молодёжь и дети. А мать рассказывала, что в прежние времена поголовно взрослые наряжались, – вступает в разговор Леонид Искаков. – И мы эту традицию тоже возродили. Не только в Починок Кучуке, но и в соседних деревня – Княгор, Старая Кня и Чигайка. А после обхода домов все собираются в клубе на посиделки, перед началом которых я, как карт, читаю молитву.
Раньше ряженые только в марийские дома заходили, сейчас и к татарам, и к русским, и к украинцам, и даже к вьетнамцам заглядывают. Последние шутят, что им очень нравится целых четыре Новых года отмечать: марийский, обычный, старый и по восточному гороскопу.
Правда, признаётся карт, как и в прежние годы, не во всяком доме ряженым рады. Раньше таким хозяевам, бывало, двери снегом заваливали. Сегодня такое не практикуют. Зато по-прежнему в ходу гадания. Например, незамужние девушки заходят в стайку и в темноте ловят овцу. Какая попалась – такой и жених будет: светлый или тёмный, молодой или постарше.
– Мне позапрошлый год чёрная, в годах уже попалась, но вот до сих пор не замужем. Видимо, время ещё не пришло, – со смехом признаётся Ангелина Ирбундина.
Праздник Шорыкйол возвращается из мира детских и юношеских забав в обиход селян всех возрастов. Добрые народные традиции – они не стареют.
Дмитрий Сивков
Фото автора
Добавить комментарий