Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Книжная полка Ирины Аксёновой

Книжная полка Ирины Аксёновой

Жизнь Ирины Аксёновой похожа на закрученный роман. В ней можно найти и мистические совпадения, и удивительные метаморфозы.

15 ноября 2019

Со своим гениальным тёзкой она познакомилась случайно, по его же просьбе стала автором проекта реставрации дома, где прошло детство писателя, а спустя время – директором Дома‑музея Василия Аксёнова. Единственный музей Аксёнова в стране получился «без нафталина», живым и динамичным. Здесь звучат музыка, стихи и проза. Но что из них созвучно самой Аксёновой?
 
 
 

  1. В ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…


Я отношусь к поколению, дет­ство которого было насыщено книгами. Тем более что моя мама была преподавателем литературы и сумела привить любовь к чте­нию. Мои ранние годы проходили под впечатлением от книг Мар­ка Твена и Джека Лондона. А как стала чуть постарше, полюбила романы японского писателя Кобо Абэ и колумбийского прозаика Га­бриэля Гарсиа Маркеса, особенно его «Сто лет одиночества».
 
 

  1. ЛЮБИМОЕ


Поскольку я работаю в музее Василия Аксёнова, передо мной постоянно кружит такой калейдо­скоп книг! Но любимые неизменно стоят в моей библиотеке. По боль­шей части это публицистика и ис­следовательские, исторические, краеведческие книги, написанные на рубеже XIX–XX веков, авторства Карла Фукса, Сергея Малова, Ни­колая Пинегина... Я по профессии архитектор-реставратор, и лите­ратура такого плана мне очень интересна.
 
 

  1. СЕЙЧАС ЧИТАЮ…


… книги, которые нам передавали во время фести­валя «Аксёнов-фест». Это очень разные, но одинаково сочные, насыщенные по содержанию произведения. И достойные. Среди них – сборник рассказов про кота «Дни Савелия» Григория Служителя, а также рассказы Андрея Макаревича «Остраконы». Макаревича я давно люблю – он мне понятен, потому что пишет как та­лантливый архитектор. Еще одна книга – «Арбайт. Широкое полотно». Ее нам привез автор Евгений Попов. Это вообще новый жанр – первый интернет-ро­ман, созданный при помощи «Живого журнала». Но я его еще до конца не прочитала, оставила на десерт…
 
 

  1. ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ЧТО ЗАДЕЛО…


Большой неожиданностью для меня стал автор Артемий Леонтьев. Тот самый, который в этом году получил литератур­ную премию «Звёздный билет». Он меня потряс! Его книга «Вар­шава, Элохим!» раскрывает тему военных лет. Сам автор – стиль­ный, современный и молодой человек, а вот его текст – необы­чайно зрелый. Такое впечатление, что написан он был человеком другого возраста, другой эпохи – посланником из ниоткуда. Это та­кое бескомпромиссное, талант­ливое и глубокое проникновение в самую суть вопроса.
 

  1. ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…


В моей библиотеке есть книги, с которыми мне не хотелось бы расставаться. И в первую очередь это произведения Михаила Лермонтова. Я люблю их все – и прозу, и поэзию. Обожаю «Демона», обожаю «Мцыри»… И кстати, никогда не противопоставляю Лермонтова Пушкину. Это два гения. В своё время моей маме подарили сборник сочинений Пушкина. Книга была гигантской! Подарили её за отличное за­вершение учёбы, и это было вдвойне большое событие, так как её семья была из репрессированных. Книга стояла в нашей библиотеке, и я всегда обращалась к ней как к энциклопедии. Так что Пушкин – это тоже с детства и на всю жизнь. Я пришла к выводу, что сре­ди многообразия новых авторов, действительно, бывают всплески таланта, и это отражается в текстах. Но классика не зря так называется – она вне времени.
 
 

  1. РЕКОМЕНДУЮ!


Сейчас пошла такая волна, когда авторы книг не сидят за столом и не высасывают из пальца сюже­ты, а набирают материал для сво­ей прозы в поездках по стране, общении с читателями. Таким образом у нас в Доме‑музее Ак­сёнова оказался пишущий режис­сер Александр Сокуров. Мне очень понравилась его книга «В центре океана». У этого текста прекрасный слог, а содержание одновременно и гуманное, и взрослое. Эту книгу приятно читать, она образовывает и обогащает.
 
 

  1. РАЗОЧАРОВАЛО


Бывает, что книга не читается, даже несмотря на приложенные усилия. Просто сегодня у людей появилась возможность бесцен­зурно выпускать сборники сво­их так называемых «произве­дений». Оттого нередко можно встретить литературу на уровне самиздата, написанную рифмо­плетами и прозаиками, которым лучше было бы заниматься фи­зическим трудом, чем писать книги. Их видно с первых строк. Таких стараюсь не запоминать. Я их называю хронофагами – похитителями чужого времени.
 
 

  1. БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?


Если есть возможность, выберу для себя бумажный носитель. Я лучше воспринимаю текст в та­ком формате. Но это не принци­пиальный момент, а всего лишь вопрос удобства.
 
 

  1. ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА


Наверное, прозвучит дерзко, но это же сразу видно – читаю­щий человек или нет. Это можно определить по его интеллекту. А ещё мне кажется, что люди, ко­торые не читают, в какой‑то мере обделены, как тот художник, в ру­ках у которого нет палитры. Ведь книга – это инструмент для более полноценной и насыщенной связи с внешним миром во всех отноше­ниях. Она делает нас свободнее.
 
 
Фото: из личного архива Ирины Аксёновой

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: