Книжная полка Олеси Балтусовой
Ох, нелегко нам было при подготовке этой «Книжной полки» – слишком много пришлось сокращать! Олеся Балтусова, помощник Президента РТ, оказалась натурой, влюблённой в чтение. И это мягко сказано! «Раса читающих» – так она определяет книгоманов и сама же к этой «расе» принадлежит. А нам отрадно, что именно такой человек занимается вопросами сохранения исторического и культурного наследия нашей республики.
13 декабря 2019
- В ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…
Я с детства читала много и запоем, имела свой книжный шкаф и полки, но главное, у меня были наставники – родители и бабушка с дедушкой. А моя абика Мадина (мамина мама) работала в библиотеке – заведующей, и часто каникулы в деревне Альметьево я проводила у неё среди книг. Ещё была толстая хрестоматия по детской литературе, которую я знала наизусть, много сборников сказок – русских, татарских, народов мира. Они были зачитаны до дыр!
Список книг детства и юности, которые оказали влияние на мою картину мира, очень большой. Я его специально составляла для детей и друзей – это то, что «мастрид», как сейчас модно говорить, то есть «обязательный к прочтению». Он насчитывает свыше сотни книг. Но вот эти можно выделить: «Почему деревья не ходят» Бориса Заходера, «Гостья из будущего» Кира Булычёва, «Моя Родина» Михаила Пришвина и его сборник «Кладовая солнца», «Арктур – гончий пёс» Юрия Казакова, «Большая книга рассказов» Виталия Бианки, «Повесть о жизни» Константина Паустовского, а также его «Заячьи лапы» и «Корзина с еловыми шишками», «Голубая чашка» Аркадия Гайдара, «Отягощённые злом» братьев Стругацких, «451 градус по Фаренгейту» и «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, новеллы О. Генри, «Хоббит», «Властелин колец» Толкина, «И дольше века длится день», «Пегий пёс, бегущий краем моря» Чингиза Айтматова, «Операция «Чукотка», «Чукотский анекдот» Юрия Рытхэу...
- ЛЮБИМОЕ
Любимой книги у меня нет – есть любимые авторы. В юности это были Лермонтов, Пастернак, Мандельштам, Астафьев, Кастанеда, Маркес, Орлов, Шелдон, Арбатова, Петрушевская, Буковски, Сэлинджер, Ерофеев, Паустовский, Булычёв, Азимов, Генри Хаггард, Майн Рид, Булгаков, Андреев, Довлатов. В зрелом возрасте это Пелевин, Прилепин, Рубина, Линч, Хаксли, Чехов, Замятин, Иванов, Тарасов, Хакамада, Юзефович, Вербер, Лукьяненко, Бродский, Андреев, Фромм, Щедровицкий, Конфуций, Лао-цзы.
- СЕЙЧАС ЧИТАЮ…
Сейчас читаю профессиональную литературу. В основном о развитии городов и архитектуры, о способах регенерации исторической среды и экономике наследия, ведь я учусь в аспирантуре. Это «Исторический городской ландшафт. Управление наследием в эпоху урбанизма» Франческо Бандарина, «Основы реконструкции исторических городов. Исторический опыт развития архитектурного ансамбля» Алексея Щенкова, «Городская среда. Технология развития» Вячеслава Глазычева.
- ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ЧТО ЗАДЕЛО…
«Бегство от свободы» и «Искусство любить» Эриха Фромма. Эти книги мне помогли понять, что не так в жизни, и «пересобрать» некоторые отношения.
- РЕКОМЕНДУЮ!
Продолжу список «мастрид». Вот его вторая часть. Основы: Библия, Коран, Тора. О Казани: Михаил Пинегин, Николай Загоскин, Эдвард Турнерелли, Борис Ерунов, Пётр Дульский, Карл Фукс, Алексей Клочков. Разные авторы и их особенно необходимые для прочтения книги: Дуглас Коупленд, «Поколение Икс»; Виктор Пелевин, «Поколение Пи», а также «Чапаев и пустота», «Айфак 10», «Тайные виды на гору Фудзи»; Варлам Шаламов, «Колымские рассказы»; Тихон Шевкунов, «Несвятые святые»; Курт Воннегут, «Бойня номер пять»; Дина Рубина, «На солнечной стороне улицы» и «Синдром Петрушки»; Венедикт Ерофеев, «Москва – Петушки»; Ильф и Петров, «Золотой телёнок», «12 стульев» и «Одноэтажная Америка»; Мария Арбатова, «Меня зовут женщина»; Алексей Иванов, «Географ глобус пропил» и «Золото бунта»; Олдос Хаксли, «О дивный новый мир»; Уильям Голдинг, «Повелитель мух»; Владимир Набоков, «Лолита»; Антон Чехов, «Остров Сахалин»; Василий Аксёнов, «Остров Крым»; Эдуард Лимонов, «Это я, Эдичка» и «Книга мёртвых»; Сергей Довлатов, «Заповедник»; Бернар Вербер, «Империя ангелов»; Патрик Зюскинд, «Парфюмер»; Харуки Мураками,«Пинбол 1973», «Охота на овец», «Дэнс, дэнс, дэнс»; Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»...
- РАЗОЧАРОВАЛО
Я много читаю современной литературы. Она меня волнует как духовный процесс в обществе. Внимательно читаю и современную поэзию, и поэзию XX века. Мандельштам, Гандлевский, Лосев, Кенжеев, Высоцкий, Рыжий, Бродский, Цветков, Кибиров, Иртеньев, Кабанов, Евса, Полозкова... С ними я дышу и люблю, ими вдохновляюсь. А вот общих сборников авторов и всяких премий не выношу, что местных, что российских, они всегда разочаровывают.
- ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…
У меня нет традиции перечитывать книги. Но все книги детства, которые читаю с детьми, читаю с удовольствием. И каждый раз открываю новые смыслы и глубины. Туве Янссон, Носов, Линдгрен, Сутеев, Пришвин, Бианки, Пушкин, братья Гримм, Бажов... Это миры внутри миров, перечитывать их удовольствие! Сага о Незнайке, например, – это же модель Вселенной, разложенная по сценариям капитализма и социализма, и в каждом возрасте я открываю её заново.
- БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?
Привычка читать всё, что читается, неискоренима у людей книжной культуры... Я читаю и так и так – было бы время! В поездках с телефона читаю, дома – бумажные. Очень трепетно отношусь к нашей огромной библиотеке, общаюсь с ней, прикасаясь к обложкам. Как в фильме «Пятый элемент» главная героиня познаёт мир человека, только дотрагиваясь до книг. Я тоже так могу общаться с уже прочитанными или с несколько знакомыми книгами. Бумажный носитель информации более полный и содержательный – там есть выходные данные издателя, графика, закладки или заметки на полях, а некоторые писатели сами верстают свои книги, как мой друг Денис Осокин, и, взяв такую книгу в руки, ты понимаешь, что это не только информация, но и душа, мировоззрение в упаковке, которое надо прочувствовать.
- ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА
«Книга – лучший друг» – это с детства, впитано с молоком матери. Книги наставляют, подсказывают, советуют, меняют настройки, исцеляют. Мои дети перенимают эту культуру чтения от нас, надеюсь, передадут её своим детям, и значит, редкая раса читающих никогда не вымрет.
Фото: Ната Смирнова
Добавить комментарий