Книжная полка Татьяны Шахматовой
В декабре Татьяна Шахматова, писательница из Казани, презентовала свою третью по счету книгу, изданную «Эксмо», – «Убийство онсайт». Будучи кандидатом филологических наук, автором серьезных учебников, всем жанрам она предпочитает развлекательный – детектив. Это вдохновило нас на исследование ее собственной книжной полки!
09 января 2019
- В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…
Если говорить о раннем детстве, то это «Олимпийские игры» Елены Озерецкой. В этой книге меня зачаровывало всё: и иллюстрации, стилизованные под рисунки на древнегреческих амфорах, и история Древней Греции, и все эти незнакомые слова: «олимпионик», «хитон», «агора», «триеры». Было странно понимать, что люди жили совсем в другом мире, писали бамбуковыми палочками на папирусах, имели рабов, говорили на языке, которого уже не существует, но при этом их заботили те же вопросы, что и нас сейчас. А книга «Незнайка на Луне» Николая Носова покорила юмором и недетскостью поднятых проблем. «Дети капитана Гранта» Жюля Верна и «Два капитана» Вениамина Каверина – романтической возвышенностью в описании отношений дружбы, любви, верности.
В подростковом возрасте это были романы о любви, и тут наряду с «Унесёнными ветром», «Джейн Эйр», «Грозовым перевалом» я зачитывалась серией «Близнецы из Ласковой долины» про двух сестёр из какой‑то американской школы. А ещё был роман французского фантаста Франсиса Корсака «Бегство Земли», который мы читали вместе с папой-физиком, обсуждая вопросы «космического магнетизма» и возможности перемещения планет. В этом было больше литературы и философии, нежели физики, но кое‑какие понятия папа всё‑таки сумел до меня донести с помощью этого научно-фантастического сюжета, и это был настоящий восторг.
- ЛЮБИМОЕ
Сложный вопрос о любимом. Назову авторов, а не произведения. Ведь у Михаила Булгакова невозможно выбрать между «Собачьим сердцем», «Мастером и Маргаритой», «Театральным романом», «Зойкиной квартирой»… Так же с Чеховым, Гончаровым. Из современников наиболее любим Артур Хейли, и тут тоже не могу определиться с выбором лучшей книги: меня завораживает сам метод его повествования – когда текст собирается из деталей, словно гигантская мозаика.
- СЕЙЧАС ЧИТАЮ …
Обычно я читаю несколько книг одновременно. В данное время это первая часть трилогии Дины Рубиной «Наполеонов обоз», заканчиваю роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» и детектив «Шелкопряд» Роберта Гэлбрейта (псевдоним Джоан Роулинг). Все три книги хороши по-своему. Рубина – проверенная любовь, которая не подводит, Сальников – открытие года для меня, а Роулинг в роли автора детективов оказалась очень талантлива. Она дарит ценное для филолога чувство: читать и ничего не анализировать, просто переживать за персонажей. Роберт Гэлбрейт добился того, что я, как и помощница детектива Корморона Страйка, тоже немного влюблена в этого странного сыщика – жителя непарадного Лондона, внебрачного сына рок-звезды, бывалого человека, прошедшего Афганистан.
- ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАДЕЛО…
Роман Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». Он показался мне даже более концептуальным, чем любимый многими и мной в том числе «Generation П», потому что Пелевин в нём уже не просто ироничен, он откровенно смеётся надо всеми нашими трендами, брендами, бесконечным кругом консюмеризма, гендерными ролями, противопоставляя всё это совсем другим кругам и состояниям.
А из классики – роман «Ночь в Лиссабоне» Ремарка. Не самый известный, уступающий первые позиции другим произведениям в библиографии этого писателя. Тем не менее потрясает история любви, которая противостоит войне, фашизму, болезни, кажется, самой энтропии вселенной; у раздавленного обстоятельствами человека всё равно находятся силы для борьбы, потому что он любит, потому что способен сохранить в себе человека – хотя бы перед полотнами мастеров в музеях и соборах, куда можно пройти без документа и регистрации.
- РЕКОМЕНДУЮ!
Читать нон-фикшен! Чем дальше тема от привычного читателю круга вопросов, тем лучше. Например, недавно, будучи в Минске, взяла с полки книгу Александра Границы «Безумие ли?» и в очень лёгкой и непринуждённой форме открыла для себя целый мир. Забавно, что Граница оказался психиатром из Казани. С последней ярмарки нон‑фикшен я уже отложила несколько книг из области истории, культурологии и даже ядерной физики.
- РАЗОЧАРОВАЛО
Литература огорчает меня в том случае, если слишком обнажён приём, назидательность бьёт по лбу или автор намеренно умничает, это всегда хорошо считывается, но иногда бывает что‑то просто необъяснимое. Приведу в пример детектив Дженнифер Роу «Убийство из‑за книги». Австралийская детективщица давно привлекала внимание стильным оформлением серии: стилизация под классический английский детектив. В «Убийстве из‑за книги» Роу прекрасно описала мир книжного бизнеса, создала выпуклые образы писателей, их сложные натуры и запутанные отношения, но развязка оказалась в точности как у Агаты Кристи (из «Загадки Эндхауза»). Как такое возможно? Автор явно не графоман, книга держала в напряжении, и вдруг такое. Может быть, писательница слишком увлеклась стилизацией?!
- ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ
…к классикам. Летом у меня был целенаправленный рейд по Достоевскому. Часто слышу от иностранцев, что лучше всех загадочную русскую душу показал именно этот писатель. Мне так не кажется, часто даже ловлю себя на мысли, что мне не нравится, когда русский характер меряют Фёдором Михайловичем. Перечитала «Бесов» и «Записки сумасшедшего», местами «Идиота» и «Братьев Карамазовых». Осталась при своём прежнем мнении.
- БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?
Бумажная. Всё понимаю, все удобства пользования электронными изданиями, но ничего не могу с собой поделать. Мне нужны все 50 оттенков тактильности: трогать, нюхать, шуршать страницами, закрывать и тупо пялиться на обложку в особо драматичные моменты повествования.
- ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА
Книга для меня – и звездолёт, и машина времени, и учитель, и помощник. И мученье, с другой стороны, выход из привычной зоны комфорта, иногда даже неожиданный удар под дых, особенно когда сама пишу.
А ещё это обратная связь. Фильм «Призрак оперы» по одноимённому мюзиклу (реж. Джоэл Шумахер, 2004 год) начинается с потрясающей сцены, когда поднимают старую театральную люстру, и заброшенный театр вдруг наполняется светом, словно очищается обросший паутиной времени остов затопленного корабля. Возвращаются бархат кресел, позолота, лепнина, появляются актёры. Люстра занимает своё место, и тогда оживает само время, начинается история. Книга, как та люстра, помогает осветить скрытое: в жизни, природе вещей, человеческой душе (своей, в первую очередь).
Фото из личного архива Татьяны Шахматовой
Добавить комментарий