Книжная полка Владимира Касютина
Секретарь Союза журналистов России, главный редактор издания «Журналистика и медиарынок» утверждает, что его биографию предопределила страсть к литературе. Владимир Касютин и сам написал несколько книг. Одна из них – «Живая газета» – отвечает, пожалуй, на самый острый вопрос: как небольшой редакции выстоять в любое лихолетье. Оказывается, такое возможно (здесь мы на свой столетний опыт намекаем).
26 января 2021
В ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…
В первую очередь книги Василия Павловича Аксёнова, с которыми я познакомился довольно рано. В советские годы его произведения для детей публиковались в журнале «Костёр»: «Мой дедушка – памятник» и «Сундучок, в котором что‑то стучит». В них чувствовался дух свободного человека, и это одновременно сильно влияло на меня и было изначально мне очень близко. Когда уже во взрослом возрасте я приехал в Казань, то, конечно, посетил дом Василия Павловича, в котором сегодня расположился его музей.
В последние годы существования Советского Союза мне посчастливилось побывать в Доме журналистов в Болгарии. В Варне свободно продавались очень хорошие книги на русском языке, которые нельзя было найти у нас. Купил томик Юрия Домбровского – «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». Меня этот писатель вдохновил жизненным оптимизмом, несгибаемостью характеров своих героев. Часто, переживая какие‑то проблемы, я вспоминаю моменты из книг Домбровского, и это, конечно, помогает жить.
Второй книгой, привезённой из Болгарии, был роман «Место» Фридриха Горенштейна. Совсем иной стиль, но как трогает, заставляет размышлять о мире и о себе...
«Это всего лишь фантастика!» – так немного пренебрежительно некоторые мои знакомые отзывались о книгах братьев Стругацких. Я же прочёл все их романы! И уверен, что на самом деле книги Стругацких не столько фантастика, сколько социология – живое, яркое описание нашей жизни, и прежней, и нынешней. Роман «Град обречённый» – книга, которую я могу перечитывать бесконечно и в которой частично вижу свою биографию.
Из зарубежных авторов могу назвать О. Генри, Эриха Марию Ремарка, Роджера Желязны, Джерома Клапку Джерома. Совсем разные писатели, но их книги меня перепахали основательно.
СЕЙЧАС ЧИТАЮ…
Для меня знакомство с Виктором Пелевиным началось с романа «Чапаев и Пустота». Это произошло довольно поздно, в середине нулевых, но с тех пор я не пропустил ни одного его романа. Новую книгу Пелевина «Непобедимое солнце» сейчас перечитываю во второй раз. Специально выждал месяц, чтобы вернуться к ней и уже точно не упустить ни одной детали.
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ЧТО ЗАДЕЛО…
С большим интересом прочёл последний роман Владимира Сорокина «Манарага». Не могу сказать, что мне нравятся все произведения этого автора – некоторые его вещи кажутся излишне грубыми, в некоторых я ощущаю какие‑то «длинноты». Сорокин – писатель эпатирующий, а я всё же отношусь к поколению, которое выросло на советской литературе, не скажу, что подверженной цензуре, но, безусловно, более строгой и пуританской. И вместе с тем есть произведения этого писателя, которые мне чем‑то близки. Как, например, его антиутопическая повесть «День опричника» – фантасмагория на тему возможного будущего России.
БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ?
Те книги, которые можно перечитывать бесконечно, я стараюсь покупать в бумаге. В этом случае электронный формат меня утомляет и даёт совсем другие ощущения. А вот что‑то сиюминутное я готов читать с экрана. Например, мне интересны книги о музыке, известных рок-группах: «Зоопарк», «Кино», «Воскресение»… Я прочитал их довольно много. Но чаще они не тянут на полноценные издания, поэтому их проще и удобнее читать в интернете.
ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…
В какой‑то момент я почувствовал, что очень неохотно впускаю в свою жизнь новых авторов. Мне достаточно книг в моей библиотеке, которые я могу перечитывать бесконечно. Конечно, это Аксёнов, Стругацкие, Домбровский. Вот такой мой литературный «набор». Полное собрание сочинений этих авторов в телефоне позволяет мне много путешествовать в изоляции – я могу читать их с любого места.
Есть в моей библиотеке и практически все романы Владимира Орлова, самые любимые – «Альтист Данилов» и «Аптекарь». Мне удалось даже заполучить его автограф.
А ещё я готов перечитывать Игоря Губермана, но не «гарики», а его прозу. Например, «Прогулки вокруг барака». Губерман – прекрасный рассказчик, из его книг это очевидно.
Не могу не сказать и о Михаиле Булгакове. Его роман «Мастер и Маргарита» меня удивляет тем, что он абсолютно не стареет! По отношению ко многим произведениям, написанным в одно время с ним, даже очень талантливым, таким как «Зависть» Юрия Олеши или «Растратчики» Валентина Катаева, возникает ощущение, что они не из нашего времени. Но булгаковских «Мастера и Маргариту» и, конечно же, его «Белую гвардию» я могу перечитывать снова и снова.
Совсем другое дело – роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в котором он описал друзей своей молодости – знаменитых писателей и поэтов. Он рассказал о том, что происходило с ними в 20–30-е годы, зашифровав их имена в псевдонимах. Позже этот приём использовал в своей книге «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках» и Василий Аксёнов.
В прошлом году вышла моя книга наблюдений и воспоминаний о людях и местах, в которых они живут, «Фрумсум Фруниско». В ней, подражая любимым романам, я так же не стал называть настоящие имена своих героев, а дал им псевдонимы.
РАЗОЧАРОВАЛО
«Первый субботник» – сборник ранних рассказов Владимира Сорокина. Книги этого автора продаются в магазинах запечатанными в плёнку (из-за возрастной маркировки) – полистать их невозможно. Так что когда я открыл сборник дома, то понял, что эти рассказы мне совершенно не нравятся.
Впрочем, сегодня у нас есть замечательная возможность знакомиться с новыми книгами и писателями онлайн, скачивая ознакомительные фрагменты произведений. И это даёт чёткое понимание того, какую книгу стоит приобрести, а какую – нет.
ЛЮБИМОЕ
Первая из подборки любимых книг – конечно же, «Остров Крым» Василия Павловича Аксёнова. Определённо, желание заняться журналистикой для меня и многих моих коллег в общем‑то связано с этим романом. Так на нас подействовал яркий образ его главного героя – издателя Андрея Лучникова. Помню коллегу из Перми, который начал писать под псевдонимом Лучников. Эта книга определила многое в нашей жизни.
Вторая книга из любимой подборки – роман «Хромая судьба», который написали братья Стругацкие. Далеко не самое известное их произведение, которое я считаю очень недооценённым. Оно состоит из двух частей, в которых есть замечательный писатель и его перекличка с Булгаковым. Третья любимая книга – «Факультет ненужных вещей» Домбровского.
ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ КНИГА
Я начал читать очень рано, в четыре года. И это в какой‑то степени повлияло на мою дальнейшую судьбу. Я чаще ходил в библиотеку, чем болтался на улице в компании сверстников. Свою первую рукопись я написал в шесть лет – это была пьеса с какими-то невероятными именами действующих лиц.
В общем, книги определили мою биографию, потому что в конце концов оказалось, что самое лучшее, что у меня получается, – создавать свои тексты или править чужие. Литература стала частью моей жизни, некой подпоркой в самых сложных ситуациях, без которой я бы, наверное, не состоялся. Книги и сегодня заряжают меня энергией, ведь когда читаешь что‑то созвучное тебе, осознаёшь, что ты не один думаешь так. Ты получаешь подтверждение собственным мыслям и наполняешься ощущением сопереживания чему-то.
РЕКОМЕНДУЮ!
У меня есть ощущение, что массовая нацеленность на чтение постепенно уходит. Люди перестают читать длинные тексты, ведь это не несёт сиюминутного выигрыша. Один из моих знакомых так и сказал: «Я делаю только то, что приносит деньги».
Поэтому я бы всем, и в первую очередь коллегам, порекомендовал не отказываться от книг. У людей, которые читают мало, плохо с воображением, хуже развиты творческие способности.
Большая беда современных издателей то, что сегодня многие книги выходят в свет без серьёзной редактуры. Я как профессиональный редактор ощущаю это. Читаю неплохих писателей и всё вижу, где можно было бы поправить. Читайте больше книг, изданных в эпоху прекрасных редакторов, авторов, внимательных к слову.
Пожалуй, в этом разделе порекомендую книгу Юрия Трифонова «Дом на набережной». Это очень интересная и прекрасно написанная повесть. В ней нет какой‑то большой интриги, но есть некий слепок эпохи, благодаря которому ты понимаешь, что жизнь со временем мало меняется, ведь люди по сути своей остаются такими же.
Ошеломил и заставил задуматься роман Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской души», в котором автор размышляет о нашем прошлом, настоящем и будущем.
Те, кто прошёл мимо, обратите внимание на книгу «Бессильные мира сего» авторства Бориса Стругацкого, как выписано там каждое предложение!
Фото из личного архива Владимира Касютина
Добавить комментарий