Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Книжная полка Аделя Гатауллина

Книжная полка Аделя Гатауллина

Руководитель пресс-службы Международного аэропорта «Казань» имени Тукая Адель Гатауллин ещё в 2015 году стал инициатором установки в воздушной гавани книжного стеллажа для буккроссинга (обмена книгами). Стеллаж поставили в зоне внутреннего вылета терминала 1А. С тех пор в путешествие по всему миру из Казани отправились более семи тысяч книг. По правилам буккроссинга каждой книге присваивается код, по которому её путешествие можно отследить в интернете. Аэропорт регулярно получает сообщения от пассажиров о том, что они оставили взятые в Казани книги в Санкт- Петербурге, Берлине, на Пхукете, Мальдивах... Для Аделя Гатауллина эта история – не просто вопрос сервиса или развлечения для пассажиров, но и некая социально-просветительская идея, которую он характеризует фразой «Свободу книгам!».

02 сентября 2024

В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…

– Где-то в девять лет мне попался большой сборник сказок (кстати, даже без картинок!), который я решил почитать перед сном – интернета и компьютера ведь не было, игрушек тоже не в изобилии, чем же ещё заниматься? Книга далась мне на удивление легко, и дальше уже сложно было остановиться. Как будто эта любовь к книгам во мне была изначально...

Я стал читать то, что было под рукой: фантастические и детективные романы, литературные адаптации известных западных фильмов, Стивена Кинга... Я был ребёнком эпохи VHS, поэтому прочитать романы – прототипы любимых фильмов той поры – было делом увлекательным.

Но всё это, скажем так, баловство. Что действительно на меня повлияло – это мощь русской классической литературы, с которой я встретился в школе. «Капитанская дочка» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова – с ними я почувствовал, что книга может быть не просто времяпрепровождением, а способна вести за собой куда-то в глубины человеческой души. Затем были «Война и мир» Толстого, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Тихий Дон» Шолохова.

Дошло до того, что я сам начал писать рассказы. Учительница литературы заметила это, а также мой несколько иной взгляд на литературу и стала давать мне специальные темы для сочинений. Все пишут, к примеру, о «Вишнёвом саде», а мне дают совершенно другое произведение, чтобы его прочитать и потом о нём написать.

А в раннем студенчестве меня «захватили» представители экзистенциальной мысли: Достоевский, Камю и многие философы прошлого.

СЕЙЧАС ЧИТАЮ…

– В годы позднего студенчества и учёбы в аспирантуре я читал главным образом специальную литературу – философского, исторического и социального толка. У меня тогда не было возможности углубиться в творчество Воннегута, Пастернака или, скажем, Абсалямова. И вот спустя годы я стараюсь это наверстать (во многом, кстати, благодаря нашему стеллажу для буккроссинга). Некоторые товарищи порой, когда видят меня с какой‐то книгой, посмеиваются: «Ты что, только сейчас это читаешь?!» В том смысле, что вещь классическая и давно уже её прочитать надо было. Но так уж сложилось...

В частности, сейчас я погружён в «1984» Оруэлла.

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАДЕЛО…

– Открыл для себя японскую прозу. Год назад в руки мне попал роман «Условия человеческого существования» Дзюмпэя Гомикавы, написанный в конце 1950‐х. Если коротко, то это 650 страниц истории, сопровождаемой проблемой морального выбора. Рассказывается о событиях Второй мировой войны глазами солдата Квантунской армии на театре боевых действий в тогдашней Маньчжурии. Боевые действия, напомню, шли против сил Красной армии. Автор был участником тех боёв, и тогда у него произошла переоценка ценностей. Этим он, по сути, и делится с нами на страницах книги. Роман этот ярко антимилитаристский и даже немного просоветский. Приятно, что автор уважительно и с восхищением относится к солдатам Красной армии.

ЛЮБИМОЕ

– Очень сложно выбрать что‐то одно. Тем более что с возрастом вкусы меняются. И вообще, столько всего написано потрясающего! Если говорить о художественной литературе, то я уже назвал любимые произведения. Но как кандидат философских наук я и специальную литературу очень люблю: философские труды Фромма, Бодрийяра…

РЕКОМЕНДУЮ!

– Опять же если из художественных книг, то советую рассказ «Открытие Морниела Метауэя» американского фантаста Уильяма Тенна. А если из специальных, то «Восстание масс» – это культовая книга испанского философа
XX века Хосе Ортеги‐и‐Гассета. Обе книги читаются легко и заставляют о многом задуматься.

ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…

– Карл Маркс! Как он виртуозно описывает теорию капиталистического развития в «Капитале», невозможно устоять, хочется перечитывать и перечитывать!

Шучу. Возвращаюсь иногда только к «Герою нашего времени» Лермонтова. Хотя к некоторой литературе действительно нужно иногда возвращаться, потому что меняются твой опыт, знания. И, перечитав заново что‐то, увидишь новые смыслы. Другой вопрос, что время на это как‐то нужно найти.

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА

– Исследуя персонажей, их историю, ты исследуешь свой собственный мир, рефлексируешь, развиваешься. Человека становится в ментальном смысле как бы больше, если он больше прочитал. 
Можно даже ещё раз вспомнить древних греков, для которых театр, помимо развлечения, нёс функцию проживания эмоций персонажа, помогал научиться этим эмоциям, научиться реагировать на жизненные перипетии. С книгами – то же самое.

 

РАЗОЧАРОВАЛО…
– Я всегда удачно выбираю книги, поэтому разочаровался только пару раз. Названий тех книг уже и не помню.

 

БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?
– Сейчас однозначно бумажная. Она (помимо удовольствия от самого произведения) позволяет мозгу и глазам хорошо отдохнуть от девайсов и дисплеев. В поездку всегда беру книгу, стараюсь успеть дочитать, чтобы там же, в поездке, «забыть» её в людном месте (свободу книгам!). Но и аудиокниги в машине часто слушаю. Удобно.

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: