Книжная полка Андрея Карасика
Когда спрашиваешь серьёзных учёных, что они читают помимо научных публикаций, в ответ часто слышишь: читать решительно некогда. Тем приятнее было услышать от члена-корреспондента Российской академии наук, доктора химических наук Андрея Карасика фразу: «Я не могу без книги». Руководитель Казанского института органической и физической химии имени А. Е. Арбузова признаётся: «Именно литература помогла мне понять, что жизнь очень неоднозначна, что на каждое событие, мнение, действие находится миллион противоречивых откликов, на любое явление можно взглянуть с разных сторон. Это очень полезно и в науке, и в управлении институтом».
27 декабря 2023
В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…
Лет до девяти я читать не любил. А классе в третьем как будто включилось что-то... Прочитал «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна – и после этого погрузился в иные миры, созданные фантазиями разных авторов, и с тех пор читал запоем. Особенно в детстве. Сейчас, конечно, поменьше, хлопот много…
Конечно, мы, российские учёные, во многом выросли из Стругацких. У них удивительные книги. Начинаешь с повести «Понедельник начинается в субботу», с «Пикника на обочине»... А чем дальше живёшь, тем больше понимаешь, что Стругацкие очень многогранные. И потихоньку переходишь к «Сказке о тройке», «Граду обречённому». Или «Улитка на склоне» – когда всеобщая фантасмагория, которая тебя окружает, и странность мира, в особенности бюрократического, очень сильно влияют на твою жизнь, когда жизнь меняется, и меняется странно, базируясь на непонятных основах и преследуя непонятные цели. И ты живёшь в этом странном мире, и книги в нём для тебя – одно из утешений.
СЕЙЧАС ЧИТАЮ…
Я недавно был в Москве на общем собрании Российской академии наук. И вот в один вечер удалось сходить на спектакль театра имени Маяковского «Любовь по Маркесу». Он поставлен по последней повести Маркеса «Вспоминая моих несчастных шлюшек». И тут я понял, что эту повесть у него не читал, так что сейчас навёрстываю упущенное. Маркес очарователен! С возрастом особенно остро начинаешь его чувствовать. В этой книге – его взгляд на прожитую жизнь, ощущение важности человеческих отношений, сожаление о малости любви. Но мне кажется, что спектакль, который я смотрел, даже тоньше сделан, чем сама книга. Театру удалось самую щемящую и романтическую нотку зацепить.
ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАДЕЛО…
Из нового и необычного – года два или три назад я вдруг открыл для себя китайскую современную прозу. Прекрасный писатель Мо Янь, например, Нобелевский лауреат по литературе. «Страна вина» – очень хороший роман, «Лягушки»… Показан удивительный мир Китая, особенно современного и времён культурной революции. Мир, которого я раньше вообще никак не касался, а тут обнаружил его в такой серьёзной, интересной прозе.
Или «Задача трёх тел», тоже китайский писатель Лю Цысинь. Это фантастика, я её очень люблю. Мы с женой иногда посмеиваемся, говорим, что фантастические романы гораздо более реалистичны, чем любовные.
ЛЮБИМОЕ
Стругацких я уже упоминал. Очень Владимира Орлова люблю, его романы «Альтист Данилов», «Лягушки» (так вот они пересеклись с Мо Янем). Кена Кизи люблю, и не только «Пролетая над гнездом кукушки». У него, например, ещё есть отличный роман «Порою блажь великая», потрясающая по накалу внутренних страстей книга о жизни лесорубов на севере Америки. Я бы сказал, книга с запахом тяжёлого мужского труда.
Ещё один отличный роман, который люблю, – Кэндзабуро Оэ, «Объяли меня воды до души моей». Японский писатель рассказывает о молодёжном бунте, и в то же время это возвышенная поэзия. Страсть к разрушению и красота жизни – всё это там переплетено.
РЕКОМЕНДУЮ!
Рекомендации – это очень неблагодарная задача. Даже с друзьями, которые тоже много читают (хотя таких людей не так много), в этом смысле очень трудно. Тебе книжка нравится, а человек её не воспринимает… Всё зависит от какого-то душевного настроя. Но все книжки, которые я упоминаю, – они хороши, их можно читать смело.
ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…
Всё те же Стругацкие, Оэ. Несколько лет назад перечитывал Отара Чиладзе, очень неплохие романы. Вообще, всё зависит от состояния души. Я иногда с удовольствием Лукьяненко читаю. Казалось бы, он простой автор… Но мне всегда нравится, как он начало придумывает, у него очень хорошо получаются начала фантастических романов. А в конце, мне кажется, ему самому надоедает, и он просто сливает финал…
РАЗОЧАРОВАЛО…
Иногда начинаешь читать какого-то автора, и несколько первых книг у него хорошие, а потом не то. Тот же Лю Цысинь – «Задача трёх тел» роскошная, а дальше, на мой вкус, слабые романы пошли. Он как будто, оседлав популярную первую книгу, начал поделки делать. Или Ричард Флэнаган, очень интересный австралийский писатель. У него был первый роман «Книга рыб Гоулда», очень фантасмагоричный, чем‑то на Маркеса похож, на Борхеса. А потом он начал экспериментировать с жанрами, и не скажу, что всегда удачно. Сейчас есть такое, что многие писатели экспериментируют с жанрами. И так обидно бывает, когда видишь у писателя интересный подход к теме, а следующий роман совершенно в другом жанре и уже не так хорош...
БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?
Я-то люблю бумажные. Их читать приятно, в руках держать, и, кроме того, они красиво стоят на полке. Мне просмотр книжных полок доставляет отдельное удовольствие. Но, с другой стороны, сейчас я довольно много читаю с телефона. Это удобно. Никого не будишь, если ночью хочется почитать. А когда ещё найти время читать? Ночью! Ещё удобно, что можно регулировать величину букв. Ну и ещё телефон – он же всегда с собой. Мне без книги трудно, и поэтому у меня накачана довольно большая библиотека в телефоне, чтобы можно было в командировках читать, в самолёте.
ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА
Это целый мир, это возможность прожить десятки разных жизней. А с другой стороны, это способность взглянуть на мир с другой позиции. Мне кажется, это очень важно. А ещё книги дают внутреннее ощущение правильности того, что ты делаешь, и приучают поступать в соответствии с этой правильностью, невзирая на какие-либо резоны. Вот эта жизненная честность – она тоже идёт от книг.
Фото из архива автора
Добавить комментарий