Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Книжная полка Игоря Григорьева

Книжная полка Игоря Григорьева

Как обычные дети вырастают в учёных-астрономов, известных конструкторов, первооткрывателей? Просто кто-то из взрослых, неизлечимо «больной» космосом, увлекает их загадками Вселенной и звёздными проектами, учит создавать модели и макеты кораблей. Как это делает Игорь Григорьев – руководитель «Космического клуба» и преподаватель астрономии Лицея №35 – образовательного центра «Галактика».

19 апреля 2023

В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…

– Думаю, мой интерес к космосу начался с книги Бориса Миротворцева «Игорёк на Луне» – в раннем детстве мне её читала мама. Затем я познакомился с «Незнайкой на Луне» Николая Носова, а когда пошёл в первый классе, родители выписали для меня журнал «Техника – молодёжи». Тогда же в моей жизни появилась книга Павла Клушанцева «К другим планетам!», в которой рассказывалось об устройстве настоящих, а не сказочных ракет, работе реактивного двигателя, полётах к другим планетам. До сих пор поражаюсь, насколько глубоко и в то же время доступно там всё описано!

Книга «Тяпа, Борька и ракета» также стала одной из любимых. В ней Евгений Велтистов на примере дворняжки Тяпы, которая попала с улицы в институт медико-биологических проблем, довольно подробно и захватывающе описал подготовку космонавтов к полёту в космос. А после книги «До Земли ещё далеко» из детской фантастической серии Александра Свирина и Михаила Ляшенко в моей жизни появились друзья, с которыми мы могли часами спорить на научные темы, и я стал осознавать ценность командной работы.

Мои студенческие годы прошли вдохновлённые книгами Аркадия и Бориса Стругацких – от «Трудно быть богом» до «Волны гасят ветер». Я был под впечатлением от запредельных фантазий Станислава Лема в «Солярисе», оценивал глубину философских проблем в его «Сумме технологий».

К слову, творчество Стругацких в моей жизни дважды сыграло ключевую роль. В конце семидесятых Валентиной Алексеевной Сочневой, доцентом кафедры гравитации и теории относительности, были организованы летняя физико-математическая школа «Квант» и Малый университет с малыми факультетами при факультетах КГУ. Так нам удалось создать мощное интеллектуальное пространство для школьников Казани, объединённых интересом к естественным наукам. Нашу команду на эту деятельность воодушевлял роман Стругацких «Гадкие лебеди». Эта книга стала для нас культовой – мы верили, что делаем мир лучше, воспитывая новое поколение активных, интеллектуальных граждан страны.

Развитие Малого университета привело нас к созданию лицея при КГУ (сейчас это лицей имени Н. И. Лобачевского). Толчком для этого стал роман Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя». Описанные в нём идеи ташлинского лицея послужили прообразом лицея казанского, а один из героев романа, директор лицея Георгий Анатольевич Носов, – личным примером для меня.

ЛЮБИМОЕ

– Оказала на меня сильное впечатление в юности и до сих пор остаётся самой любимой повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». С одной стороны, это лучшее, на мой взгляд, что написано о развитии личности. С другой – это книга о небе, полёте, беспредельных возможностях. А ещё в ней можно обнаружить идеи дзен-буддизма, которыми я интересовался в молодости. Так что для меня в этой книге удивительным образом сошлось буквально всё.

СЕЙЧАС ЧИТАЮ…

– Недавно решил купить что-нибудь из фантастики – выбор пал на книгу Александра Богатырёва «Марсианин». Нет, к известному фильму она не имеет никакого отношения. Её социальные идеи мне показались интересными и прогрессивными. Книга в какой‑то степени переосмысляет современную историю и то, как мы постепенно, почти незаметно для себя, трансформировались и отошли от своих прекрасных целей.

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ЧТО ЗАДЕЛО…

– Это книга Роберта Т. Кийосаки «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу». Я – учитель и поэтому решил изучить эту провокационную литературу. И был потрясён, насколько грамотно и логично рассуждает автор. Вначале он предлагает забыть о реальности и поговорить об идеальных смыслах. Он задаётся вопросом: что такое школа? Это место, где мы учим детей, готовим их к будущей жизни. Соответственно, те из них, кто закончил школу на пятёрки, максимально подготовлены и будут успешны. Не то что троечники – вот им, наверняка, придётся нелегко. А что в действительности? Да с точностью наоборот! Книга заставляет задуматься, чему же на самом деле нужно учить детей.

ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…

… к книгам Владимира Сурдина – интересного российского учёного-астронома и популяризатора науки. Сегодня астрономия бурно развивается, поэтому даже издания десятилетней давности могут быть «опасно устаревшими». А Сурдин очень продуктивен, хорошо и много пишет. Его книги затрагивают разные направления астрономии: «Разведка далёких планет», «Небо и планеты», «Вселенная в вопросах и ответах», «Величайшее противостояние Марса», «Путешествия к Луне», «НЛО. Записки астронома», «Пятая сила».

РЕКОМЕНДУЮ!

– Если вам интересна астрономия, читайте Сурдина! К слову, он часто бывает в Казани, так что есть шанс пообщаться с ним лично. Желающим разобраться в космонавтике и любителям фантастики советую произведения Антона Первушина, писателя-фантаста и историка космонавтики, – от его двухтомника «Битва за звёзды» до книги «108 минут, изменивших мир», в которой он с новыми подробностями рассказывает о первом полёте в космос Юрия Гагарина.

Тем, кто хочет пойти ещё дальше, рекомендую мемуары «Ракеты и люди». Их автор Борис Черток, учёный-конструктор, соратник Сергея Королёва, рассказывает об истоках и истории создания ракетной и космической техники в нашей стране и людях, которые были к этому причастны. В «космических» сообществах без знания этого четырёхтомника с вами и разговаривать не станут. Можно сказать, это классика отечественной литературы о космонавтике. Продолжить погружение в тему поможет Владимир Левантовский. Начните с его книги «Механика космического полёта в элементарном изложении» – не пожалеете!

А вот для подарка ребёнку советую книжку «Разгаданный воздух». Её автор Лев Германович Лейбсон, крупный учёный и автор научных изданий, написал детскую повесть об истории химии и физиологии. К сожалению, она осталась малоизвестной, но именно после знакомства с нею моя дочь, во-первых, серьёзно заинтересовалась химией, а во-вторых, сказала: «Папа, эту книгу должен прочитать каждый ребёнок». И я с ней абсолютно согласен. 

БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?

– Есть люди-сенсорики, которым необходимы ощущения – шелест страниц, запах бумаги… Я в этом смысле, скорее, интуит, и мне важны идеи, которые несут те или иные книги. Наша квартира похожа на книжный склад, тем не менее я положительно отношусь к электронным носителям. И то и другое имеет свои удобства, плюсы и минусы. В электронной книге проще искать что-то, она незаменима в работе. Да и перебирать кучу электронных книг гораздо проще! Зато бумажную удобно взять в поездку и не зависеть от наличия электричества. Она задаёт последовательность для вдумчивого чтения. Удивительно, но, несмотря на то что доставка в космос каждого килограмма груза очень сложна, на МКС существует целая библиотека! В ней около ста бумажных книг.

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА

– Я не очень-то умел учиться у кого-то – в основном всегда учился сам. Так сложилось, что и в школе, и в университете книги помогали мне больше, чем учителя. Тексты задавали глубину изучения. В этом смысле литература дала мне буквально всё: и образование, и мировоззрение, и умение мыслить.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: