Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Книжная полка Ирины Ерофеевой

Книжная полка Ирины Ерофеевой

У филологов, конечно, к книгам отношение особое. Именно поэтому «Татарстану» было особенно интересно узнать, какие книги ценны для профессионала в области словесности. А говорили мы об этом с доктором филологических наук, профессором кафедры русского языка и методики его преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Ириной Ерофеевой.

04 октября 2024

В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ...

– Книжные пристрастия моего детства были вполне стандартными для ребёнка советского периода. Я, как и все, увлекалась приключениями: Жюль Верн, Виктор Гюго, Александр Дюма... Любила и фантастику – например, роман Беляева «Голова профессора Доуэля». Очень увлекалась книгами Валентины Осеевой – «Динка» и «Динка прощается с детством». Это были чисто девичьи повести, и они были настолько яркими, интересными, что до сих пор у меня осталось от них очень сильное впечатление.

По мере взросления литература несколько менялась. В юности обожала Эриха Марию Ремарка, перечитала всё. «На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка» – вроде бы и сюжеты там не такие уж захватывающие, но как умело автор передавал чувства своих героев, такие яркие, необычные! События времён Первой мировой войны он оценивал с точки зрения человеческих судеб и отношений.

Очень мне нравилась Франсуаза Саган. Зачитывалась книгой «Здравствуй, грусть». Сюжеты тоже не слишком запоминающиеся, зато в её книгах прекрасно изображён мир чувств на фоне морских пейзажей и красивых вилл. Отношения её персонажей не всегда счастливые, но для молодого читателя всегда увлекательные.

ЛЮБИМОЕ

– Чем старше становлюсь, тем больше меня увлекает мир русской литературы. С возрастом своё становится ближе, роднее и понятнее. Мой любимый писатель – Иван Сергеевич Тургенев. Мне очень нравится, как он описывае человеческие отношения. Как будто я разговариваю с близким другом. Он мне рассказывает о жизни, делится какими-то впечатлениями, и я его понимаю, я так же смотрю на жизнь.

У него высокоэстетичный слог. Мне как лингвисту очень важна эта эстетика его языка, то, как умело он им пользуется.

Ещё о любимом из русской литературы. В университете я веду курс русского литературного языка, и ежегодно мы вновь и вновь читаем Пушкина. Он, конечно, гений! В его «Евгении Онегине» можно найти просто блестящие образцы всех психологических типов личности, которые были, есть и будут. И типажи эти до сих пор остаются живыми, реальными, понятными нам. Если ты разберёшься в «Евгении Онегине», ты сможешь во многом разобраться в жизни, избежать каких-то ошибок.

Из более современных писателей люблю, например, Юрия Нагибина. Это современный классик. Он тоже хорошо показал человеческие, межличностные отношения. И так много у него описаний чувств, эмоций – наверное, мне как женщине это очень близко.

Ещё из современных писателей мне нравится Юрий Поляков – своей ироничностью, юмором, сатирой. Многие, возможно, читали повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова». Там рассказывается, как в советские времена молодой человек попадает за границу в составе туристической группы и с ним происходят различные приключения. С большим юмором всё это написано.

Конечно, я всегда любила женскую прозу. Виктория Токарева, Галина Щербакова – их тоже читала от корки до корки, это книги о судьбах женщин, фактически таких, как мои подруги.

Из зарубежных современных авторов я лет, наверное, пять назад очень увлекалась японцем Харуки Мураками. Когда я поинтересовалась его биографией, оказалось, что любимый писатель Мураками – Достоевский. И он во многом у него взял свою концепцию внутреннего психологизма. Я считаю, лучшее его произведение – «Хроники заводной птицы», где есть сочетание мистики, фантастики, реализма, любовной линии. И он удачно, мастерски смог всё совместить в одном романе.

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАДЕЛО...

– Меня очень глубоко затронул роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Редко уже такое бывает со мной, что я не могла отор­ ваться от книги. Не спала до утра, пока не дочитала до конца, полностью погрузилась в этот мир. Считаю, что это, во­первых, написано прекрасным языком. Смогла она меня захватить и сюжетом, и идеей.
Было у меня много споров по поводу этого романа, потому что, как известно, особенно у нас в Татарстане его приняли неоднозначно. Некоторые считают, что не совсем корректно там показан образ татарской женщины. Ну, это мы оставим на обсуждение критикам, литературоведам. Я же скажу так: главное в литературном произведении – это идея, которая пронизывает его от и до. Я считаю, что в этом романе главное – идея всеобъемлющей любви. Любви Зулейхи ко всему, что её окружает. Благодаря этому чувству она и выживает в тяжелейших испытаниях, справляется со всеми сложностями своей жизни. Любовь становится для неё спасением.

РЕКОМЕНДУЮ!

– Рекомендовать, наверное, могу всех тех, о ком я уже сказала. Харуки Мураками, Юрий Нагибин, Юрий Поляков... Женская проза – Токарева, Щербакова, Яхина...

И опять возвращаюсь к классике. Очень рекомендую – почитайте Тургенева! Вы погрузитесь в удивительный мир красоты русской природы, на фоне которой раскрывается такая глубокая и неоднозначная русская душа. В ней много противоречий, но в этом и есть своеобразие. Повесть «Первая любовь» я могу читать до бесконечности. И каждый раз по­новому её воспринимаю, сквозь призму вновь приобретённого опыта.

И «Евгения Онегина» рекомендую читать. Мне очень понравился вышедший недавно на экраны фильм Сарика Андреасяна «Онегин». Мнения об этом фильме тоже очень разные, но он оказался созвучен тому, как я понимаю «Онегина». Именно эти образы были у меня в голове, в душе... Почитайте Онегина, сходите на фильм, я очень рекомендую!

РАЗОЧАРОВАЛО...

– Возможно, многие со мной не согласятся, но вот я пыталась читать Пелевина, и не пошло. Не моё! Мне порекомендовали роман «Числа». Прочитала. «Чапаева и пустоту» пыталась... Нет, такая концепция, такой взгляд на мир – меня они не захватывают.

Или тот же Евгений Водолазкин. Очень сейчас востребованный, известный писатель. Но его романы – «Лавр», «Авиватор»... Не могу сказать, что я их не рекомендую, просто это мне не созвучно.

БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?

– Тут пятьдесят на пятьдесят, наверное. Я сейчас уже привыкла к электронной книге, потому что, к сожалению, портится зрение, а там можно увеличивать шрифт, подсветить его. Хотя, конечно, классика – это бумажная книга. И там есть большие плюсы: шелест страниц, запах бумаги и типографской краски... Ну и у бумажных книг, наверное, ещё тот плюс, что там следят за ошибками. В электронных, к сожалению, встречаются пунктуационные ошибки, опечатки. От этого, конечно, страдает гармония текста, особенно если это классическая литература. Я как лингвист это вижу, и это нарушает моё восприятие.

 

ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ…

– Я уже называла Тургенева. Он для меня тот писатель, которого я могу перечитывать неоднократно. Наверное, единственного из всей русской классической литературы.

 

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА

– Я на протяжении всей жизни не могла представить себя без книги. Это огромный мир, это погружение в историю, полёты в будущее... Помните, мы только в фантастических книгах читали, например, про видеообщение? И вот сегодня мы оказались в том будущем из романов нашего детства. Это пришло к нам из тех книг.
Ещё я с годами пришла к выводу, что литература может стать настоящим учебником по психологии. Например, есть такая писательница Мария Метлицкая, у неё есть книга «Дневник свекрови». И когда я стала свекровью, я открыла Метлицкую, стала читать и поняла, что во многом узнаю себя. И подумала: мне надо избегать этих ошибок... Может, Метлицкая и не станет классиком русской литературы, но пользу от этой книги я получила. И любой человек может на многие психологические вопросы найти ответы в книгах. И скорректировать своё поведение.

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: