Книжная полка Кирилла Маевского
Бессменным программным директором Летнего книжного фестиваля является Кирилл Маевский. Он же – главный редактор независимого издательства «Смена» и основатель небольшого магазинчика интеллектуальной литературы.
29 сентября 2016
Одно из последних моих увлечений - 20-30-е годы прошлого столетия. Меня интересует не только русский авангард во всей его широте, но и сюжеты, связанные с визитом западных интеллектуалов в Страну Советов, их взгляд на раннебольшевистский проект. В этой связи есть несколько книг, которые мне очень симпатичны. Например, «Специалист в Сибири». Её автор Рудольф Волтерс в начале 30-х в качестве иностранного специалиста приехал в Новосибирск на строительство железнодорожного вокзала. В своей поездке он вел путевой дневник, который опубликовал сразу после возвращения в Германию. Вскоре он стал помощником Альберта Шпеера - личного архитектора Гитлера, по проекту которого должен был перестраиваться Берлин. Волтерс был аполитичным персонажем, и, вероятно, поэтому ему удалось избежать Нюрнбергского процесса. Эта книга очень рифмуется с другим, уже современным, сюжетом – как западные интеллектуалы видят Россию 2010-х. Не так давно вышел сборник швейцарского писателя и журналиста Дмитрия Гавриша «Дождя не ждите. Репортажи». Это заметки из его поездок в Сочи, Крым и одесский лепрозорий. Это не политический, а, скорее, документально-художественный взгляд на нашу жизнь двух стран последних лет.
Зачитанные «до дыр»
В последнее время практически ничего не перечитываю. Наверное, только «Норму» Владимира Сорокина. Но на моей полке есть книги, к которым я иногда обращаюсь. Например, «Волшебная гора» Томаса Манна, «Школа для дураков» Саши Соколова. Когда-то я часто перечитывал рассказы Джерома Дэвида Сэлинджера.
Не плакать, смеяться!
Я не помню, чтобы я когда-нибудь плакал над книгой. Но довольно много книг, которые вызывают улыбку. Вот, например, сегодня перечитывал фрагменты книги Ги Дебора «За и против кинематографа: Теория, критика, сценарии». Мне очень нравится текст, который называется «Смерть коммивояжера». Я знаю его наизусть. Он о том, как Ги Дебор и другие представители Леттристского интернационала срывали пресс-конференцию Чарли Чаплина, после чего выпустили листовку, в которой сообщили, что обнажили в Чаплине сущность барыги и мента . Это не только забавная заметка, но также интересный исторический документ.
Сегодня со мной…
В последнее время я почти не читаю художественных произведений. Так получается, что мое внимание больше занимает нонфикшн. Но именно сейчас у меня в сумке лежит сборник древнегреческого комедиографа Аристофана. Я читаю его пьесу «Птицы». Мне вообще нравится книжная нью-эко тема. Есть такое понятие в западном мире, как literary nonfiction, что по-русски можно перевести, как увлекательная документальная проза. На мой взгляд, это очень симпатичный формат – говорить занятно и весело о серьезном. Например, о паучках и птицах. Надеюсь, что скоро мы издадим книгу, посвященную казанскому периоду Велимира Хлебникова. В ней мне очень нравится сюжет, связанный с его увлечением орнитологией и миграции этого научного интереса в поэтические эксперименты.
Разочарование года
Мне это почти не знакомо. Я внимательно слежу за книжными новинками, но против всякой траектории, навязываемой разными топами. На литературные премии я не особенно ориентируюсь. Мне кажется, они постепенно вымирают. Единственная, за которой слежу и стараюсь знакомиться хотя бы с отрывками текстов лауреатов – это премия Андрея Белого, которую дают за вклад в русскую словесность
Книга как источник идей
Занятным оказалось мое знакомство с книгой Германа Люббе «В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем». Люббе – немецкий философ второй половины 20 века, выходец школы Иоахима Риттера. У него я нашел несколько интересных идей. Одна из них – перцепция. Если рецепция – это, когда мы улавливаем в современном мире какие-то отголоски прошлого, то перцепция – это, скорее, когда мы видим сегодня то, что завтра будем рассматривать в качестве рецепции. Я читал эту книгу, держа в голове идею фестиваля искусства и краеведения «Искра», который проходит этим летом в Казани. В одном из блоков фестиваля мы пытаемся рассмотреть актуальные события сегодняшнего дня с точки зрения завтрашнего краеведения. Интересно находить подобные созвучия.
Новый взгляд на родину
Всем, кто интересуется краеведением, могу посоветовать книгу Льва Данилкина «Ульнов. Казань. Ленин». Надо сказать, эта история отличается от той, что рассказывает нам обновленный Дом-музей Ленина. В ней центральным событием по-прежнему остается студенческая стачка, которую почему-то в последнее время пытаются отодвинуть на задний план.
Не так давно мы выпустили книгу «Габдулла Тукай. Дневники». Это малоизвестный и очень важный документ. Дневники написаны Тукаем в последние годы жизни. В них его образ предстает перед нами как бы по ту сторону учебника татарской литературы. Нам открывается Тукай страдающий, испытывающий бытовые и финансовые трудности, местами довольно жестко критикующий окружающее его общество.
Лучший подарок
Недавно мне подарили книгу Дмитрия Бавильского «До востребования». Она состоит из двух частей. Первая – сборник интервью с современными академическими композиторами России, в которых они рассказывают о своих любимых классических композиторах. Вторая повествует об их собственной авторской кухне. Интересно было обнаружить в книге Александра Маноцкова, концерт которого мы давно пытались организовать в Казани. В июне он, наконец, состоялся. К слову, Александр очень литературный композитор. У него есть вокальный цикл «Пели» на стихи Введенского и Хармса. Надеюсь, в августе он прозвучит в Свияжске.
Добавить комментарий