Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Книжная полка Лилии Газизовой

Книжная полка Лилии Газизовой

Лилия Газизова - поэт, эссеист, переводчик. Литературный консультант журнала «Интерпоэзия» (Нью-Йорк). Автор тринадцати сборников поэзии. Организатор международных поэтических фестивалей имени Н. Лобачевского и В. Хлебникова («ЛАДОМИР»). Лауреат литературных премий имени Г. Державина, А. Ахматовой, В. Берестова и др.

28 октября 2016

 «Всякая большая поэзия – «неевклидова», – говорит мне поэт Лилия Газизова, с 2011 года проводящая в Казани международный поэтический фестиваль имени Лобачевского. – Потому что она выходит за рамки банального, за рамки привычных представлений». В этот момент я открываю свежевышедший сборник стихов Лилии «Верлибры» и на первой же попавшейся странице (на самом деле на первой) вижу такой разрыв шаблона: «Стать стрелкой на часах <…> Западающей си-бемоль <…> Безвольным сердечным клапаном – Чем угодно, лишь бы не Лилей Газизовой».
Впрочем, сегодня у нас другая задача – чтобы именно Лилия Газизова поделилась с «Татарстаном» своим читательским опытом.
 
 
 

  1. В детстве и юности на меня оказали влияние…


– … все книги, которые я прочитала. Большей частью это была русская классика. В детстве я была записана сразу в четыре библиотеки. В одной из них на руки выдавали только четыре тома. И у меня, поскольку я уже тогда поняла, что натура моя стремится к хаосу и ее надо всячески одергивать и гармонизировать, сложилась такая система: одну из книг я брала в разделе русской классики, вторая относилась к классике зарубежной, третья – к фантастике, а четвертая была просто детской книжкой, которая мне понравилась, например, из-за картинок.
С недавних пор мне не хочется выражаться слишком определенно. Потому что на любое высказывание найдется антивысказывание, которое тоже имеет смысл. Поэтому и книги, повлиявшие на меня, выделить трудно.
 

  1. Самые любимые книги


– Я никому не рассказываю о своих любимых книгах, как и о любимой музыке и любых кинофильмах. Последние годы я как писатель тяготею к форме эссе, поэтому скажу о некоторых книгах прозы, ценных для меня тем, что в свое время дали мне понять, в какой «технике», как сказали бы художники, работать. Это «Дом дней» Виктора Сосноры, с которым я имею честь быть знакомой, и «Ни дня без строчки» Юрия Олеши.
3233641_sbig1
Книга порой воспринимается с точки зрения личности автора. В этом смысле Соснора мне вдвойне интересен. Это человек, которого опекала Лиля Брик, который был знаком с «ахматовскими сиротами» (поэты из близкого окружения Анны Ахматовой конца 50-х – начала 60-х годов: Бродский, Бобышев, Найман, Рейн. – Ред.). А Олеша – это, помимо стиля, еще глубина и откровенность. И тщательность, с которой он работал с текстом.
 

  1. Разочарования


– Их нет. Я стала прощать писателям неудачи. Любой автор, даже самый талантливый, не может выдавать шедевры в режиме конвейера. У него могут быть и великие вещи, и откровенно неудачные. Хотя даже в его неудачных вещах всегда видна рука мастера.
А кроме того, я сейчас не читаю плохих книг. Я читаю только ту литературу, о которой хорошо отзываются большие писатели и критики и которая получила настоящие, авторитетные премии. И даже если книга мне не понравится, это ничего не значит. Ведь она может просто оказаться не «моей».
Но, будучи литературным консультантом, мне приходится читать не только талантливые произведения.
 

  1. Сейчас читаю


– У Николая Гумилева на прикроватной тумбочке лежала «Илиада» Гомера, а под подушкой – Пинкертон. У меня же сейчас под подушкой лежит «Серая гора» Джона Гришэма. А открытой книги у меня сейчас нет. Есть открытый компьютер, где я все читаю.
1_b3b2f4a25ea39c6f433c1444736ba0e3_1455057804
 

  1. Что предпочтительнее – бумажная или электронная версия?


– Этот спор уже набил оскомину. Я думаю, что право на жизнь имеет и то, и другое: в одних ситуациях удобнее ридер, в других – бумага. Если передо мной будет стоять выбор, я предпочту второе. Но от электронной книги тоже отказываться не стану. Кстати, недавнее исследование в США показало, что интерес к бумажной книге повысился, а к электронной – наоборот.
 

  1. Рекомендую


– Если речь идет о современной литературе, то рекомендую читать в первую очередь литературные журналы – они уже осуществили первичный отбор для читателя. Это журналы, входящие в «Журнальный зал» (некоммерческий проект, представляющий собой электронный архив «толстых» журналов, выходящих в России и за рубежом. – Ред.). Они разные, у каждого журнала своя концепция, свой взгляд на литературу и на мир, и каждый соответственно ему подбирает круг авторов.
1738325_original
Мои дети (они студенты) иногда просят меня что-то посоветовать из литературы. И когда я достаю из книжного шкафа книги, которые сама прочитала когда-то давно, то всегда заглядываю в них, а иногда и перечитываю. Вот тогда, кстати, случаются и разочарования. Потому что всякую книгу нужно читать вовремя.
 

  1. Что в моей жизни значит книга?


– Об этом, наверное, уже много всякого сказано, но я бы еще добавила, что книга, как говорили про кино в Голливуде в годы Великой депрессии, – это великий утешитель.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: