Книжная полка Лилии Газизовой
Лилия Газизова - поэт, эссеист, переводчик. Литературный консультант журнала «Интерпоэзия» (Нью-Йорк). Автор тринадцати сборников поэзии. Организатор международных поэтических фестивалей имени Н. Лобачевского и В. Хлебникова («ЛАДОМИР»). Лауреат литературных премий имени Г. Державина, А. Ахматовой, В. Берестова и др.
28 октября 2016
Впрочем, сегодня у нас другая задача – чтобы именно Лилия Газизова поделилась с «Татарстаном» своим читательским опытом.
- В детстве и юности на меня оказали влияние…
– … все книги, которые я прочитала. Большей частью это была русская классика. В детстве я была записана сразу в четыре библиотеки. В одной из них на руки выдавали только четыре тома. И у меня, поскольку я уже тогда поняла, что натура моя стремится к хаосу и ее надо всячески одергивать и гармонизировать, сложилась такая система: одну из книг я брала в разделе русской классики, вторая относилась к классике зарубежной, третья – к фантастике, а четвертая была просто детской книжкой, которая мне понравилась, например, из-за картинок.
С недавних пор мне не хочется выражаться слишком определенно. Потому что на любое высказывание найдется антивысказывание, которое тоже имеет смысл. Поэтому и книги, повлиявшие на меня, выделить трудно.
- Самые любимые книги
– Я никому не рассказываю о своих любимых книгах, как и о любимой музыке и любых кинофильмах. Последние годы я как писатель тяготею к форме эссе, поэтому скажу о некоторых книгах прозы, ценных для меня тем, что в свое время дали мне понять, в какой «технике», как сказали бы художники, работать. Это «Дом дней» Виктора Сосноры, с которым я имею честь быть знакомой, и «Ни дня без строчки» Юрия Олеши.
Книга порой воспринимается с точки зрения личности автора. В этом смысле Соснора мне вдвойне интересен. Это человек, которого опекала Лиля Брик, который был знаком с «ахматовскими сиротами» (поэты из близкого окружения Анны Ахматовой конца 50-х – начала 60-х годов: Бродский, Бобышев, Найман, Рейн. – Ред.). А Олеша – это, помимо стиля, еще глубина и откровенность. И тщательность, с которой он работал с текстом.
- Разочарования
– Их нет. Я стала прощать писателям неудачи. Любой автор, даже самый талантливый, не может выдавать шедевры в режиме конвейера. У него могут быть и великие вещи, и откровенно неудачные. Хотя даже в его неудачных вещах всегда видна рука мастера.
А кроме того, я сейчас не читаю плохих книг. Я читаю только ту литературу, о которой хорошо отзываются большие писатели и критики и которая получила настоящие, авторитетные премии. И даже если книга мне не понравится, это ничего не значит. Ведь она может просто оказаться не «моей».
Но, будучи литературным консультантом, мне приходится читать не только талантливые произведения.
- Сейчас читаю
– У Николая Гумилева на прикроватной тумбочке лежала «Илиада» Гомера, а под подушкой – Пинкертон. У меня же сейчас под подушкой лежит «Серая гора» Джона Гришэма. А открытой книги у меня сейчас нет. Есть открытый компьютер, где я все читаю.
- Что предпочтительнее – бумажная или электронная версия?
– Этот спор уже набил оскомину. Я думаю, что право на жизнь имеет и то, и другое: в одних ситуациях удобнее ридер, в других – бумага. Если передо мной будет стоять выбор, я предпочту второе. Но от электронной книги тоже отказываться не стану. Кстати, недавнее исследование в США показало, что интерес к бумажной книге повысился, а к электронной – наоборот.
- Рекомендую
– Если речь идет о современной литературе, то рекомендую читать в первую очередь литературные журналы – они уже осуществили первичный отбор для читателя. Это журналы, входящие в «Журнальный зал» (некоммерческий проект, представляющий собой электронный архив «толстых» журналов, выходящих в России и за рубежом. – Ред.). Они разные, у каждого журнала своя концепция, свой взгляд на литературу и на мир, и каждый соответственно ему подбирает круг авторов.
Мои дети (они студенты) иногда просят меня что-то посоветовать из литературы. И когда я достаю из книжного шкафа книги, которые сама прочитала когда-то давно, то всегда заглядываю в них, а иногда и перечитываю. Вот тогда, кстати, случаются и разочарования. Потому что всякую книгу нужно читать вовремя.
- Что в моей жизни значит книга?
– Об этом, наверное, уже много всякого сказано, но я бы еще добавила, что книга, как говорили про кино в Голливуде в годы Великой депрессии, – это великий утешитель.
Добавить комментарий