Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
КНИЖНАЯ ПОЛКА РАДИОНА БУКАЕВА

КНИЖНАЯ ПОЛКА РАДИОНА БУКАЕВА

Театральный режиссёр и книги – вещи, что называется, неразлучные. В творческом активе режиссёра Радиона Букаева – работа в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Красноярска, Уфы, Томска, Магадана... Среди писателей, к которым он за это время обращался, чтобы воплотить их книги на сцене, были и Погорельский, и Лесков, Чехов, Вампилов... С 2020 года Букаев – главный режиссёр Казанского государственного театра юного зрителя, на сцене которого сегодня идут спектакли по произведениям Пушкина, Фонвизина, Шварца. А какие книги важны для Радиона Букаева вне сцены?..

27 мая 2024

В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ...

– У меня были довольно типичные мальчишеские увлечения. Я любил в основном приключенческую литературу – Жюля Верна, например: «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой» «Таинственный остров». Дальше – Фенимор Купер, знаменитая серия книг про Натаниэля Бампо и его друга Чингачгука.

Ещё сказки любил – скажем, татарские народные, читал знаменитую книгу, на обложке которой по центру Батыр скачет на коне на фоне национального орнамента. Её, кстати, и сегодня переиздают. Любил всю серию книг Александра Волкова про волшебника Изумрудного города.

Советскую литературу в школе читал – Шолохова, Николая Островского, Горького, Пантелеева. Когда стал взрослее и поступил в Казанское суворовское училище, то начал читать всё, что связано с приключениями Всеволода Владимирова, он же Максим Исаев, он же Отто фон Штирлиц. Дочитал эту серию, уже когда учился в Москве в военной академии. Все книги прочёл, от Гражданской войны и до 1960‐х годов, когда Штирлиц уже вернулся в СССР. Зачитывался его приключениями – как его перевезли в Испанию, как там он пытался раскрыть агентурную сеть нацистов, которые спаслись после войны, как он за ними полетел в Аргентину, в Парагвай...

И тогда же я впервые серьёзно открыл для себя Чехова, его пьесы, рассказы. А когда после учёбы работал в студенческом театре МГУ, начал осваивать очень специфическую театральную литературу – дневники режиссёров: Товстоногов, Эфрос, Гончаров, Захаров, Акимов, Демидов, естественно, Станиславский – всё это я читал как настоящую художественную литературу.

И, наверное, уже когда поступил в Щукинское училище, начал читать много современ- ной драматургии. В военной академии я не знал, кто такой Кальдерон, не читал Шекспира, Мольера, не говоря уже о XIX и XX веках. Тогда же открыл для себя Толстого, Достоевского, всю нашу классику.

СЕЙЧАС ЧИТАЮ...

– Это роман английского писателя Энто- ни Бёрджесса «Заводной апельсин», написанный в 1962 году. Психологическая антиутопия, исследующая природу насилия.

ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАЦЕПИЛО...

– В последнее время много читал (и сейчас ещё продолжаю изучать) книги чукотского советского писателя Юрия Рытхэу. Особо запомнились романы «Когда киты уходят» и «Интерконтинентальный мост». Это то, что действительно прямо зацепило. Книги про взаимоотношения цивилизации и природы, про влияние одной культуры на другую, более слабую.

ЛЮБИМОЕ

– Наверное, не будет оригинальным для театрального режиссёра в этом разделе назвать Антона Чехова. Но в любимом у меня больше даже не пьесы его, а рассказы.

РЕКОМЕНДУЮ!

– Наверное, я не буду рекомендовать конкретные книги, не уверен, что есть что‐то такое уж обязательное к прочтению от меня. Я бы порекомендовал зайти в книжный магазин и посмотреть новинки. Или подойти к полке, которая понравится. Там обычно написано: художественная литература, научно‐популярная, какая‐то ещё... И вот подойдите, куда глаз упадёт, откройте первую попавшуюся книгу и начните читать. И если вас это цепляет, берите книгу. А если не цепляет, попробуйте взять другую. Не надо насильно что‐то читать. Вы с книгой должны найти друг друга.

ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ...

– Тут я бы, пожалуй, назвал в целом классику литературы. Как русской, так и зарубежной. Классические произведения на то и классические, чтобы оставаться с нами на всю жизнь. И у меня это связано не только с профессией, но и с личными предпочтениями. Я, например, Пушкина в школе, конечно, читал, но, наверное, по-настоящему познаю только сейчас.

РАЗОЧАРОВАЛО

– А вот разочарований в книгах я не помню, честно говоря.

БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?

– Я читаю одинаково и те и другие. Тут для меня нет разницы.

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА

– Я от книги заряжаюсь. Это для меня как аккумулятор, батарейка. Я черпаю из неё идеи, мысли, цитаты... В общем, чтение для меня – это не досуг, это необходимая подзарядка.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: