Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Книжная полка Рамиля Сабитова

Книжная полка Рамиля Сабитова

Рамиль Сабитов, известный своими работами в кино, среди которых – режиссура исторического сериала «Екатерина» и роль сурового хана Берке в фильме «Золотая Орда», приступил к воплощению образа Муртазы в картине «Зулейха открывает глаза». Для нас же это стало отличным поводом заглянуть на его книжную полку.

11 декабря 2018

 
 

  1. В ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ НА МЕНЯ ПОВЛИЯЛИ…


Одной из первых книг, кото­рую я запомнил с детства, стал толстый том биографии Пуш­кина. Мне тогда было очень мало лет, и я просто разгляды­вал иллюстрации. А когда смог прочесть и узнал, что Алек­сандр Сергеевич погиб на ду­эли, у меня зародился в голове такой сценарий: он не погиб вовсе, а выжил… Творчество Пушкина – это любовь с детства и на всю жизнь. Я к нему прика­саюсь и как читатель, и как актёр тоже: сыграл предка Пушкина в фильме Владимира Мирзое­ва «Борис Годунов», поставил спектакль по стихам Пушкина «Корсар в отставке Морали»...
Знаете, какая проблема у меня была в юности? Я тогда думал: «Боже, как много в мире книг – я никогда их не прочитаю!» Ключ к решению мне подарил Анатолий Васильев (знамени­тый российский режиссёр, со­здатель «Школы драматического искусства». – Прим. ред.). Он дал нам – своим ученикам – систе­му, а именно имена авторов, ко­торых нужно читать всю жизнь. Начали с «Диалогов» Платона, затем шёл Эразм Роттердам­ский, потом Уильям Фолкнер, Достоевский, Пушкин и, нако­нец, Андрей Битов. Они связа­ны, как ожерелье, потому что все пишут о прекрасном искусстве, которое не ценится, считается бесполезным в миру. Помните, как у Пушкина? «Поэт по лире вдохновенной рукой рассеян­ной бряцал. Он пел – а хладный и надменный кругом народ не­посвященный ему бессмыслен­но внимал…». Да, нас занимала литература, в которой не было социальности, сиюминутно­сти, пользы. И это не потому, что «вот такие мы умные». Про­сто есть литература вечная – она о прекрасном, о бессмер­тии души, красоте, духе. Она не вбирает человека в мелодрама­тическую систему: у кого жена забеременела, а кого отравили. Но в то же время это не мёртвая литература – это импровизация, начало философии и красоты.
 
 

  1. ЛЮБИМОЕ


«…Если б кончилась земля и спросили там, где-нибудь, людей: «Что вы поняли о вашей жизни на земле и что об ней заключили?» – то человек мог бы молча подать «Дон Кихота»: «Вот моё заключение о жизни и – можете ли вы за него осудить меня?». Это слова Достоевского о романе Сервантеса. «Во всём мире нет глубже и сильнее этого сочинения», – считал Фёдор Михайлович. А для меня его роман «Идиот» – глубо­чайшая и величайшая книга. Я прочитал почти все романы Достоевского, а также его публицистику, которая выходила под названием «Дневник писателя».
С некоторых пор мне очень нравится читать биографии лю­дей. Две любимые книги одной серии – «Феллини о Феллини» и «Чаплин о Чаплине». Это сборники интервью, в которых сами герои рассказывают о своей жизни, о том, как добива­лись успеха. Мне интересен их опыт.
Ещё одна очень давняя любовь – произведения Сергея Довлатова. Обожаю все его рассказы! А повесть «Заповедник» мечтаю поставить.
 
 

  1. ИЗ ПОСЛЕДНЕГО, ЧТО ЗАДЕЛО…


…книга Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Прочитал дважды. Сильнейшее впечатление произвела она на меня. Во-первых, я – татарин, а в этой книге в историю коллективи­зации вплетена ещё и история моего народа. Во-вторых, роман написан очень красивым языком, и нет в нём ни одного лишнего слова, даже в опи­сании того, как идёт снег, тает вода, шумят деревья… Я ино­гда останавливался и перечитывал – настолько это меня поражало. И каждый раз думал, что вот, если когда-нибудь будут снимать по книге кино, смогут ли донести этот живейший язык до зрителя? Я тогда и не знал, что будут снимать, и об этой книге говорю не потому, что попал в данный проект, ведь ещё не известно, как я сыграю трагическую роль Муртазы. Но знаете, как я эту роль называю? «Муртаза закрывает глаза». Потому что, если он не закроет своих глаз, Зулейха своих не откроет. В этом и парадокс этой роли...
 

  1. РЕКОМЕНДУЮ!


Книгу «Будда, мозг и нейрофизиоло­гия счастья» мне подарила замечательная актриса Марина Голуб. Её написал буд­дийский монах Йонге Мингьюр Ринпоче. Там многое о медитации. Она полезна для нашей профессии и вообще для че­ловека. Я рекомендую её всем, не в том смысле, что призываю к буддизму – нет. Я хочу, чтобы человек не выпил и рассла­бился, а вот книгу почитал, помедитировал и расслабился.
 
 

  1. ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗВРАЩАЮСЬ


Очень люблю читать «Диало­ги» Платона, особенно его «Апо­логию Сократа». Он говорит о простых вещах как ребёнок – слова чистые, не замыленные, в них нет интриг и провокаций. Это уже потом пошла другая литература, когда люди говорят одно, а думают – другое. Но это уже иная система координат. А Платон для меня, так же как и Сократ, – вечные размышления о нашей жизни.
Конечно же, я часто воз­вращаюсь к Пушкину. Его и всё, что с ним связано (пись­ма, например), можно читать всю жизнь. Александр Серге­евич писал, как дышал – на­столько свободно и искренне. Его произведения – колодец бы­тия без дна, как вечность души, как бог. Они на все времена. В них всё написано про нас! Моё любимое – собрание притч о бытие «Маленькие трагедии». Столь же любима мною «Капи­танская дочка». Оказывается, есть вторая версия её финала. Она меня поразила.

  1. РАЗОЧАРОВАЛО


Основные мои отношения с книгами начались во время учёбы в театральном училище в Ярославле. Тогда я, словно ал­коголик, припал к ним, читая запоем. И вдруг армия, где вме­сто книг – служба! Я помню эти «ломки» без книг. Помню, как иду строем вместе с нашим взводом, недалеко висят пла­каты с цитатами из строево­го устава, и вдруг ловлю себя на мысли: какое же это счастье хоть что‑то читать – даже про­сто буквы видеть! И если гово­рить о книгах, которые разоча­ровали, – не помню таких! Я тот человек, который одновремен­но читает сразу несколько книг, и, если мне что‑то не нравится, я просто к этому не возвраща­юсь.
 

  1. БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА?


К сожалению, в последнее время электронная. В Сети можно найти всё! Причём я на­столько привык к гаджету, что, когда беру в руки книгу, пы­таюсь руками сделать шрифт покрупнее. Конечно, для меня этот юмор чёрный, потому что я очень люблю бумагу. Помните, в детстве нам всегда так говорили: «Книга – лучший подарок». Я не понимал этого и обижался, когда мне дарили книги – я‑то ждал игрушек! Сегодня книга для меня дей­ствительно стала самым цен­ным подарком. Ведь то, как она оформлена, уже само по себе может представлять произве­дение искусства, внутри кото­рого – путешествие.

  1. ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ЗНАЧИТ КНИГА


Первый образ, который вы­зывает у меня книга, – зеркало. Ты смотришь в него на самого себя. Да, читаешь чужую исто­рию, но, если она не касается тебя лично, яркого контакта с книгой не получится. Во-вто­рых, книга – это человек, с ко­торым ты оказался в одном ва­гоне поезда или каюте корабля. И вот ты едешь или плывёшь, а он рассказывает тебе историю в дороге. Но это не то что бы коротание, скорее знакомство. И, в-третьих, книга – это полез­ный чужой опыт, и ты благода­рен автору за то, что открыл для себя его секрет. Не обяза­тельно, чтобы повторить его. Может быть, наоборот, чтобы пойти своей дорогой? И ещё. Человеку невозможно одно­временно быть со всем чело­вечеством, со всеми гениями, но книга – это возможность быть с ними! Вот не повез­ло нам родиться во време­на Шекспира или Пушкина, но, когда ты читаешь их книги, находишься среди тех, с кем они делятся своими чувства­ми. Сейчас такое время, когда больше интересуешься инфор­мацией – новостями. И если удаётся отрешиться от этого сиюминутного, ты остаёшься с книгой, как наедине с веч­ностью.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: