Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Красноярский пастушок

Красноярский пастушок

Мы продолжаем собирать легенды Татарстана. Богат на них и Зеленодольский район. Поэтому сегодня красивая история из этих красивых мест.

18 октября 2017

Есть в Зеленодольском районе село Красный Яр – недалеко от железнодорожной стан­ции Васильево. Когда‑то здесь проходил тракт, по которому в Сибирь гнали каторжников. Од­нажды печальная делега­ция закованных в кандалы заключённых остановилась на отдых около села. Солда­ты, охранявшие каторжников, развязав узелки, принялись тра­пезничать, а несчастные арестанты рады были и просто посидеть-отдох­нуть на травке. Неподалёку юный пастушок пас стадо барских коров, когда услышал, как один из каторжан – измождённый ка­зак с серьгой в ухе – просит у него хлебца чуток. Сжалившись, пастушок незаметно передал ему всё содержимое своего узел­ка. В благодарность каторжник – бывший казачий есаул, принимавший участие в Пу­гачёвском бунте, – открыл пастушку место, где зарыты сокровища, добытые войсками мятежного атамана. Раскрывая секрет, есаул попросил у пастушка лишь одного: если ему вдруг удастся сбежать с каторги, он при­дёт за своей частью сокровищ к пастушку.
Арестантов погнали дальше в Сибирь, а па­стушок вскоре и вправду отыскал указан­ный пугачёвским есаулом клад, выкупил у барина вольную и основал своё торговое дело. И фамилия того пастушка – Атлашкин – с той поры стала известной купеческой.Есть в этой легенде доля правды или нет – зеленодольцы клятвенно утверждать не бе­рутся. Но, согласно сохранившейся купчей, имение Одинцово (именно так называл­ся раньше Красный Яр) было выкуплено в 1881 году у отставного полков­ника Осокина купцом второй гильдии Михаилом Атлашки­ным, жителем марийского села Кожласола, что в не­скольких десятках вёрст от Красного Яра. Может, и был этот купец потом­ком того самого пастуш­ка из легенды. Ведь после того, как он выкупил име­ние, дела тут пошли в гору: перестроили двухэтажный барский дом, в полуподвале ко­торого купец открыл небольшую фа­брику по производству рогож, из которых шили кули и мешки для перевозки товаров.Было у Атлашкина несколько судоходных барж, перевозивших по Волге зерно и стро­евой лес. Кроме того, он владел покосами по берегам речки Сумки. В пользу пастуш­кового происхождения говорит и тот факт, что купец всегда помогал бедным, а летом на сенокосе нередко сам профессионально косил траву. Четырёхъярусная колокольня Раифского монастыря была построена на его пожертвования. В её ограде нашёл свой последний приют один из представителей рода Атлашкиных.
Местные крестьяне считали своего барина благодетелем. Поэтому, когда после рево­люции большевики объявили реквизицию добра, у них рука не поднялась брать добро своего барина. Более того, они предупреди­ли купца о готовящейся экспроприации, и Николай Атлашкин заблаговременно по­кинул село, выехав в Казань на двух довер­ху груженных подводах. Грабили барский дом лишь те, кто совсем не знал Атлашкина и его добрых дел.
Редакция с удовольствием «примет в дар» легенды из ваших родных сёл и деревень. Присылайте их нам – и вся страна узнает о вашей родине.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: