Татарстанское кино выходит на новый уровень
В этом году в рамках конкурсной программы XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино не было показано ни одного игрового татарстанского фильма......Еще более удручающе мы выглядим на...
28 октября 2016
...Еще более удручающе мы выглядим на фоне сообщений из отдаленной Якутии (кстати, законодательницы национального кинематографа в России): якутская лента «Мой убийца» претендует на… «Золотой глобус». Впрочем, как утверждают сами татарстанские кинематографисты, нам недолго осталось ждать подобных новостей.
«ФИШКИ» НАШЕГО КИНО
- Совсем скоро в татарстанском кинематографе произойдет не прорыв – взрыв! – говорит Алексей Барыкин - режиссер и продюсер, заведующий кафедрой киноискусства Казанского института культуры. - Не исключено, что этим рывком нам удастся по уровню развития. Дело в том, что в течение года в Казани будет создано сразу восемь полнометражных художественных фильмов, и все они претендуют на выход в кинотеатральный прокат. Практически все они имеют интересную «фишку» и всерьез претендуют на внимание зрителя.
- Можете провести небольшой экскурс?
- Начну с картины «Водяная», режиссером которой являюсь я: это первый татарстанский фильм-сказка со спецэффектами, трюками, компьютерной графикой, сложным гримом, который изначально создается под общероссийский прокат. Социальная драма «Байгал», которую снимает Ильдар Ягафаров, примечательна своим актерским составом: в ней российская звезда Владимир Вдовиченков играет в тандеме с экс-генеральным продюсером ТНВ Миляушой Айтугановой. Фильмы «Айсылу» (его режиссер - Рустам Рашитов) и «Татарометражки» Салавата Юзеева - продолжение уже популярных в Татарстане проектов, причем работа над «Айсылу» ведется в официальном партнерстве с международным конкурсом «Татар моны». Рустам Рашитов снимает «Неотосланные письма» и это постановка самого известного произведения Аделя Кутуя, причем режиссер перенес действие повести в наше время. Картина «Пустота» - атмосферная авторская работа режиссера Павла Москвина о ветеране чеченской войны, который страдает от посттравматического синдрома. Лента Фарида Давлетшина «Ворота» - фильм-притча. И, наконец, «Вирион» - независимый фильм о зомби-апокалипсисе режиссеров-энтузиастов Тимура Романова и Алины Галимуллиной. Три из восьми фильмов снимаются на русском языке, пять – на татарском. Согласитесь, в этом списке можно найти картину практически на любой вкус!
СЛОМАТЬ НЕДОВЕРИЕ
- А что раньше мешало татарстанскому кинематографу так стремительно развиваться?
- Проблема первая: снималось слишком много документального и короткометражного кино, которые не годятся для проката; полных метров почти не было, - начинает перечислять Барыкин. - Проблема вторая: никто не соглашался снимать полный метр с маленьким бюджетом и не верил, что это можно сделать качественно. Проблема третья: не было жанровых фильмов, сделанных специально для проката. Проблема четвертая: коммерческие кинотеатры не соглашались прокатывать местное кино.
- Ваша картина «Семейные хлопоты» стала первым татарстанским фильмом, вышедшим в широкий прокат. Раскройте секрет, «первый блин» не комом? И насколько сильно вам мешало в кинотеатрах соседство с голливудскими блокбастерами?
- Картина была хорошо встречена зрителем – по крайней мере, тем, кто на этот фильм пришёл. К сожалению, у нас не было возможности провести большую рекламную кампанию, и многие о нем попросту не знали. Нам до сих пор звонят и пишут: спрашивают, где его можно посмотреть. Впрочем, фильм продержался в прокате пять уикендов – и это очень хороший показатель. Окупить «Семейные хлопоты» только за счет татарстанского проката не удалось. Но это не страшно, поскольку современные фильмы окупают в кинотеатрах только часть бюджета. Сейчас у нас идет следующий период: прокат в других городах, продажа прав на телевизионные показы, интернет-показы. Более того, одна московская компания хочет купить у нас права на сценарий, чтобы сделать ремейк уже с российскими звездами. Если эта сделка состоится, она одна окупит затраты на производство фильма и выведет нас на хорошую прибыль.
Что касается соперничества с голливудскими фильмами – это действительно имеет огромное значение. Например, мы вышли в прокат на две недели позже «Зверополиса», но этот мультик оказался таким хитом, что оттянул на себя большинство зрителей даже на третий уикенд – не только у нас, но и у других фильмов. В общем, прокатывать фильмы приходится в конкурентных условиях, что поделаешь!
- Ваш опыт как-то помог другим татарстанским кинематографистам?
- Прежде всего тем, что наша картина создала важный прецедент: это был жанровый фильм (комедия), снятый с крохотным бюджетом (1,2 млн. руб.), с прокатным хронометражем (75 минут), и его взяли почти все коммерческие кинотеатры республики. Таким образом, он предложил якуто-образную модель развития татарстанского кинематографа, которая тут же была подхвачена. Судите сами: в 2016 году почти все режиссеры стремятся довести свои проекты до полного метра, хотя имеют очень маленький бюджет – от 500 тысяч до 3-4 миллионов рублей. При этом большинство делает ставку на зрительские жанры: среди них есть приключение, мюзикл, комедия, мелодрама, ужасы. И конечно, все они рассчитывают выйти в прокат по той же схеме, что и «Семейные хлопоты»: в коммерческих мультиплексах.
Пожалуй, единственная серьезная проблема, которая осталась у татарстанского кинематографа – недоверие республиканского зрителя к местным кинофильмам. Но и это пройдёт, просто нужно время.
- Может быть ставка на национальное кино сможет переломить эту ситуацию, и фильмы на родном языке составят в местном прокате конкуренцию голливудскому кинематографу? Пойдут люди смотреть о своем, наболевшем? Якутия же с этого когда-то стартанула и вот теперь доросла до номинации «Золотого глобуса».
- Местный прокат – прекрасное решение для нашего кино, и большое счастье, что у нас есть татарский язык и татароязычные зрители. Ведь, фильмы на национальных языках составляют особую рыночную нишу, в которой ни москвичи, ни американцы не являются конкурентами. Обратная сторона вопроса – это то, что потенциальных зрителей у этих фильмов относительно немного. Поймите правильно: хотя татар в России более семи миллионов, лишь часть из них говорит по-татарски, а из этой части лишь немногие хотят смотреть местное кино, а из них – лишь малая часть готова прийти в кинотеатр и купить билет. К тому же основные зрители кинотеатров – люди от 15 до 30 лет. В этом возрасте молодежь знает татарский язык гораздо хуже, чем представители старших поколений, больше тяготеет к европейской культуре, чем к своей, национальной. По моим подсчетам, татароязычный фильм может окупить себя при бюджете максимум в 4-5 миллионов рублей, если не меньше. В этом году наша кинокомпания выпускает татароязычный «Айсылу.Фильм», где я являюсь продюсером и автором сценария. Так что, посмотрим, какие результаты он покажет в прокате!
- С местным прокатом все более-менее ясно. А есть ли у нас шансы «прокатиться» по всей России?
- Есть! В настоящий момент мы работаем над фильмом «Водяная». Это проект особый: снимаем его изначально не для республиканского, а для общероссийского проката. Наша предыдущая картина, «Семейные хлопоты» понравилась московским продюсерам, и они начали с нами сотрудничать по целому ряду новых проектов. Поэтому еще до начала съемок мы имели договоренности с московскими дистрибьюторами, которые берутся вывести «Водяную» на федеральный рынок, от Калининграда до Владивостока. Кстати, фильм двуязычный: в нем звучит и татарская, и русская речь. Мы поставили перед собой задачу сделать очень зрелищный фильм международного уровня. Надеемся, что у нас это получится.
УЧЕНИКИ УЧЕНИКОВ
- Вы, будучи заведующим кафедрой киноискусства Казанского государственного института культуры, как можете оценить молодое поколение режиссеров - будущее татарстанского кино? В кадровом вопросе нас тоже ждет прорыв?
- За последние несколько лет и в этой области у нас произошел тектонический сдвиг. Вчерашние молодые кинематографисты перестали быть молодыми и начинающими: теперь это крепкие взрослые профессионалы, которые много работают, знают себе цену и практически уже доминируют в сфере кинопроизводства, вытесняя старших. Многие мои ученики – Рустам Рашитов, Ильшат Рахимбай, Булат Сабитов, Алиса Галиева, Паша Москвин,– стали авторитетными режиссерами, начальниками, директорами студий, снимают и продюсируют кино, постоянно фигурируют в СМИ. Более того, у них уже есть свои ученики, которых они приглашают на собственные проекты, как я когда-то приглашал их самих. Наши выпускники Юра Данилов, Айдар Шарипов, Леша Глушков стали самыми востребованными операторами в республике, а тридцатидвухлетний Леша Матросов, с которым мы снимали «Водяную» воспринимается почти мэтром. Многие работают в Москве на топовых сериалах. Рашитов и Данилов вообще снимают в этот год аж по два полнометражных фильма. Ну и кто тут, спрашивается, начинающий кинематографист? Когда мы говорим о молодых кинематографистах, пора уже называть новые имена. Это, например, Руслан Косенко, Солтан Сунгатуллин, Катя Сидорочева, Элина Касимова, Катя Полянина, Влада Васильева, Альфия Шакирзянова, Настя Кузьмина и многие другие. Особо стоит упомянуть Руслана Валеева, получившего на казанском фестивале мусульманского кино приз за свой великолепный фильм «З/К». Возможно, некоторые из этих фамилий скоро будут на слуху так же, как «Рашитов» или «Рахимбай».
Добавить комментарий