
Настроение месяца: ревитализационное
Мода на старое и заброшенное, аутентичное и психоделичное шагает по Казани.
18 апреля 2017
То истосковавшийся по неудобствам народ набивается в «гараж за баней», чтобы в тесноте, да не в обиде послушать Свияжские сказки в личном исполнении их автора – Артёма Силкина, директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск». То снаряжает экспедиции в заброшенные цеха бывшей «Тасмы», выкладывая свои фотопутешествия в Сети под вал восторженных лайков. То вдруг начинает обживать развалины, к жизни не пригодные, но от этого не менее живописные, на фабрике Алафузова, известной как льнокомбинат.
Некогда одно из самых успешных производств Казани XIX века превратилось в депрессивное и разрушенное столетием строение. Но, попав в некие очумелые руки, льнокомбинат приобрёл новое лицо. То самое, которое удивляет всяк мимо проходящего своими громадными размерами над видавшей виды входной дверью. Куда входим? Куда попадём? Чего увидим?

Попадаем, говоря языком тех, к чьему телу вышеупомянутые очумелые ручки привинчены, в лофт-пространство. Видим огромные гипсовые маски, лысых манекенов, осьминога из битого зеркала и лик основателя сего исторического пространства – купца первой гильдии, «мануфактур-советника» и почётного потомственного гражданина Казани Ивана Алафузова, выполненный прямо на выщербленной временем кирпичной стене в стиле граффити. Всё это многообразие форм и размеров манит сюда любителей нестандартной красоты. Индустриальное пространство завлекает казанцев и гостей города перфомансами, кинопоказами, концертами, современными базарами и много чем ещё, скрывающемся в руинах.
Атмосфера та ещё: то ли Чернобыль, то ли то самое место, где Макар телят не пас. Это днём, когда, гуляя по разрушенным мануфактурам, чувствуешь себя как в арт-хаусном кино, среди отголосков Советского Союза и приветов из Серебряного века. А ночью сюда прилетают европейские рейвы, воплощаясь в местных диджеях. Киловатты звука, тонны энергии и сумасшедший ритм. Знал бы Иван Иванович Алафузов, ставший со второй половины XIX века подлинным хозяином Адмиралтейской слободы, что не только военное обмундирование, суконные, льняные, ткацкие, шорные и кожевенные изделия горазда выпускать его льнопрядильная фабрика! А если б и знал, вряд ли расстроился, ибо ничто предпринимательское купцу было не чуждо. Ведь театр для рабочих (ул. Гладилова, 49), он же Образовательный дом им. Александра II, построенный в конце XIX века, – тоже его идея. Танцевальные вечера, литературные чтения, демонстрация «туманных картинок», спектакли и потребительская лавка, где рабочие могли купить товары в кредит на суммы до трёх четвертей месячного заработка… Формы разные, цель одна. Ревитализация, однако. Что в дословном переводе означает «возвращение жизни».

Добавить комментарий