Как журналисты меняли профессию и поднимали экономику
Символ 90‑х – люди с «неприподъёмными» клетчатыми сумками. Челноки. Целая челночная эпоха, достойная памятника своим героям при жизни... Один уже украшает сейчас торговую площадь Центрального рынка в Набережных Челнах.
01 июня 2020
500 ДОЛЛАРОВ И «БУРЯ В ПУСТЫНЕ»
В середине 90‑х надо было как‑то пытаться выжить. Вот и я готова была на любую работу – торговать на рынке, мыть полы, разносить газеты – денег катастрофически не хватало. Я сидела с маленьким ребёнком в декретном отпуске и решила попытать своё «челночное» счастье. В общем, взяла семейный неприкосновенный запас в 500 долларов. На часть денег друзья помогли достать на Чистопольском часовом заводе часы «Буря в пустыне» – те же «Командирские», но лимитированной серии, как говорили, неубиваемые. Очень они тогда ценились за рубежом. Бывалые люди обещали мне навар от их продажи в Польше аж 45–50 (!) баксов. Оставила годовалую дочь под присмотром мамы и… укатила в Варшаву.
ДЕТСКАЯ ТЕМА
Кругом товарный дефицит, какие там памперсы – марлю в аптеке не купишь! В общем, непаханое поле идей, и удивить можно чем угодно. «Тему» челночества подсказало моё положение молодой мамы. «Буду возить коляски, кроватки и прочие детские товары», – решила я.
ПОЖАР ХУЖЕ РЭКЕТА
Поездки из Казани в Варшаву и обратно занимали неделю. Ездили в автобусах по 2–5 человек. На передних сиденьях автобуса сидим, задние все сняты, потому что на обратном пути весь салон почти до потолка забит товаром: мебелью, посудой, колясками, одеждой, обувью, хозтоварами… Между товаром и потолком оставляли примерно 70 см пространства, чтобы проползти и лечь поспать. Если, не дай бог, начнётся пожар, замешкаешься и не успеешь вылезти – всё, конец, сгоришь заживо. Такие случаи были. Автобусы сгорали буквально за полчаса. Больше всего я боялась именно этого. Даже больше, чем рэкета. Тот, кто крышевал на рынке, действовал предсказуемо. Подходят к тебе молодые люди, конечно в спортивных костюмах, и сразу договариваешься с ними о ежемесячной сумме. А вот дорожные рэкетиры могли не только деньги отобрать, но и пострелять по колёсам и убить, а автобус сжечь…
ПОЛЬСКИМИ ТРОПАМИ…
Почти все автобусы старые, водители – поляки. Везут нас тайными, только им известными тропами. Особенно по Белоруссии, где в те годы каждый пост дорожной автоинспекции (ДАИ) норовил содрать с челноков как минимум 50 долларов. С чьей‑то подачи их прозвали «дай». Случалось, что автобус ломался прямо посреди какого-нибудь поля. Мобильных телефонов тогда не было. Но у водителей была рация. Хорошо, если едешь с двумя автобусами: так, четыре водителя с помощью русской «такой-то матери» и польской «курвы» исправят неполадку – и вновь в путь.
ПОТАЙНОЙ КАРМАН
Приезжаешь на границу, на таможне крупные суммы денег полагалось декларировать. Конечно, никто этого не делал, деньги прятали кто во что горазд: в трусы, в бюстгальтеры, в носки, в колготки… У каждого челнока был свой потайной карман. Пригождался он и на варшавском огромном рынке, где царил полнейший интернационал карманников и сумочников. Тут вообще надо было быть начеку, иначе останешься и без денег, и без товара. А домой вернёшься в соплях-слезах и долгах. Чтобы взять много товара, люди одалживали деньги, продавали свои машины и даже квартиры. Некоторые, увы, прогорали. Я, как мантру, всегда повторяла про себя: «Не выпускай из рук сумку, держи при себе». Но основные деньги всё же хранила в заветном месте – ближе к сердцу, так верней…
На обратном пути не легче. Дорожные рэкетиры ведь не гнушались и товаром. Как и таможенники. Как правило, они брали с автобуса несколько сотен долларов – и путь через границу для нас открывался.
ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ
Однажды мы на пограничном посту попали в смешную историю. Обычно ездили за товаром женщины, но как‑то взяли с собой одного мужичка – думали, подмога будет. Как бы не так! Он так надрался по пути от Варшавы до Белоруссии, что на пограничном посту мы сами предъявили его паспорт, а его разбудить даже не смогли, только голову за волосы приподняли с подушки. Хорошо, что погранцы оказались в духе и выпустили наш автобус.
Вообще, с женщинами ездить было проще. Они действительно более выносливые, не пьют и не буянят. У нас, как и в любом сообществе, были свои неписаные правила поездок, дежурств, поведения. Потому что работа челнока не просто опасная, она физически тяжёлая. И с собой часто везёшь огромные суммы денег. Поэтому товарки твои должны быть проверенные, надёжные и желательно чистоплотные. В тесноте загруженного под потолок автобуса любой посторонний запах переносится через не могу…
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
Много раз я ездила в Польшу одна. Поездом до Бреста, оттуда в два ночи автобусом в Варшаву. В пять утра уже бодро топаешь на рынок. Несколько часов на закупку, обратно в автобус – и домой тем же маршрутом. Каждая поездка – риск. Могут ограбить, груз не растаможить.
Когда пересекали границу в Польшу, помогали белорусам. На каждого туриста разрешено взять с собой блок сигарет и литр водки. Переносили через границу, а «на том берегу» белорусы собирали свою контрабанду и продавали полякам. Так вот никогда не слышала, чтобы кто‑то из наших челноков кинул своих коллег из братской Белоруссии. Профессиональная солидарность.
Вот как‑то так проходили мои челночные поездки за границу. Для многих 90‑е годы – это не только Польша, но и Эмираты, и Турция, и Китай. Почему нас прозвали челноками? Может быть, потому, что челнок крутится-вертится. Так и мы тогда вынуждены были крутиться, а не ныть, что денег нет, сидя дома и сложа руки. Хочешь жить – умей вертеться! Поговорка очень даже в тему 90-х.
P.S. Кстати, свою «Бурю в пустыне» в единственном экземпляре я продала хозяевам мини‑отеля в Варшаве, где жила, за 60 долларов…
Добавить комментарий