Почему КГБ запретил журналистам писать о пожаре на КАМАЗе
Над горевшим заводом поднимался столб чёрного дыма… Зрелище не для слабонервных
21 мая 2020
О том, что горит завод двигателей, Николай Туганов, в ту пору фотокорреспондент местной газеты, узнал в девять вечера. Схватил фотоаппарат – и бегом к соседу. На его «Москвиче» помчались к заводу. Зрелище предстало не для слабонервных.
– Пламя из здания вырывалось метров на сто. Горели кровля и корпус, – вспоминал позже Николай. – Снимал в темноте, а в это время территорию плотным кольцом окружала милиция, к месту ЧП никого близко не подпускали…
Потом в столичной газете «Авто» на первой полосе выйдет фотография горящего завода – это будет единственный снимок, опубликованный в отечественных СМИ. Отснятую Тугановым и его коллегой Вячеславом Бурнышевым плёнку изымет КГБ, писать о трагедии журналистам запретят.
К моменту, когда Николай Туганов делал свой исторический кадр, завод двигателей полыхал уже весь – огонь распространится по всей кровле…
ПОДУМАЛИ, ЧТО УЧЕНИЯ…
Пожар начался в 18:41 из‑за короткого замыкания в силовом кабеле, что ведёт к трансформаторной подстанции. Виктор Волков, в то время начальник военизированной пожарной охраны промышленных объектов МВД РТ, вспоминал: днём на заводе прошли учения по гражданской обороне. Может быть, поэтому на характерные хлопки никто не отреагировал: думали, продолжаются учения… А огонь по кабельным каналам стремительно разлетался во все стороны. Через шахту вентиляции выбрался на крышу – вспыхнули гудрон, утеплитель…
Первым тревогу поднял слесарь-ремонтник. Почувствовав запах горевшей изоляции, приоткрыл дверь подстанции – и едва не задохнулся от дыма. Дальше события развиваются стремительно.
19:04. Прибывает первый пожарный расчёт. Горят подстанция, кабели, с горящей крыши текут расплавленные битум и полистирол. Порывистый ветер огонь раздувает на глазах. Начальник караула Н. Цветков объявляет максимальный для Набережных Челнов номер вызова сил и средств, начинается срочная эвакуация людей.
19:25. Все пожарные и техника на месте. Против огня – девять лафетных стволов: шесть на крыше, три – внутри здания. Но этих сил не хватает даже для того, чтобы пожар не захватывал всё новые территории. Утеплитель, пенополистирол, уложенный на стальной настил, вспыхивает, словно берёзовая кора, пожарные нередко оказываются в огненном кольце.
19:52. Горит уже четвёртая часть кровли – 100 тысяч квадратных метров! Рушатся металлоконструкции. К месту ЧП прибывают пожарные подразделения из Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги, силы гражданской обороны. Огонь тушат 30 лафетных и переносных стволов, но он продолжает наступать.
21:31. Огнём охвачена вся кровля завода двигателей. Его площадь – 1152 на 362 метра, по размерам – целый городской микрорайон…
ПОЛИСТИРОЛ ГОРЕЛ КАК НАПАЛМ
Альфия Гарипова видела, как горит её родной завод, из окна квартиры – в небо поднимался густой чёрный дым. Утром следующего дня она пришла на работу и завода не нашла.
– Моего рабочего места просто не было, наш цех выгорел полностью. Нас отправили домой. Сразу написала заявление об уходе: решила, что разбирать завалы, дышать гарью – это не женское дело.
Когда всё закончится, эксперты расскажут: горение полистирола напоминает горение напалма. Какой из светлых голов первой в стране пришла идея использовать этот опасный утеплитель при строительстве заводских цехов, так и не обнародуют. Зато вспомнят, что ещё до ЧП в Набережных Челнах «полистирольных» пожаров с печальными последствиями было не один и не два. И выводы после этих пожаров делались правильные. Но всякий раз соображения экономии у нас брали верх над здравым смыслом. Кстати, завод в Челнах строился по американской технологии, но они, американцы, узнав, что мы в качестве утеплителя используем полистирол, отказались объект страховать…
Ликвидировать горение корпуса, вернее того, что от него на тот момент осталось, пожарным удалось лишь к 11 часам 15 апреля. Но это только в надземной части завода. Огонь хозяйничал в подвалах, а их протяжённость – почти 7 километров. По ним огонь мог перейти на станцию испытания двигателей, а там ёмкости с маслом и дизельным топливом… Станцию в итоге спасут, заложив подходы к ней гравием и кирпичом.
Пожар потушат 21 апреля – до этого восемь дней и ночей пожарные будут работать в две смены, каждая смена – сутки… Участники боя с огнём: 560 пожарных, военные из полка гражданской обороны, 64 единицы пожарной техники, 236 других машин и механизмов…
Спасти удастся часть оборудования. Производственный корпус площадью 420 тысяч квадратных метров будет полностью уничтожен огнём. К счастью, обойдётся без жертв.
Масштаб бедствия запечатлеет с вертолёта фотокорреспондент ТАСС Михаил Медведев – ему единственному из журналистов органы дадут разрешение на съёмку.
И СНОВА ВСЁ СНАЧАЛА
Последствия пожара в Набережных Челнах оказались ужасными. Не только для КАМАЗа – для всей страны и ближайших соседей. Дизели с автогиганта на Каме шли на автомобильные предприятия России, Украины, Беларуси – их работа оказалась под угрозой. Некоторые эксперты посчитают, что ущерб от пожара сопоставим с аварией на Чернобыльской АЭС.
Возможно, это сильное преувеличение. С другой стороны, никто не оценивал моральные и материальные потери тех, кто трудился на заводе двигателей и вмиг оказался без привычной работы и привычных заработков. Одни, как Альфия Гарипова, сменили работу, другие, как её муж, долгие месяцы разбирали завалы, восстанавливали завод. Притом что авторитетные господа (в частности, великий реформатор Егор Гайдар) утверждали: восстанавливать не имеет смысла. Это были смутные 90-е…
К счастью, здравый смысл возобладал. При поддержке правительств РФ и РТ камазовцам удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тысяч двигателей в год. Одновременно велось создание производства силовых агрегатов уже на основе более совершенного оборудования. Меньше чем через год после пожара был собран первый двигатель КАМАЗ-7405.
И 24 декабря 1996 года в Набережных Челнах торжественно запустили восстановленный главный конвейер сборки двигателей.
Фото: vestikamaza.ru
Добавить комментарий