Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Чистополь. Меценаты «чистого поля»

Спустя почти 150 лет Чистополь по-прежнему – средоточие событий «уезда». Гостеприимен и закрыт, понятен и загадочен одновременно.

«С каким-то особенным, чрезвычайно сложным, смешанным и неопределенным чувством подплывал я на пароходе к пристани города Чистополя…», - пиcал в 1868 году известный журналист Николай Демерт, опубликовавший впоследствии любопытные записки о своём кратковременном пребывании в уездном городе.
 

«В самое последнее время, при новом исправнике, расставили было по улицам несколько фонарей, но сомнительно, чтобы это нововведение удалось. На другой же, или на третий день, два фонаря украли. Местные статистики рассчитывают, что к концу осени останутся в городе только два фонаря: у подъездов исправника и его помощника; остальные же все будут раскрадены, так как в Чистополе крепко придерживаются мудрой поговорки: «всяк для себя, Бог для всех» (Из записок Николая Демерта)

Клад с «Липовой горы»
На обрывистом берегу Камы возле строений Чистопольского элеватора – тенистая зелёная роща, корнями врастающая в остатки крепостных валов одного из древних городов великой Волжской Булгарии – Джукетау («липовая гора»), или, как называют его в русских летописях – Жукотина.
- В течение нескольких десятилетий на предполагаемой территории города велись раскопки. Учёные установили, что Джукетау просуществовал с Х по ХV века. Он был достаточно крупным, хоть и уступал по размерам Булгару, Биляру, Сувару и другим булгарским городам. Джукетау упомянут в Венецианском и Каталанском морских атласах XIV века, - рассказывает директор Музея истории Чистополя Наталья Бикмуллина. – Одним из главных промыслов было гончарное дело. Была даже «брендированная» глиняная посуда – обнаруженные здесь изделиях XIII- XIV века с волнообразным рисунком учёные выделили в отдельную группу керамики типа «джукетау».

Сейчас о городе, в период расцвета (ордынская эпоха) занимавшем, предположительно, площадь в 7 га, напоминает лишь табличка с надписью: территория - памятник федерального значения. Есть ещё артефакты, хранящиеся в музее истории Чистополя. Например, сфероконусы – небольшие керамические сосуды для хранения масел для бань (фрагмент глиняной трубы также присутствует) и клад серебряных монет периода правления Джучи.

А ещё Жукотиным, свидетельствуют некоторые источники, назвал в середине XVII века основанное здесь же, на берегу Камы, своё новое село русский помещик Савва Аристов. Село это стало «преддверием» в Чистополь. Но это уже совсем другая история.
Миллионы - в воду
- Он сразу вас не пустит, не ждите, - пугает меня Чистополем Михаил Сергеевич. Он – коренной чистополец, ныне работник одного из местных предприятий оборонки. – Вы пойдите на рынок, найдите блошиные ряды. Посмотрите на эти вещи, на людей, послушайте, о чём они говорят. Посидите в скверах. Постойте у Никольского собора. Тогда, может быть, Чистополь что-то вам и расскажет. А так, с наскока – нет, вряд ли.
До блошиных рядов мы не добрались, не та погода была. Зато увидели вблизи водонапорную башню, первую в городе. Построенную, судя по кованому флажку, венчающему её причудливую верхушку, еще в 1886 году. Деньги на строительство башни выделила семья Василия Челышева, богатейшего чистопольского купца, торговца хлебом, известного в городе мецената. А за несколько лет до этого он даровал Чистополю средства на сооружение первого в городе водопровода. Насосная станция, между прочим, исправно прослужила до XXI века.

Курьёзная история вышла с наследством купца. После его смерти и смерти его жены, по завещанию последней всё до копейки надлежало распределить между двумя десятками людей. Прямые потомки всполошились и обратились в суд с просьбой вернуть наследство им – мол, дама была не в себе. Ответчиков по делу было 22, денег - три миллиона. Вернулось потомкам купца далеко не всё. Говорят, некоторые «наследники» надёжно упрятали челышевские миллионы в воды Камы, где состояние это хранится до сих пор.
2
Свидетели эпохи
К слову, история XIX века в Чистополе – это история нескольких купеческих династий, сделавших состояние на торговле зерном, солью, лесом и т.д. Многие из этих купцов были старообрядцами. Говорят, потому в высшее купеческое общество попасть было не просто.
Роскошным, величественным, иногда загадочным напоминанием о тех временах остались особняки, небольшие копии дворцов-резиденций, которые «хлебные короли» Челышевы, Шашины, Чукашёвы, Подуруевы приобретали в Санкт-Петербурге. В центре Чистополя таких домов – 144. Многие из «служебных» зданий, построенных на купеческие средства, сохранили своё назначение и по сей день. Больница на ул. Карла.Маркса когда-то была земской больницей, татарская гимназия – школой прапорщиков, гимназия №1 – духовным училищем, на реконструкцию которого были выделены средства в том числе и Иоанном Кронштадтским.
Зимнее наследие
- Вот здесь в начале ХХ века была городская квасоварня. А осенью 1941 года сюда приехал и капитально отремонтировал ее Леонид Леонов, - рассказывает про ничем не примечательное строение с табличкой на двери типа «трикотаж» по ул.Карла Маркса Елена Хабибрахманова, старший сотрудник туристско-информационного центра.

– В суровую зиму, когда трещал лёд и замертво падали птицы, был голод, холод и ощущение всей тяжести и ужаса войны, Леонов пишет свою пьесу «Нашествие». Её ставят тут же, на сцене Чистопольского театра, силами местных актёров и труппы Ленинградского областного театра. Леонов получает Сталинскую премию и всю её отправляет в фонд главного командования – на бомбы для ненавистных фашистов. Скоро в доме, где жил Леонов, будет музей.
Чистопольская история Леонова – это история 200 эвакуированных сюда в годы войны столичных писателей, поэтов, литераторов. Множество громких имён, множество замечательных произведений, созданных за годы эвакуации, богатое документальное наследие.
4 В иной день на центральной улице Чистополя начала XX века не протолкнуться – народ собирается поглазеть, как крестьянин Николай Мельников будет «махину» свою испытывать. «Ишь, чего удумал!» - возмущаются одни. «Голова!» - одобрительно кивают другие. Тем временем, изобретение чистопольского Кулибина - огромное деревянное колесо с педалями и Мельниковым внутри трогается. Толпа ахает и смеётся.
- Как известно, мы выиграли грант для малых городов на $50 миллионов от Всемирного банка, и межведомственная комиссия утвердила нашу заявку. В течение 10-11 месяцев она должна быть окончательно утверждена банком, затем ждем соответствующие постановления Правительства. После этого начнется разработка проекта, которая займёт около года. Так что начало работ по реконструкции центра Чистополя запланировано на 2018 год, - рассказывает о грядущем ренессансе исторического лика города директор государственного музея-заповедника «Чистополь» Александр Печёнкин. – Реставрация «под ключ» ожидает все музеи города, в том числе и музей Пастернака, около 30 зданий и целый ряд объектов культурного наследия. Но уже сегодня можно сказать, что будущее Чистополя – это будущее значимого российского туристического и культурного центра.
5 Говорят, в начале XVII века здешние берега Камы облюбовали разбойники да беглые крестьяне. Крестьян возвращали, дома их сжигали, и оставалось «чистое поле». По другой версии, принявшись осваивать эту землю помещики переселяли своих крестьян. «Куда идёте?» - спрашивали их, - «Да в чистое поле!», - был ответ. А в 1781 году указом Екатерины II был уже официально образован Чистопольский уезд.
Лекарство от всего
- Конечно, меняется город. Я приехала сюда в 1972 году вместе с мужем - его пригласили на работу. Вышла из автобуса и всю дорогу до мужниной работы ревела – страх Божий был. А сейчас там цветущий сад, - рассказывает Светлана Проничева.

Проработав несколько лет участковым педиатром чистопольской детской больницы, она затем возглавила её, а в 90-е годы стала главврачом только что открытой детской городской поликлиники. Сейчас Светлана Константиновна совмещает работу педиатра с руководством чистопольским общественным советом.
- Вот вы спрашиваете – как, почему Чистополь меняется? Мне кажется – усилиями многих людей. Когда нашу поликлинику открыли, много всего надо было доделывать. И мы с мужем наши ваучеры вложили в покупку плитки – полы были деревянные, и сквозь щели проползала живность. Кто-то ещё нам эту плитку за два дня буквально положил. И таких людей тогда было много, - говорит Светлана Константиновна, и тут же поправляет себя: - Да и не только тогда, и сейчас они есть. Добились мы открытия в детсаду бесплатной группы для детей с понижением зрения. Нужны аппараты для терапии, денег нет. И я попросила средства – на один аппарат у «Бетара», на другой – у Виктора Смыкова, депутата Госсовета Татарстана по Чистопольскому округу. И они не отказали. Как не отказали и многим другим просящим. Это – лишь один из многих случаев.
6 Мечеть «Нур» в Старо-татарской слободе – одна из самых старых в Чистополе. Ей – более 150 лет. «Нур» и «Марджани» в Казани – две мечети республики, не закрывавшиеся ни на день, даже в годы гражданской войны. «Нур» примечательна ещё и тем, что полвека в ней служил лидер суфийского ордена Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов. Ярый сторонник старометодного образования, он был ещё известным общественным активистом, меценатом, а также мастером кулачного боя.
- Меценатство, милосердие – это какая-то свойственная Чистополю черта, - продолжает Светлана Константиновна. – Моя подруга возглавляет одну из казанских поликлиник. Иногда мы встречаемся, а мне в это время звонят по поводу благотворительности. И я говорю – то-то и то-то нам надо. Она спрашивает: а они тебе кто, которые деньги дают? Да чистопольцы! - говорю. Они просто любят наш – свой – город.
Недалеко от мечети «Нур» - место, где некогда стоял родной дом композитора с мировым именем Софьи Губайдуллиной. А чуть дальше бывший «Трактир трезвости» - дом, где жители слободы собирались пить чай с разными лакомствами.
Вместо послесловия
С прошлым, и даже немного с будущим Чистополя всё относительно понятно, скажете вы. Но что же в настоящем? А в настоящем – новые предприятия, постепенно прорастающие из богатого прошлого лучших заводов страны, эвакуированных сюда в годы Великой Отечественной войны. Обновлённые парки и скверы, в которые после школьного звонка устремляется детвора. Красивые и тихие улицы, по которым ходят чистопольцы, и на которых то и дело останавливаются туристы – посмотреть, например, на дом прототипа доктора Живаго – известного чистопольского врача Дмитрия Авдеева. Впрочем, как сказал один из наших героев, Чистополь открывается не сразу и не каждому. Но вам он откроется непременно. Главное – поезжайте.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: