Татарстан

Общественно-политическое издание

Монда «Татарстан» булды
«Белый лебедь» торопится в небо

«Белый лебедь» торопится в небо

Кого «ястребы» видят в страшных снах

31 августа 2017

«Страх и ужас американцев». «Самый быстрый бомбардировщик в мире». «Ракетоносец, способный одним залпом превратить в пыль десяток американских штатов»... Это всё о нём – стратегическом Ту-160 «Белый лебедь». Возобновление в Казани производства уникального самолёта ядерного сдерживания – пожалуй, наиболее масштабный проект отечественной оборонной промышленности.
1-3
Ещё в мае министр обороны Сергей Шойгу, выступая на «пра­вительственном часе» в Совете Федерации, назвал конкретные сроки: модернизированный Ту‑160М2 начнут серийно выпу­скать на Казанском авиационном заводе имени Горбунова после 2021 года. Юрий Слюсарь, глава Объединённой авиастроитель­ной корпорации, примерно в это же время обозначил другую клю­чевую цифру: стране понадобится 30‑50 стратегических Ту‑160М2.
Цена одного «Белого лебедя», ещё советского, составляет около 250 миллионов долларов. Но он того стоит: американский B-1B, ко­торый создавался для выполнения схожих с российским ракетоносцем задач, на его фоне – бледная тень. Когда соседнее с нами государство решило избавиться от оставшихся на его территории Ту-160, амери­канцы, всегда умевшие считать деньги, на распил каждого самолё­та радостно отсчитали по одному миллиону долларов. К счастью, превратить в груду металлолома все «сто шестидесятые» на аэро­дроме в украинских Прилуках не получилось – часть вернулась в Россию…
Сегодня в отечественных во­енно-космических войсках несут боевую вахту шестнадцать Ту-160. Большинству машин – за двадцать пять лет. Возраст не критический – им ещё летать и летать. Некоторые прошли модернизацию на казан­ском авиазаводе, получив новый комплекс радиоэлектронного обо­рудования и более совершенное ударное вооружение. Если понадо­бится – смогут на сверхзвуке преодолеть систему противовоздуш­ной обороны противника, доста­вить к точке пуска, за десять-две­надцать тысяч километров от дома, высокоточные крылатые ракеты с ядерными зарядами и, отработав по целям, вернуться на базу.
«Белые лебеди» – это наше мощ­ное и эффективное оружие ядер­ного сдерживания, часть ядерного щита страны. Меняющаяся, и не в лучшую сторону, обстановка в мире не позволяет «лебедям» долго отдыхать на земле – для на­шего спокойствия стратегические ракетоносцы должны нести боевое дежурство круглые сутки. И не толь­ко у российских границ – в разных точках планеты, убеждён министр обороны Сергей Шойгу. А для этого шестнадцати «сто шестидесятых», конечно, мало.
ВРЕМЯ РАСПРАВИТЬ КРЫЛЬЯ
Прототип самолёта, который бу­дет серийно выпускаться через пять лет, уже обрёл зримые очертания. Фюзеляж с гермокабиной,крылья, хвостовое оперение… – опутанный ажурными лестницами и платфор­мами, ракетоносец сейчас достраи­вается в цехе окончательной сбор­ки казанского авиазавода. Первые ощущения – один в один прежний «Белый лебедь», серийный выпуск которого был прекращён ещё чет­верть века назад.
Ощущения, как выясняется, не обманывают. Новый Ту‑160М2 получит «в наследство» тот самый планер, что был у базовой модели. Не просто так. По словам министра обороны, наш действующий раке­тоносец – «уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не ис­пользовавшая в полной мере за­ложенные в неё конструктивные возможности».
Казалось бы, чего проще – возобновить сборку машин на тех же мощностях, где они когда‑то производились. На деле за четверть века, что прошли с того времени, как Борис Николаевич посчитал: лучшие в мире сверхзвуковые бомбардировщики нам больше не понадобятся, были забыты уникальные технологии. Пришло в негодность оборудование, а часть предприятий-смежников оказались в недружественной стране или во­обще прекратили существование. И самое печальное: ушли люди – живые носители технологий.
Получается, даже казанцам с их опытом производства стратеги­ческих бомбардировщиков при­ходится заново учиться делать то, что хорошо умели делать три деся­тилетия назад (первый сделанный в Казани Ту‑160 поступил в войска в 1987 году. – Прим. ред.). Разуме­ется, на более высоком уровне – всё‑таки за прошедшее время мно­гие технологии шагнули вперёд, и слепое копирование прежнего не имело смысла.
Одним из наиболее серьёзных шагов на пути к возобновлению производства «Белого лебедя» стало освоение утраченной технологии электронно-лучевой сварки тита­на. Без этой технологии, по сути, невозможна сборка планера само­лёта – он почти на 40 процентов состоит из титана. О сложности задачи говорит такой факт: вос­станавливать и модернизировать процесс казанцам помогали сразу четыре крупных научных и произ­водственных центра – Всероссий­ский институт авиационных ма­териалов (ВИАМ), Национальный институт авиационных технологий (НИАТ), ижевский НИТИ-Прогресс и пензенская «Электромеханика». Решили задачу блестяще. В апреле российский вице-премьер Дми­трий Рогозин, побывав на пред­приятии, написал в «Твиттере»: «На Казанском авиазаводе им. С. П. Гор­бунова в рекордно короткие сроки восстановлена электронно-лучевая сварка титана. Готовится произ­водство нового поколения «Белых лебедей».
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В «ЛИСТЕ ОЖИДАНИЯ»
Производство первого Ту‑160М2 стартовало в апреле, а в первой по­ловине июля фюзеляж самолёта был поставлен на шасси и отбукси­рован в цех окончательной сборки. Фантастические сроки объясняются не только тем, что была организо­вана круглосуточная работа, а тех­нологические процессы усилиями десятков коллективов восстановле­ны даже быстрее, чем планировали. Главное, что начали строительство «Белого лебедя» не с чистого листа – использовали один из двух заде­лов бомбардировщика, который хранился на предприятии 25 лет. Так получилось, что именно власти Татарстана, которых центр в начале девяностых любил упрекать в сепа­ратизме, оказались единственной силой, которая смогла отстоять стратегически важные для страны недостроенные машины – их со­бирались порезать на металлолом (позже, использовав два задела, казанцы передали Министерству обороны два новых Ту‑160 в 2002 и 2008 гг.). Не сохранили бы заделы – ждать первую машину пришлось бы ещё несколько лет.
Передачу первого бомбардиров­щика в цех окончательной сборки многотиражка Казанского авиа­ционного завода назвала исто­рическим событием. Возможно, это и не такое уж преувеличение. «Машина для нас особая, – пояс­нил первый заместитель директора Зуфар Миргалимов. – Создан кол­лектив, который станет основой будущего производства. Конечно, много шишек набили. Но главное – результат: молодые ребята – те, которые о строительстве Ту‑160 знали только в теории, – научились строить этот самолёт и оттачивают своё мастерство…
Уже в октябре первый ракетоно­сец Ту‑160М2 покинет сборочный цех и отправится на лётно-испы­тательную станцию. Успех? Только начало.
 
1-2
 
Казань, 23 июля. «Белый лебедь» в небе над городом.
СИСТЕМА ПРО ДЛЯ РАКЕТОНОСЦА – НЕ ПОМЕХА
Даже опередившая время на не­сколько десятилетий машина не способна его остановить. Выда­ющихся способностей «Белого лебе­дя» никто не отрицает, но на дворе всё‑таки ХХI век, и задачи, которые обязан решать стратегический бом­бардировщик, усложнились в разы. Ещё когда возможность воспро­изводства Ту‑160 только обсужда­лась, известный авторитет отече­ственной авиации заслуженный пилот СССР Олег Смирнов назвал системы, которые требуют как ми­нимум усовершенствования: «Это в первую очередь авионика: нави­гационное оборудование, приборы, прицелы, системы наведения ра­кет… Вторая проблема – двигатели. Их надо постоянно дорабатывать, чтобы уменьшался удельный рас­ход авиационного керосина…».
Какие конкретно задачи перед конструкторами модернизирован­ного бомбардировщика поставило военное ведомство, по понятным соображениям, можно только дога­дываться. Но даже скупая информа­ция из открытых источников сви­детельствует о серьёзных запросах заказчика: Ту‑160М2 должен летать дальше своего предшественника, дольше находиться в воздухе, быть экономичнее, нести более мощное вооружение и уметь наносить вы­сокоточные удары ракетами, на­ходясь ещё на серьёзном удалении от систем ПРО противника.
Иными словами, речь, по сути, идёт о машине ещё более грозной и более совершенной, чем «Белый лебедь» предыдущего поколения. Внешнее сходство – пожалуй, всё, что их роднит. Это, собственно, подтвердил и источник в оборон­но-промышленном комплексе, которого процитировал ТАСС: «В Ту‑160М2 в результате модерниза­ции от базовой модели останется только планер, по-прежнему отве­чающий всем современным тре­бованиям. Содержимое самолёта, включая авионику, радиоэлектрон­ное оборудование, кабину пилотов, средства связи, управления и ряд систем вооружения, будет заменено на новое».
Что получится на выходе? Окон­чательный ответ на этот вопрос можно будет дать через четыре года, многие системы разрабатываются параллельно с постройкой само­лёта. Но уже известно, например, что он будет оснащён новыми вы­сокоточными крылатыми ракетами, которые по дальности примерно в два раза превысят те, что есть в ар­сенале сегодняшних Ту-160. А это значит, для нанесения разящего удара по противнику «лебедям» не всегда нужно будет приближать­ся к его границам – пуски можно будет выполнить даже со своей территории. Речь, судя по всему, идёт о разрабатываемых сейчас крылатых ракетах Х-БД, которые, по оценкам, смогут преодолевать все существующие и даже перспек­тивные средства ПВО и ПРО.
Кстати, министр обороны Сер­гей Шойгу тоже недавно подтвер­дил: ракетоносец будет способен наносить удары вне действия си­стем противоракетной обороны. Его заместитель Юрий Борисов рассказал: боевая эффектив­ность новой машины повысится в 2,5 раза по сравнению с Ту‑160 образца 1987 года. По словам за­местителя генерального директора «Концерна Радиоэлектронные тех­нологии» Гиви Джанджгавы, «но­вый Ту‑160 даст нам возможность подвинуться вперёд и по вычис­лительной части, и по навигации, и по точности».
«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) занимается созданием новых бортовых систем, комплекса радиоэлектронной борь­бы, а также системы управления вооружений, навигационной си­стемы. Информация о разработках позволяет судить об их принципи­альной новизне и значимости. Из­вестно, например, что в Ту‑160М2 предполагается использовать принцип интегрально-модульной авионики – компоненты бортовой электроники смогут при необходи­мости заменять и восстанавливать друг друга. В частности, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления, если они вдруг вышли из строя. А специальная инерци­альная навигационная система по­зволит прокладывать курс без по­мощи спутниковых сигналов…
ПОД КОНТРОЛЕМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
По плану свой первый полёт Ту‑160М2 совершит в 2018 году – на самарском НПО «Кузнецов» уже освоен выпуск двигателей НК-32‑02 для обновлённого «Белого ле­бедя». Как сообщил Юрий Борисов, у модернизированных двигателей больший ресурс, они экономичнее и позволят минимум на тысячу ки­лометров увеличить дальность по­лёта. Новый самолёт станет ещё ме­нее заметен для средств слежения, улучшится его аэродинамика.
Однако многое из того, что пред­полагается использовать в новом ракетоносце, пока в работе. КРЭТ, например, предполагает полностью выполнить свою часть к 2020 году. Так что новая начинка самолёта, системы вооружения будут последо­вательно поступать, испытываться и устанавливаться на борт вплоть до начала серийного выпуска. Сры­вы графика вряд ли возможны. Ещё в январе, находясь на авиа­ционном заводе в Казани, Сергей Шойгу предупредил: строительство Ту‑160М2 находится под его особым контролем – о его этапах должны докладывать еженедельно.
Когда-то Ту‑160 строила вся стра­на. Сегодня, по сути, вся страна участвует в проекте возобновления производства «Белого лебедя» в Ка­зани. В создании цифровой модели стратегического бомбардировщика были задействованы практически все крупнейшие КБ ведущих рос­сийских авиастроительных фирм. В постройке машины вместе с та­тарстанскими авиастроителями участвуют предприятия Самары и Перми, Воронежа и Москвы, Ир­кутска и Пензы… По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, «Ту-160М2 – это самый сложный проект с точки зрения задействованных техноло­гий, кооперации, интеллектуаль­ных ресурсов за всю постсоветскую историю российского авиапрома».
Параллельно с постройкой пер­вого прототипа на предприятии ведётся серьёзная модернизация. Уже обновились аэродромный ком­плекс и конструкторский центр, а замена примерно сорока про­центов оборудования будет завер­шена в ближайшие годы. В ОАК утверждают: в истории завода срав­нимые по масштабу инвестиции делались только несколько десят­ков лет назад, в советское время. Затраты на модернизацию, рас­считанную до 2020 года, составят несколько десятков миллиардов рублей. В результате мы получим предприятие совершенно нового технологического уровня. Впрочем, и задачи у него будут соответству­ющие.
– КАЗ у нас утверждён как пред­приятие, которое есть и будет у нас центром стратегической авиации. И те инвестиции, которые мы сей­час проводим при подготовке производства, они лягут в основу модели, которая будет работать и на перспективу целого комплек­са дальней авиации, – сообщил на пресс-конференции, состояв­шейся в рамках недавнего авиа­салона МАКС-2017, Юрий Слюсарь.
Речь, поясним, о так называе­мом перспективном комплексе дальней авиации (ПАК ДА), ко­торый придёт на смену «Белому лебедю». ПАК ДА, призванный стать ещё более грозным оружием, сейчас разрабатывают конструкто­ры, а производственные площади для сборки машин уже готовят. Для казанских авиастроителей этот проект – следующий этап. Возможно, первый полёт ПАК ДА совершит в 2025–2026 гг., но и при его создании предполагается использовать некоторые ноу-хау, обкатанные на Ту-160М2…
Возобновление серийного вы­пуска стратегических ракетонос­цев в модернизированном виде сегодня называют одним из наи­более дорогостоящих проектов отечественного оборонного ком­плекса. Иногда утверждают, что за­траты сопоставимы с расходами на создание подводных крейсе­ров «Борей» или… на Олимпиаду в Сочи. Но здесь мудрецы всё уже сказали до нас: всегда лучше тра­тить на свою армию, чем кормить чужую.
1-4

Добавить комментарий

Номер темасы
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: