
«Белый лебедь» торопится в небо
Кого «ястребы» видят в страшных снах
31 августа 2017

Ещё в мае министр обороны Сергей Шойгу, выступая на «правительственном часе» в Совете Федерации, назвал конкретные сроки: модернизированный Ту‑160М2 начнут серийно выпускать на Казанском авиационном заводе имени Горбунова после 2021 года. Юрий Слюсарь, глава Объединённой авиастроительной корпорации, примерно в это же время обозначил другую ключевую цифру: стране понадобится 30‑50 стратегических Ту‑160М2.
Цена одного «Белого лебедя», ещё советского, составляет около 250 миллионов долларов. Но он того стоит: американский B-1B, который создавался для выполнения схожих с российским ракетоносцем задач, на его фоне – бледная тень. Когда соседнее с нами государство решило избавиться от оставшихся на его территории Ту-160, американцы, всегда умевшие считать деньги, на распил каждого самолёта радостно отсчитали по одному миллиону долларов. К счастью, превратить в груду металлолома все «сто шестидесятые» на аэродроме в украинских Прилуках не получилось – часть вернулась в Россию…
Сегодня в отечественных военно-космических войсках несут боевую вахту шестнадцать Ту-160. Большинству машин – за двадцать пять лет. Возраст не критический – им ещё летать и летать. Некоторые прошли модернизацию на казанском авиазаводе, получив новый комплекс радиоэлектронного оборудования и более совершенное ударное вооружение. Если понадобится – смогут на сверхзвуке преодолеть систему противовоздушной обороны противника, доставить к точке пуска, за десять-двенадцать тысяч километров от дома, высокоточные крылатые ракеты с ядерными зарядами и, отработав по целям, вернуться на базу.
«Белые лебеди» – это наше мощное и эффективное оружие ядерного сдерживания, часть ядерного щита страны. Меняющаяся, и не в лучшую сторону, обстановка в мире не позволяет «лебедям» долго отдыхать на земле – для нашего спокойствия стратегические ракетоносцы должны нести боевое дежурство круглые сутки. И не только у российских границ – в разных точках планеты, убеждён министр обороны Сергей Шойгу. А для этого шестнадцати «сто шестидесятых», конечно, мало.
ВРЕМЯ РАСПРАВИТЬ КРЫЛЬЯ
Прототип самолёта, который будет серийно выпускаться через пять лет, уже обрёл зримые очертания. Фюзеляж с гермокабиной,крылья, хвостовое оперение… – опутанный ажурными лестницами и платформами, ракетоносец сейчас достраивается в цехе окончательной сборки казанского авиазавода. Первые ощущения – один в один прежний «Белый лебедь», серийный выпуск которого был прекращён ещё четверть века назад.
Ощущения, как выясняется, не обманывают. Новый Ту‑160М2 получит «в наследство» тот самый планер, что был у базовой модели. Не просто так. По словам министра обороны, наш действующий ракетоносец – «уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в неё конструктивные возможности».
Казалось бы, чего проще – возобновить сборку машин на тех же мощностях, где они когда‑то производились. На деле за четверть века, что прошли с того времени, как Борис Николаевич посчитал: лучшие в мире сверхзвуковые бомбардировщики нам больше не понадобятся, были забыты уникальные технологии. Пришло в негодность оборудование, а часть предприятий-смежников оказались в недружественной стране или вообще прекратили существование. И самое печальное: ушли люди – живые носители технологий.
Получается, даже казанцам с их опытом производства стратегических бомбардировщиков приходится заново учиться делать то, что хорошо умели делать три десятилетия назад (первый сделанный в Казани Ту‑160 поступил в войска в 1987 году. – Прим. ред.). Разумеется, на более высоком уровне – всё‑таки за прошедшее время многие технологии шагнули вперёд, и слепое копирование прежнего не имело смысла.
Одним из наиболее серьёзных шагов на пути к возобновлению производства «Белого лебедя» стало освоение утраченной технологии электронно-лучевой сварки титана. Без этой технологии, по сути, невозможна сборка планера самолёта – он почти на 40 процентов состоит из титана. О сложности задачи говорит такой факт: восстанавливать и модернизировать процесс казанцам помогали сразу четыре крупных научных и производственных центра – Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ), Национальный институт авиационных технологий (НИАТ), ижевский НИТИ-Прогресс и пензенская «Электромеханика». Решили задачу блестяще. В апреле российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, побывав на предприятии, написал в «Твиттере»: «На Казанском авиазаводе им. С. П. Горбунова в рекордно короткие сроки восстановлена электронно-лучевая сварка титана. Готовится производство нового поколения «Белых лебедей».
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В «ЛИСТЕ ОЖИДАНИЯ»
Производство первого Ту‑160М2 стартовало в апреле, а в первой половине июля фюзеляж самолёта был поставлен на шасси и отбуксирован в цех окончательной сборки. Фантастические сроки объясняются не только тем, что была организована круглосуточная работа, а технологические процессы усилиями десятков коллективов восстановлены даже быстрее, чем планировали. Главное, что начали строительство «Белого лебедя» не с чистого листа – использовали один из двух заделов бомбардировщика, который хранился на предприятии 25 лет. Так получилось, что именно власти Татарстана, которых центр в начале девяностых любил упрекать в сепаратизме, оказались единственной силой, которая смогла отстоять стратегически важные для страны недостроенные машины – их собирались порезать на металлолом (позже, использовав два задела, казанцы передали Министерству обороны два новых Ту‑160 в 2002 и 2008 гг.). Не сохранили бы заделы – ждать первую машину пришлось бы ещё несколько лет.
Передачу первого бомбардировщика в цех окончательной сборки многотиражка Казанского авиационного завода назвала историческим событием. Возможно, это и не такое уж преувеличение. «Машина для нас особая, – пояснил первый заместитель директора Зуфар Миргалимов. – Создан коллектив, который станет основой будущего производства. Конечно, много шишек набили. Но главное – результат: молодые ребята – те, которые о строительстве Ту‑160 знали только в теории, – научились строить этот самолёт и оттачивают своё мастерство…
Уже в октябре первый ракетоносец Ту‑160М2 покинет сборочный цех и отправится на лётно-испытательную станцию. Успех? Только начало.

Казань, 23 июля. «Белый лебедь» в небе над городом.
СИСТЕМА ПРО ДЛЯ РАКЕТОНОСЦА – НЕ ПОМЕХА
Даже опередившая время на несколько десятилетий машина не способна его остановить. Выдающихся способностей «Белого лебедя» никто не отрицает, но на дворе всё‑таки ХХI век, и задачи, которые обязан решать стратегический бомбардировщик, усложнились в разы. Ещё когда возможность воспроизводства Ту‑160 только обсуждалась, известный авторитет отечественной авиации заслуженный пилот СССР Олег Смирнов назвал системы, которые требуют как минимум усовершенствования: «Это в первую очередь авионика: навигационное оборудование, приборы, прицелы, системы наведения ракет… Вторая проблема – двигатели. Их надо постоянно дорабатывать, чтобы уменьшался удельный расход авиационного керосина…».
Какие конкретно задачи перед конструкторами модернизированного бомбардировщика поставило военное ведомство, по понятным соображениям, можно только догадываться. Но даже скупая информация из открытых источников свидетельствует о серьёзных запросах заказчика: Ту‑160М2 должен летать дальше своего предшественника, дольше находиться в воздухе, быть экономичнее, нести более мощное вооружение и уметь наносить высокоточные удары ракетами, находясь ещё на серьёзном удалении от систем ПРО противника.
Иными словами, речь, по сути, идёт о машине ещё более грозной и более совершенной, чем «Белый лебедь» предыдущего поколения. Внешнее сходство – пожалуй, всё, что их роднит. Это, собственно, подтвердил и источник в оборонно-промышленном комплексе, которого процитировал ТАСС: «В Ту‑160М2 в результате модернизации от базовой модели останется только планер, по-прежнему отвечающий всем современным требованиям. Содержимое самолёта, включая авионику, радиоэлектронное оборудование, кабину пилотов, средства связи, управления и ряд систем вооружения, будет заменено на новое».
Что получится на выходе? Окончательный ответ на этот вопрос можно будет дать через четыре года, многие системы разрабатываются параллельно с постройкой самолёта. Но уже известно, например, что он будет оснащён новыми высокоточными крылатыми ракетами, которые по дальности примерно в два раза превысят те, что есть в арсенале сегодняшних Ту-160. А это значит, для нанесения разящего удара по противнику «лебедям» не всегда нужно будет приближаться к его границам – пуски можно будет выполнить даже со своей территории. Речь, судя по всему, идёт о разрабатываемых сейчас крылатых ракетах Х-БД, которые, по оценкам, смогут преодолевать все существующие и даже перспективные средства ПВО и ПРО.
Кстати, министр обороны Сергей Шойгу тоже недавно подтвердил: ракетоносец будет способен наносить удары вне действия систем противоракетной обороны. Его заместитель Юрий Борисов рассказал: боевая эффективность новой машины повысится в 2,5 раза по сравнению с Ту‑160 образца 1987 года. По словам заместителя генерального директора «Концерна Радиоэлектронные технологии» Гиви Джанджгавы, «новый Ту‑160 даст нам возможность подвинуться вперёд и по вычислительной части, и по навигации, и по точности».
«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) занимается созданием новых бортовых систем, комплекса радиоэлектронной борьбы, а также системы управления вооружений, навигационной системы. Информация о разработках позволяет судить об их принципиальной новизне и значимости. Известно, например, что в Ту‑160М2 предполагается использовать принцип интегрально-модульной авионики – компоненты бортовой электроники смогут при необходимости заменять и восстанавливать друг друга. В частности, комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления, если они вдруг вышли из строя. А специальная инерциальная навигационная система позволит прокладывать курс без помощи спутниковых сигналов…
ПОД КОНТРОЛЕМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
По плану свой первый полёт Ту‑160М2 совершит в 2018 году – на самарском НПО «Кузнецов» уже освоен выпуск двигателей НК-32‑02 для обновлённого «Белого лебедя». Как сообщил Юрий Борисов, у модернизированных двигателей больший ресурс, они экономичнее и позволят минимум на тысячу километров увеличить дальность полёта. Новый самолёт станет ещё менее заметен для средств слежения, улучшится его аэродинамика.
Однако многое из того, что предполагается использовать в новом ракетоносце, пока в работе. КРЭТ, например, предполагает полностью выполнить свою часть к 2020 году. Так что новая начинка самолёта, системы вооружения будут последовательно поступать, испытываться и устанавливаться на борт вплоть до начала серийного выпуска. Срывы графика вряд ли возможны. Ещё в январе, находясь на авиационном заводе в Казани, Сергей Шойгу предупредил: строительство Ту‑160М2 находится под его особым контролем – о его этапах должны докладывать еженедельно.
Когда-то Ту‑160 строила вся страна. Сегодня, по сути, вся страна участвует в проекте возобновления производства «Белого лебедя» в Казани. В создании цифровой модели стратегического бомбардировщика были задействованы практически все крупнейшие КБ ведущих российских авиастроительных фирм. В постройке машины вместе с татарстанскими авиастроителями участвуют предприятия Самары и Перми, Воронежа и Москвы, Иркутска и Пензы… По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, «Ту-160М2 – это самый сложный проект с точки зрения задействованных технологий, кооперации, интеллектуальных ресурсов за всю постсоветскую историю российского авиапрома».
Параллельно с постройкой первого прототипа на предприятии ведётся серьёзная модернизация. Уже обновились аэродромный комплекс и конструкторский центр, а замена примерно сорока процентов оборудования будет завершена в ближайшие годы. В ОАК утверждают: в истории завода сравнимые по масштабу инвестиции делались только несколько десятков лет назад, в советское время. Затраты на модернизацию, рассчитанную до 2020 года, составят несколько десятков миллиардов рублей. В результате мы получим предприятие совершенно нового технологического уровня. Впрочем, и задачи у него будут соответствующие.
– КАЗ у нас утверждён как предприятие, которое есть и будет у нас центром стратегической авиации. И те инвестиции, которые мы сейчас проводим при подготовке производства, они лягут в основу модели, которая будет работать и на перспективу целого комплекса дальней авиации, – сообщил на пресс-конференции, состоявшейся в рамках недавнего авиасалона МАКС-2017, Юрий Слюсарь.
Речь, поясним, о так называемом перспективном комплексе дальней авиации (ПАК ДА), который придёт на смену «Белому лебедю». ПАК ДА, призванный стать ещё более грозным оружием, сейчас разрабатывают конструкторы, а производственные площади для сборки машин уже готовят. Для казанских авиастроителей этот проект – следующий этап. Возможно, первый полёт ПАК ДА совершит в 2025–2026 гг., но и при его создании предполагается использовать некоторые ноу-хау, обкатанные на Ту-160М2…
Возобновление серийного выпуска стратегических ракетоносцев в модернизированном виде сегодня называют одним из наиболее дорогостоящих проектов отечественного оборонного комплекса. Иногда утверждают, что затраты сопоставимы с расходами на создание подводных крейсеров «Борей» или… на Олимпиаду в Сочи. Но здесь мудрецы всё уже сказали до нас: всегда лучше тратить на свою армию, чем кормить чужую.

Добавить комментарий