
Эволюция начинается с ДНК*
Цепочка непрерывных знаний. Чем порадует школьника система дополнительного образования
18 сентября 2020
Примерно так будут проходить занятия в мобильных технопарках «Кванториум». Около 340 автомобилей с современной образовательной «начинкой» совсем скоро отправятся в небольшие города, сёла и деревни Татарстана. Это один из трёх проектов дополнительного образования для школьников, старт которых в республике был анонсирован в июле.
Проекты реализуются в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование». Их финансирование (из федерального и республиканского бюджетов) составит более 370 млн рублей. Глобальная цель (если ориентироваться на определение цели всего нацпроекта) – «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся». «Татарстан» попробовал разобраться, насколько форма проектов соответствует содержанию.
ВСЁ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ!
Наиболее масштабным (если судить по охвату школьников и объёму финансирования) станет Республиканский центр выявления и поддержки одарённых детей и молодёжи по модели Образовательного центра «Сириус». Он создан в Казани при сотрудничестве АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» и Республиканского олимпиадного центра. «Сириус» – это федеральный образовательный центр, базирующийся в Сочи. Здесь для ребят, демонстрирующих выдающиеся успехи в науке, спорте, искусстве и литературном творчестве, проходят профильные смены, которые проводят эксперты в этих областях. Одна из задач «Сириуса» – обеспечить взаимодействие одарённого ребёнка и его потенциального работодателя.

Аналогичный центр появился теперь и в Татарстане. Он действует с 1 сентября на базе оздоровительно-образовательного комплекса «Дуслык»
Республиканского олимпиадного центра. Как уточнил исполнительный директор «Университета талантов» Айдар Акмалов, 1‑го числа каждого месяца будет стартовать профильная программа продолжительностью две или три недели. На год запланировано 12 программ по трём направлениям: наука, искусство и спорт. В одну смену Республиканский центр может принять до 140 человек. Для ребят участие в проекте бесплатное. Проезд, проживание и шестиразовое питание центр берёт на себя. На его базе будут действовать 18 научно-исследовательских лабораторий, учебных кабинетов и площадок по направлениям науки, искусства и спорта. На приобретение оборудования для центра выделено порядка 340 млн рублей.

– В татарстанском центре создан уникальный парк оборудования для проведения занятий по робототехнике, работе в виртуальной реальности, дополненной реальности, синтезу новых лекарственных препаратов, разработке новых материалов, симуляции технологических процессов, борьбе с загрязнением окружающей среды, – рассказал доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Казанского (Приволжского) федерального университета, председатель жюри республиканской олимпиады по химии, член экспертного совета Республиканского центра Игорь Седов. – По оснащённости центр не уступает некоторым университетам. Участники смен будут взаимодействовать с представителями вузов и работать над научными задачами. Такая реальная вовлечённость в научную деятельность позволит удержать талантливых ребят в Татарстане.
Как сообщают организаторы, проект рассчитан на «мотивированных, имеющих достижения школьников от 10 до 17 лет из всех муниципальных образований Республики Татарстан». Критерии отбора в программы дорабатываются, подать заявку можно в специальном разделе на портале «Университета талантов» utalents.ru.

ПЕРСПЕКТИВА С ДОСТАВКОЙ
У мобильного «Кванториума», о котором мы рассказывали вначале, задача несколько иная. Он должен решить проблему доступности дополнительного образования для детей в удалённых районах, развить у школьников интерес к науке и технике и, как следствие, повысить престиж технических профессий. Уже в 2020 году «технопарк на колёсах» посетит Агрызский, Актанышский, Сармановский, Заинский, Мензелинский и Менделеевский районы Татарстана.
Внутри мобильного «Кванториума» находится комплекс для проведения опытов, моделирования и конструирования, включающий аппаратуру для работы в дополненной и виртуальной реальности, 3D-принтеры, лазерный гравёр, сборочную и паяльную зону. Таким образом, прямо на базе школ и мобильного технопарка ребята (ученики 5–11-х классов) смогут посетить занятия по следующим направлениям: VR/IT, «ГЕО/АЭРО», «РОБО/ Промдизайн», Hi-Tech. Длительность обучения на одной базе – не менее 12 календарных дней. Образовательная программа по каждому направлению составляет 36 часов.
«Кванториум» в Набережных Челнах активно поддерживает ПАО «КАМАЗ». Таким образом компания имеет возможность взращивать и отбирать лучшие кадры для своих производств.

Внутри мобильного «Кванториума» находится комплекс для проведения опытов, моделирования и конструирования, включающий аппаратуру для работы в дополненной и виртуальной реальности, 3D-принтеры, лазерный гравёр, сборочную и паяльную зону.
– Мобильный «Кванториум» может быть полезен также организациям профессионального и высшего образования. Мы уже сотрудничаем с Набережночелнинским институтом КФУ и Камским государственным автомеханическим техникумом (КГАМТ). Они будут проводить мастер-классы по профориентации, – объясняет директор детского технопарка «Кванториум» в Набережных Челнах Юлия Фукина. – А наша работа со школами не только сделает доступным дополнительное образование по передовым технологическим направлениям, но и поможет ребятам из сельской местности принять участие в крупных региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
ЦЕПОЧКА НЕПРЕРЫВНЫХ ЗНАНИЙ
Третья образовательная «премьера» 1 сентября состоялась в Елабуге. Здесь открылся первый в Татарстане Дом научной коллаборации (ДНК) при Елабужском институте Казанского федерального университета. ДНК – центр дополнительного образования для детей от 5 до 18 лет. Постоянно в течение года здесь будут бесплатно заниматься 400 школьников, а около 1500 ребят за год примут участие в проектных олимпиадах, хакатонах, конкурсах, акциях, мастер-классах. Для учеников 5–9-х классов открывается «Детский университет» с направлениями «Шахматная азбука» (5-й класс), «Робототехника» (6-й класс), «3D-моделирование и инженерная графика» (7-й класс), «Промышленный дизайн: скетчинг и моделирование» (8-й класс). Старшеклассников будут принимать на программы «Малой академии»: «Основы мехатроники и микроэлектроники» (10-й класс), «Разработка приложений в «1С Предприятие 8» (10–11-й класс).
– ДНК даст возможность ребятам развивать востребованные компетенции на новейшем оборудовании. Вести занятия будут преподаватели университета, которым помогут талантливые магистранты и студенты – будущие учителя. Школы смогут проводить на базе ДНК уроки физики, химии, биологии, – говорит директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон. – Проект объединяет школьное и вузовское образование, делая его непрерывным. В нашем информационно-цифровом веке такое планомерное и целостное обучение очень ценно.
ПРОТОТИП НАЧИНАЕТСЯ С ЛЕГО
Все эти проекты – нечто беспрецедентное. Таких возможностей для поиска себя, развития и профессионального становления у татарстанских ребят ещё не было. Однако некоторые вопросы к инициативам в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» всё‑таки возникают. Например, не слишком ли завышен уровень подготовки, необходимый ребёнку для того, чтобы стать участником программ? Так, для обучения в Республиканском центре «Университета талантов», например, нужно пройти определённый отбор, который проводит экспертное сообщество из руководителей вузов республики
и специалистов по работе с одарённой молодёжью. Правда, ребятам даётся второй шанс: те, кто не выдержит конкурс, смогут самостоятельно пройти программы дистанционно, а затем подать заявку ещё раз. Программа Дома научной коллаборации также предполагает изучение нетрадиционных для школьной программы направлений. Насколько эти предметы действительно необходимы? Справятся ли со всем этим будущие слушатели?


ДНК – центр дополнительного образования для детей от 5 до 18 лет.
– Сегодня много говорится про автоматизацию производственных процессов. На крупных предприятиях она осуществляется с помощью мехатронных средств. При этом в плане разработки и создания оборудования для этой сферы мы сильно отстаём от мирового уровня. Поэтому было решено включить мехатронику в программу занятий, – отвечает декан факультета математики и естественных наук Елабужского института КФУ и преподаватель мехатроники в ДНК Загир Латипов. – На самом деле ничего сверхъестественного в этом предмете нет. Сегодня у многих детей есть программируемые лего-роботы. По сути, это тоже основы мехатроники. Мы будем изучать основы микроэлектроники, работать с разными материалами, буквально резать и пилить, совмещать это всё с механикой и электрикой, конструировать прототипы и программировать в уже готовой среде. Курс рассчитан на год, заниматься будут ребята 9–11-х классов. Чтобы начать заниматься, нужно всего лишь немного любопытства и желание научиться создавать.
В ПОИСКАХ СРЕДЫ
Проект ДНК охватит 400 школьников в год. Проект «Университета талантов» – 5% учащихся Татарстана в год. Даже с учётом того, что состав участников программ будет варьироваться (их можно пройти не более двух раз), количество ребят, охваченных этими программами, не так велико. Что же делать остальным? Тут на помощь могут прийти проект JuniorSkills, участником которого можно стать с 12 лет, профориентационная платформа «Билет в будущее», позволяющая каждому ребёнку начиная с 6-го класса заняться поиском своего профессионального призвания, и другие проекты.
Ещё один вопрос, который возникает при изучении паспорта проекта «Успех каждого ребёнка», – это его преимущественно технологическая направленность. И Дом научной коллаборации, и «Кванториум» дают в первую очередь знания в сферах, касающихся производства, промышленности, техники. А как же быть с гуманитарными предметами и творчеством?
– Если у ребёнка творческие наклонности, то дополнительное образование безумно важно. Классическое образование не формирует творческое мышление, не учит любить процесс, а не результат. Дети, которые получают опыт развития себя только в рамках школьного образования, очень сложно раскрываются в творчестве. А, например, креативность – это решение в первую очередь нестандартных задач. Творческого человека формирует среда – единомышленники, наставники, сотрудничество. И она может отличаться от системы классического образования и социума в школе, – убеждена Гузелия Махмутова, организатор частного образовательного проекта «Архидети».
Правда, оплачивать занятия, особенно если в семье несколько детей, могут себе позволить далеко не все родители. Но и в этом случае есть возможность найти кружок по душе. В республике функционирует множество секций и клубов, действующих на бюджетной основе. Причём доступны они не только детям в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и других городах, но и в менее крупных населённых пунктах.

ОБМАНЧИВАЯ ЛЁГКОСТЬ ПОБЕД
Получается, на вопрос о том, где ребёнку получить дополнительное образование, которое поможет ему выйти на ровную и широкую дорогу профессионального (и личностного) успеха, Татарстан даёт множество разных ответов, из которых можно выбирать. Вопрос, когда. Ведь все проекты допобразования предполагают дополнительные занятия. При том что их целевая аудитория – школьники с 5-го по 11-й классы – каждый день посещают по 6–7 уроков и потом должны делать домашние задания. А старшеклассники ещё и готовятся к ЕГЭ.
– На мой взгляд, это вопрос мотивации и желания. Конечно, совмещать несколько разных направлений дополнительных занятий, особенно в старших классах, очень сложно. В итоге приходится выбирать что‑то одно. Что именно? Я бы ориентировалась на компетенции будущего, – говорит основательница проекта «Архидети».
По мнению аналитиков Всемирного экономического форума, это умение решать сложные задачи, развивать критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, когнитивную гибкость, навыки управления людьми, взаимодействия, быстрого принятия решений, клиентоориентированности, умение вести переговоры.
– Требования к сегодняшним подросткам колоссальные. Не все справляются с ними. При этом следует понимать, что профориентационные и образовательные проекты сегодня в первую очередь конкурируют с влиянием блогеров, ютьюберов, тиктокеров и других медийных персонажей. Да, можно вложить большие средства в создание материальной и педагогической базы для развития талантов, навыков и знаний. Но будет ли это эффективно, если, выбирая между долгой и кропотливой работой над своим профессиональным становлением и почти мгновенной славой и лёгким заработком, подросток выберет второе? – вопрошает Гузелия Махмутова. – Поэтому если мы обсуждаем то, как государство может помочь детям найти свое место в профессиональной и социальной средах, то мне бы хотелось, чтобы в профориентационные и другие проекты была включена психологическая поддержка и защита ребят. Такая служба сопровождения, которая не даст подростку потеряться в сегодняшнем бушующем мире и потерять самого себя.
* ДНК – Дом научной коллаборации при Елабужском институте КФУ.
Фото: vk.com/kvantorium116, пресс-служба Елабужского института КФУ, Медиалаборатория Университета Талантов
Ксения Сёмина
Добавить комментарий