Татарстан

Общественно-политическое издание

Монда «Татарстан» булды
Что делается в Татарстане в поддержку семей

Что делается в Татарстане в поддержку семей

Масштаб влияния мер по повышению рождаемости в Татарстане выше, чем по России в целом.

13 марта 2019

20 февраля Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Свою речь Президент начал с демографической политики, а именно - с рассказа о новом пакете уже подготовленных мер по поддержке семей. Мы попросили экспертов прокомментировать действенность самых первых его пунктов. 
Новые правила выплат за рождение первого и второго ребенка
Владимир Путин: «Важно, чтобы рождение и воспитание детей не означало для семьи риска бедности, резкого снижения уровня благосостояния. Вы знаете, что у нас уже предусмотрены выплаты на первых и вторых детей в возрасте до полутора лет. На первого ребёнка выплаты идут из федерального бюджета. На второго ребёнка семья может получить выплаты из средств материнского капитала. Сумма выплаты зависит от прожиточного минимума ребёнка в конкретном регионе Федерации. От 8000 тысяч рублей, скажем, в Белгородской области до 22 тысяч рублей в Чукотском автономном округе, а в среднем по стране это более 11 тысяч рублей на ребёнка в месяц. Сейчас такие выплаты получают семьи, чьи доходы не превышают полутора прожиточных минимумов на человека. Пора сделать следующий шаг. Предлагаю с 1 января 2020 года поднять планку до двух прожиточных минимумов на члена семьи. Это позволит практически в полтора раза увеличить число семей, которые получают право на дополнительные выплаты. Помощью государства смогут воспользоваться порядка 70 процентов семей, где рождаются первые и вторые дети».
Сейчас – выплаты положены семьям с доходом не более 1,5 прожиточных минимумов на одного члена семьи
С 1 января 2020 года – на выплаты смогут рассчитывать семьи с доходом не более 2-х прожиточных минимумов на одного члена семьи
 

 
13-3
Комментирует Чулпан Ильдарханова, доктор социологических наук, директор Центра семьи и демографии АН РТ:
- Для оценки эффективности мер господдержки семей с детьми наш Центр сравнил объективные показатели рождаемости с момента введения этих мер, то есть с 2007 года и их субъективную оценку женщинами, родившими ребенка в этот период. Анализ показал, что рост рождаемости, обусловленный проводимой политикой, составил 17 тысяч человек. С 2007 по 2017 годы (когда была введена программа «Материнский капитал») вклад мер демографической политики на такой показатель как число рождений составил 90 процентов, то есть 90 процентов вторых и третьих детей в семье просто бы не родилось без данной программы.
Масштаб влияния мер по повышению рождаемости в Татарстане выше, чем по России в целом. Это может быть обусловлено действием региональных программ, а также наличием благоприятных социально-экономических условий в регионе (так, например, уровень безработицы в нашей республике один из самых низких в России).
В 2018 году при поддержке Ассоциации муниципальных образований наш Центр провел социально-демографическое исследование под названием «Трудовая занятость в структуре репродуктивно-родительских стратегий современной женщины в Республике Татарстан». В нем приняли участие 2,3 тысяч женщин репродуктивного возраста из 3-х агломераций республики. Результаты показали следующее. Если мы говорим о рождении ребенка в целом безотносительно того, является он первым, вторым или третьим в семье, то 26 процентов опрошенных женщин родили его в период с 2007 по 2017 годы лишь благодаря введению мер поддержки семей с детьми. 31 процент женщин родили ребенка раньше, чем планировали с момента введения материнского капитала. Выделение участков многодетным семьям также существенно мотивировало женщин к рождению третьих детей. Есть основания прогнозировать, что новые меры поддержки семей с детьми, озвученные Владимиром Владимировичем в Послании Федеральному Собранию, сдвинут календарь рождений, и женщины, планировавшие родить ребенка позже, примут решение сделать это в ближайшее время.
demogr_2
Увеличение пособия по уходу за детьми с инвалидностью
Владимир Путин: «Сегодня пособие по уходу за детьми с инвалидностью и за инвалидами с детства первой группы всего 5,5 тысячи рублей. Предлагаю уже с 1 июля текущего года повысить его до 10 тысяч рублей. Понимаю, конечно, что и это немного. И тем не менее такая мера станет дополнительной поддержкой для семей, где ребёнок нуждается в особой заботе».
По некоторым оценкам, эти изменения коснутся около 460 тысяч человек.
 
Сейчас – 5 500 рублей
С 1 июля 2019 года – 10 000 рублей

 
Комментирует Ольга Тимуца, директор Автономной некоммерческой организации «Ассоциация содействия больным синдромом Ретта»:
- Однозначно, это хорошо, что размер пособия увеличится, потому что 5,5 тысяч рублей для человека, который вынужден не работать – это катастрофически мало. Повышение пособия до 10 тысяч рублей хоть ненамного, но все же улучшит положение этих людей. Вместе с тем, хочу напомнить, что весь прошлый год был отмечен митингами родителей детей с инвалидностью. Они просили поднять размер пособия минимум до 15 тысяч рублей и говорили о том, что сумма пособия должна хотя бы приблизительно соизмеряться с оплатой за труд. Тем более, что ухаживать за тяжелобольным ребенком или взрослым-инвалидом – это очень большая и тяжелая работа. Конечно, я всегда говорю о том, что наши больные дети или взрослые члены семьи – наша личная ответственность. Это нормально, когда люди ухаживают за своими больными родственниками. Но все же государство должно разделять эту ответственность и помогать им. Есть в этом вопросе еще один аспект: родитель, который не работает, получает пособие, а вот тому, кто работает и налоги платит, оно не положено. Хорошо, а кто тогда будет сидеть с тяжелобольным ребенком, если родитель работает? Вот и получается, что такой родитель вынужден львиную долю своей зарплаты отдавать человеку, который ухаживает за его ребенком, пока он на работе. В такой ситуации также не остается шансов, чтобы жить качественно. Что бы я предложила? Мы давно говорим о том, что маме тяжелобольного ребенка необходим помощник или сиделка. Очень нужен помощник родителям уже повзрослевших детей, потому что после 18 лет объем получаемых такими семьями социальных услуг существенно сокращается. А вот проблем у них становится больше, в том числе и со здоровьем, да и ухаживать за выросшими детьми с инвалидностью тяжелее. Часто, оказавшись в подобной ситуации, мама тяжелобольного ребенка и сама теряет здоровье, ведь у нее нет возможности самой сходить к врачу и позаботиться о себе. Такая социальная услуга во многом бы упростила ей жизнь.

Добавить комментарий

Номер темасы
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: