Дружественный халяль и его стандарты
Как привлечь в регион 150 миллионов халяль-путешественников
06 июля 2017
МУСУЛЬМАНЕ ГОТОВЯТСЯ УВИДЕТЬ МИР
Если суммировать все тезисы, озвученные участниками конференции, то картина будет примерно такой: заинтересованность в визитах в Россию и Татарстан со стороны туристов из мусульманских стран есть. Но этот поток растёт медленнее, чем мог бы, учитывая имеющийся потенциал и, в первую очередь, прогнозы развития туристического мусульманского рынка, озвученные международными агентствами.
Компания MasterCard, например, в своём ежегодном отчёте* отмечает: с 2015 года зафиксирован бурный рост рынка халяль-туризма. И делает смелый прогноз: количество туристов-мусульман со 117 миллионов в 2015 году вырастет до 168 миллионов в 2020-м. Халяль-туристы составят 11% мирового туристического потока, то есть примерно 200 млрд долларов от всего объёма туристического рынка.
Данных о количестве туристов-мусульман, посетивших Россию в 2016 году, на конференции озвучено не было. Однако в Татарстане, например, согласно данным республиканского комитета по туризму, в прошлом году только гостей из Турции было почти 13,5 тысячи. Кроме того, на фоне развития безвизовых отношений перспективным источником туристов становится Иран. В прошлом году количество гостей из этой страны выросло в РФ на 62%.
Между тем, согласно ежегодному рейтингу Global Muslim Travel Index (Международный индекс путешествий мусульман), который публикует MasterCard, по результатам 2016 года Россия среди стран, наиболее посещаемых мусульманскими туристами, заняла 49-е место (45,1 балла), опередив на одну позицию Китай (50-е место, 44,5 балла).
ГЛАВНОЕ – ДРУЖБА
Одна из главных задач в этом контексте, считают представители государственных учреждений в сфере туризма, – повышение узнаваемости России и, в частности, Татарстана в качестве направлений, готовых принимать халяль-туристов.
– К сожалению, сегодня информация о статусе предоставляемых услуг халяльного происхождения недостаточна. А в некоторых регионах её вообще нет. Это, конечно, важная задача, которую нам предстоит достаточно активно проработать, – заявил в своём выступлении на саммите заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Николай Королёв, добавив, что действующий при Ростуризме координационный совет работает над созданием типовой региональной маркетинговой стратегии по продвижению российских регионов на международном российском рынке. Он также работает над развитием проекта «Русское гостеприимство», в который будет интегрирована и «Halal Friendly» («Халяль френдли» – «Дружественный халяль»).
Программа добровольной сертификации «Халяль френдли стандарт», в частности, разработана в целях продвижения российского и в том числе татарстанского предложений на туристических рынках мусульманских стран.
ХЛЕБОМ И ДУХОМ
Каков же в представлении халяль-туриста идеальный отель? И насколько отечественные гостиничные операторы могут эти пожелания воплотить?
Международное агентство Amadeus, например, указывает, что халяль-требования к местам проживания условно можно разделить на три категории: обязательные (халяль-питание и молельные пространства), желательные (комфортные комнаты, в которых можно совершить омовение, и сервисы для соблюдающих пост) и те, которые туристы воспринимают как приятный бонус (отсутствие «активностей» харам, возможности для качественного времяпрепровождения и другие услуги, разрешённые шариатом).
Согласно отчёту MasterCard, самую высокую оценку получили российские сервисы, связанные с обеспечением безопасности путешествий, а самую низкую – возможности, предоставляемые объектами размещения. К этой категории Amadeus относит возможность размещения в сетевых отелях/апартаментах, наличие «культурного комфорта» (молельные комнаты, условия для приёма пищи) и комфортабельность для женщин (возможность отдыхать так, как они считают приемлемым). За «размещение» Россия красноречиво получила 20 баллов из 100.
Обязательному набору этих требований полностью соответствуют критерии сертификации «Халяль френдли». Отель может получить её при условиях отсутствия алкогольных напитков непосредственно в номерах (мини-бары и т. д.), наличия в номере свободного пространства, достаточного для совершения молитвы, а также молитвенного коврика, наличия в номере указателя киблы (направления Каабы), отсутствия изображений, статуй, символов с изображением живых существ. Санузел в номере должен быть обеспечен средствами для совершения специального омовения: гигиенический душ, биде, а при их отсутствии – кумган (кувшин).
ИСЛАМ ИЗ КИТАЯ
Казалось бы, ничего сверхъестественного, однако российских гостиничных операторов, получивших сертификат халяль, насчитывается едва ли больше нескольких десятков. В Татарстане действующие сертификаты по программе «Халяль френдли стандарт» сегодня имеют отели Korston Hotel & Mall Kazan и Relita-Kazan Hotel.
– Получение сертификата требует от отеля некоторых вложений. Нужно приобрести коврики для намаза, оборудовать санузлы гостиничного номера биде или кумганами для совершения омовения, убрать алкоголь из мини-баров, организовать молельную комнату, оплатить сам сертификат (в рамках «Халяль френдли стандарт» – около 45–60 тысяч рублей. – Прим.ред.), который нужно каждый год подтверждать. Всё это, конечно, не критичные суммы и не сложные условия, но в любом случае отельер должен понимать, для чего он это делает, в чём для него перспектива данных вложений, – говорит управляющая отеля «Релита-Казань», президент Ассоциации отелей Казани и РТ Гульнара Сафина. – Действительно, наш отель имеет хорошую загрузку номерного фонда, и в этом большую роль играет и развитая инфраструктура гостиничного комплекса, и качество оказываемых услуг, и совокупность факторов: отель успешно прошёл классификацию на категорию 4 звезды, был аттестован Ассоциацией бизнес-туризма как бизнес- и конференц-отель. Мы первыми в Казани и Татарстане прошли сертификации по программам создания комфортных условий «Чайна френдли» для туристов из Китая и «Халяль френдли» для туристов-мусульман. Совокупность этих факторов была одним из драйверов продвижения отеля в Казани и в России. Но в настоящее время мы не ощущаем всплеска спроса и повышенного интереса со стороны туристов из мусульманских стран, хотя видим большие перспективы этого направления туристического рынка. При этом бывают ситуации, когда условия, созданные по стандарту халяль, неожиданно оказываются востребованными. Так, недавно мы встречали большую группу туристов из Китая. Большая часть из них оказалась из Урумчи, где исповедуется ислам.
ПАРАДОКСЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Гульнара Сафина отмечает, что для многих её коллег вопрос получения или продления действия сертификата остаётся открытым.
– Мы выполнили требования «Халяль френдли» и создали условия для пребывания мусульманских туристов. Под номера халяль мы отвели отдельный этаж. Убрали из номеров минибары и картины с изображением людей и животных. Во время проживания таких туристов мы обеспечиваем их халяльным питанием. У нас есть отдельный холодильник для продуктов халяль и отдельный кухонный инвентарь для приготовления блюд по меню халяль. В Казани несколько отелей также проходили сертификацию по программе халяль, но пока из‑за отсутствия спроса они не считают необходимым продлевать участие в программе сертификации, – говорит Гульнара Сафина.
– На развитие проекта «Чайна френдли» ушло почти 15 лет. Нашему проекту всего второй год, – говорит Ильдар Мусин, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, руководитель программы «Халяль френдли стандарт». – Только последние несколько лет стали говорить о наличии халяльных продуктов в России. А без них ни ресторанов быть не может, ни гостиничного питания.
Но, возможно, одна из причин невысокого интереса к программе сертификации халяль кроется в многочисленности и разобщённости органов, её осуществляющих. Так, например, наряду с «Халяль френдли» проект по реализации стандартов халяль в российских гостиницах в прошлом году запустил Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России.
– В одной из российских интернет-систем бронирования халяль-отелей отказались принимать наш сертификат и требовали пройти у них свою сертификацию халяль. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать единую унифицированную систему стандарта халяль во избежание злоупотреблений, – говорит Гульнара Сафина.
– «Русское гостеприимство» – это федеральная программа. Эксперты, отвечающие за сертификацию по её программам, соответствуют требованиям российского законодательства в этой сфере, что не всегда наблюдается у других органов. Турист, конечно, может и не вникать в такие детали, а вот владельцу отеля лучше всё‑таки разобраться, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, – отмечает Ильдар Мусин. – Кроме того, и Ростуризм, и Государственный комитет Республики Татарстан по туризму одной из своих главных задач видят продвижение проекта «Русское гостеприимство» на различных международных мероприятиях и форумах.
Проблему разнообразия сертификатов халяль поднял на одной из сессий руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт Антон Шалаев. Для исключения разночтений, возникающих вследствие работы целых 12 различных систем добровольной сертификации в области продукции и услуг халяль в России, он предложил два конструктивных варианта.
Первый – принять за объединяющее начало существующие международные или зарубежные стандарты, применение которых в российском правовом поле недавно утвердил Росстандарт. Второй вариант – создать в России собственный национальный ГОСТ.
В таком же ключе высказался и генеральный секретарь института стандартов и метрологии ОИС (Организации исламского сотрудничества) Ихсан Овют:
– Я считаю, что ориентирами должны служить только те стандарты халяль, которые утверждены национальными органами стандартизации, – заявил он на одном из мероприятий саммита.
Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан:
– Татарстан активно взаимодействует со странами ОИС. Каждый сезон мы принимаем до 12 групп из Анкары, Стамбула, Бухары. Поэтому развитие направления халяль-туризма я считаю очень перспективным. Но тут, мне кажется, не стоит зацикливаться на чём‑то одном. Надо говорить, например, об увеличении количества отелей. Вот привлечем мы 0,1% «путешествующих мусульман», около 100 тысяч человек. Куда мы их поселим? Кроме того, в некоторых комфортабельных, в том числе сетевых отелях остаётся открытым вопрос с халяль-питанием. Да, мы кормим наши группы без проблем, но ведь это далеко не тот поток, на который делается ставка. Наконец, надо говорить о повышении общего уровня инфраструктуры, потому что халяль, в первую очередь, подразумевает качество предлагаемого продукта. Например, некоторые наши предложения – тот же отдых в «Свияжских холмах» – привлекли большое внимание мусульманских туроператоров на международной выставке в Дубае. Они приезжали к нам, и их визит, думаю, даст хороший результат. При этом у нас есть большие пробелы в самых прикладных вещах. Например, сейчас в республике большой дефицит переводчиков с арабского. Я уже не говорю о персидском, а ведь мы ожидаем большой приток туристов из Ирана…
*Global Muslim Travel Index (Международный индекс путешествий мусульман).
Добавить комментарий