Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Дружественный халяль и его стандарты

Дружественный халяль и его стандарты

Как привлечь в регион 150 миллионов халяль-путешественников

06 июля 2017

Чего не хватает халяль-туристу, путешествующему по России и Татарстану? Что можно предпринять, чтобы поток гостей из мусульманских стран вырос? Эти вопросы вызвали живую дискуссию между спикерами и участниками тематической сессии «Халяльный туризм: статус-кво и взгляд в будущее», состоявшейся в мае в рамках IX Международного экономического саммита России и стран ОИС KAZANSUMMIT-2017.
1-2
МУСУЛЬМАНЕ ГОТОВЯТСЯ УВИДЕТЬ МИР
Если суммировать все тезисы, озвученные участниками конфе­ренции, то картина будет примерно такой: заинтересованность в визи­тах в Россию и Татарстан со сто­роны туристов из мусульманских стран есть. Но этот поток растёт медленнее, чем мог бы, учитывая имеющийся потенциал и, в пер­вую очередь, прогнозы развития туристического мусульманского рынка, озвученные международ­ными агентствами.
1-1
Компания MasterCard, напри­мер, в своём ежегодном отчёте* отмечает: с 2015 года зафик­сирован бурный рост рынка халяль-туризма. И делает сме­лый прогноз: количество тури­стов-мусульман со 117 миллионов в 2015 году вырастет до 168 мил­лионов в 2020-м. Халяль-туристы составят 11% мирового туристи­ческого потока, то есть примерно 200 млрд долларов от всего объёма туристического рынка.
Данных о количестве тури­стов-мусульман, посетивших Рос­сию в 2016 году, на конференции озвучено не было. Однако в Та­тарстане, например, согласно дан­ным республиканского комитета по туризму, в прошлом году толь­ко гостей из Турции было почти 13,5 тысячи. Кроме того, на фоне развития безвизовых отношений перспективным источником тури­стов становится Иран. В прошлом году количество гостей из этой страны выросло в РФ на 62%.
Между тем, согласно ежегодному рейтингу Global Muslim Travel Index (Международный индекс путеше­ствий мусульман), который публи­кует MasterCard, по результатам 2016 года Россия среди стран, наи­более посещаемых мусульманскими туристами, заняла 49-е место (45,1 балла), опередив на одну позицию Китай (50-е место, 44,5 балла).
 1-4
ГЛАВНОЕ – ДРУЖБА
Одна из главных задач в этом контексте, считают представите­ли государственных учреждений в сфере туризма, – повышение узнаваемости России и, в част­ности, Татарстана в качестве на­правлений, готовых принимать халяль-туристов.
– К сожалению, сегодня инфор­мация о статусе предоставляемых услуг халяльного происхождения недостаточна. А в некоторых реги­онах её вообще нет. Это, конечно, важная задача, которую нам пред­стоит достаточно активно прорабо­тать, – заявил в своём выступлении на саммите заместитель руководи­теля Федерального агентства по ту­ризму Николай Королёв, добавив, что действующий при Ростуризме координационный совет работает над созданием типовой регио­нальной маркетинговой страте­гии  по продвижению российских регионов на международном рос­сийском рынке. Он также работает над развитием проекта «Русское гостеприимство», в который будет интегрирована и «Halal Friendly» («Халяль френдли» – «Дружествен­ный халяль»).
Программа добровольной сер­тификации «Халяль френдли стан­дарт», в частности, разработана в целях продвижения российского и в том числе татарстанского пред­ложений на туристических рынках мусульманских стран.
ХЛЕБОМ И ДУХОМ
Каков же в представлении ха­ляль-туриста идеальный отель? И насколько отечественные гости­ничные операторы могут эти поже­лания воплотить?
Международное агентство Amadeus, например, указывает, что халяль-требования к местам проживания условно можно раз­делить на три категории: обяза­тельные (халяль-питание и молель­ные пространства), желательные (комфортные комнаты, в которых можно совершить омовение, и сер­висы для соблюдающих пост) и те, которые туристы воспринимают как приятный бонус (отсутствие «активностей» харам, возможности для качественного времяпрепро­вождения и другие услуги, разре­шённые шариатом).
Согласно отчёту MasterCard, са­мую высокую оценку получили российские сервисы, связанные с обеспечением безопасности путешествий, а самую низкую – возможности, предоставляемые объектами размещения. К этой ка­тегории Amadeus относит возмож­ность размещения в сетевых отелях/апартаментах, наличие «культур­ного комфорта» (молельные ком­наты, условия для приёма пищи) и комфортабельность для женщин (возможность отдыхать так, как они считают приемлемым). За «разме­щение» Россия красноречиво полу­чила 20 баллов из 100.
Обязательному набору этих тре­бований полностью соответствуют критерии сертификации «Халяль френдли». Отель может получить её при условиях отсутствия ал­когольных напитков непосред­ственно в  номерах (мини-бары и  т. д.), наличия в  номере свобод­ного пространства, достаточного для совершения молитвы, а также молитвенного коврика, наличия в  номере указателя киблы (направ­ления Каабы), отсутствия изобра­жений, статуй, символов с  изобра­жением живых существ. Санузел в  номере должен быть обеспечен средствами для совершения специ­ального омовения: гигиенический душ, биде, а  при их отсутствии  – кумган (кувшин).
ИСЛАМ ИЗ КИТАЯ
Казалось бы, ничего сверхъестественного, однако российских гостиничных операторов, получив­ших сертификат халяль, насчиты­вается едва ли больше нескольких десятков. В Татарстане действую­щие сертификаты по программе «Халяль френдли стандарт» сегодня имеют отели Korston Hotel & Mall Kazan и Relita-Kazan Hotel.
1-8
– Получение сертификата тре­бует от отеля некоторых вложе­ний. Нужно приобрести коврики для намаза, оборудовать санузлы гостиничного номера биде или кумганами для совершения омовения, убрать алкоголь из ми­ни-баров, организовать молельную комнату, оплатить сам сертификат (в рамках «Халяль френдли стан­дарт» – около 45–60 тысяч рублей. – Прим.ред.), который нужно каждый год подтверждать. Всё это, конечно, не критичные суммы и не сложные условия, но в любом случае отельер должен понимать, для чего он это делает, в чём для него перспектива данных вложений, – говорит управ­ляющая отеля «Релита-Казань», президент Ассоциации отелей Казани и РТ Гульнара Сафина. – Действительно, наш отель имеет хо­рошую загрузку но­мерного фонда, и в этом большую роль играет и развитая инфраструктура гостиничного ком­плекса, и качество оказываемых услуг, и совокупность факторов: отель успешно прошёл класси­фикацию на категорию 4 звез­ды, был аттестован Ассоциаци­ей бизнес-туризма как бизнес- и конференц-отель. Мы первыми в Казани и Татарстане прошли сертификации по программам создания комфортных условий «Чайна френдли» для туристов из Китая и «Халяль френдли» для туристов-мусульман. Сово­купность этих факторов была одним из драйверов продвиже­ния отеля в Казани и в России. Но в настоящее время мы не ощущаем всплеска спроса и по­вышенного интереса со стороны туристов из мусульманских стран, хотя видим большие перспективы этого направления туристическо­го рынка. При этом бывают ситу­ации, когда условия, созданные по стандарту халяль, неожиданно оказываются востребованными. Так, недавно мы встречали боль­шую группу туристов из Китая. Большая часть из них оказалась из Урумчи, где исповедуется ис­лам.
ПАРАДОКСЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Гульнара Сафина отмечает, что для многих её коллег вопрос получения или продления дей­ствия сертификата остаётся от­крытым.
– Мы выполнили требования «Халяль френдли» и создали ус­ловия для пребывания мусуль­манских туристов. Под номера халяль мы отвели отдельный этаж. Убрали из номеров мини­бары и картины с изображени­ем людей и животных. Во вре­мя проживания таких туристов мы обеспечиваем их халяльным питанием. У нас есть отдельный холодильник для продуктов халяль и отдельный кухонный инвентарь для приготовления блюд по меню халяль. В Казани несколько отелей также проходи­ли сертификацию по программе халяль, но пока из‑за отсутствия спроса они не считают необходи­мым продлевать участие в про­грамме сертификации, – говорит Гульнара Сафина.
– На развитие про­екта «Чайна френд­ли» ушло почти 15 лет. Нашему про­екту всего второй год, – говорит Иль­дар Мусин, ви­це-президент Феде­рации рестораторов и отельеров России, руководитель программы «Халяль френдли стандарт». – Только последние несколько лет стали говорить о наличии ха­ляльных продуктов в России. А без них ни ресторанов быть не может, ни гостиничного питания.
1-6
Но, возможно, одна из причин невысокого интереса к програм­ме сертификации халяль кроется в многочисленности и разобщён­ности органов, её осуществляю­щих. Так, например, наряду с «Ха­ляль френдли» проект по реализа­ции стандартов халяль в россий­ских гостиницах в прошлом году запустил Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России.
– В одной из российских ин­тернет-систем бронирования халяль-отелей отказались при­нимать наш сертификат и требо­вали пройти у них свою сертифи­кацию халяль. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать еди­ную унифицированную систему стандарта халяль во избежание злоупотреблений, – говорит Гульнара Сафина.
– «Русское гостеприимство» – это федеральная программа. Эксперты, отвечающие за сер­тификацию по её программам, соответствуют требованиям российского законодательства в этой сфере, что не всегда на­блюдается у других органов. Турист, конечно, может и не вникать в такие детали, а вот владельцу отеля лучше всё‑таки разобраться, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, – отмеча­ет Ильдар Мусин. – Кроме того, и Ростуризм, и Государственный комитет Республики Татарстан по туризму одной из своих глав­ных задач видят продвижение проекта «Русское гостеприим­ство» на различных международ­ных мероприятиях и форумах.
Проблему разнообразия серти­фикатов халяль поднял на одной из сессий руководитель Феде­рального агентства по техниче­скому регулированию и метроло­гии Росстандарт Антон Шалаев. Для исключения разночтений, возникающих вследствие рабо­ты целых 12 различных систем добровольной сертификации в области продукции и услуг халяль в России, он предложил два конструктивных варианта.
Первый – принять за объеди­няющее начало существующие международные или зарубежные стандарты, применение кото­рых в российском правовом поле недавно утвердил Росстандарт. Второй вариант – создать в Рос­сии собственный национальный ГОСТ.
В таком же ключе высказался и генеральный  секретарь инсти­тута  стандартов и  метрологии  ОИС (Организации исламского сотрудничества) Ихсан Овют:
– Я считаю, что ориентирами должны служить только те стан­дарты халяль, которые утверж­дены национальными органа­ми стандартизации, – заявил он на одном из мероприятий саммита.
Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств  Республики Татарстан:
1-7
– Татарстан активно взаи­модействует со странами ОИС. Каждый сезон мы принимаем до 12 групп из Анкары, Стам­була, Бухары. Поэтому развитие направления халяль-туризма я считаю очень перспективным. Но тут, мне кажется, не стоит зацикливаться на чём‑то одном. Надо говорить, например, об увеличении количества отелей. Вот привлечем мы 0,1% «путешествующих му­сульман», около 100 тысяч человек. Куда мы их поселим? Кроме того, в некоторых комфорта­бельных, в том числе сетевых отелях остаёт­ся открытым вопрос с халяль-питанием. Да, мы кормим наши группы без проблем, но ведь это далеко не тот поток, на который делается ставка. Наконец, надо говорить о повышении общего уровня инфраструктуры, потому что ха­ляль, в первую очередь, подразумевает качество предлагаемого продукта. Например, некоторые наши предложения – тот же отдых в «Свияжских холмах» – привлекли большое внимание му­сульманских туроператоров на международной выставке в Дубае. Они приезжали к нам, и их визит, думаю, даст хороший результат. При этом у нас есть большие пробелы в самых прикладных вещах. Например, сейчас в республике боль­шой дефицит переводчиков с арабского. Я уже не говорю о персидском, а ведь мы ожидаем большой приток туристов из Ирана…
*Global Muslim Travel Index (Международный индекс путешествий мусульман).

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: