Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Гаретт Джонстон: «Стабильность – это миф»

Гаретт Джонстон: «Стабильность – это миф»

Гуру маркетинга, ведущий мировой эксперт в области увеличения продаж и завоевания рынков Гаретт Джонстон рассказал журналу «Татарстан» о том, чем наши предприниматели отличаются от своих западных коллег, почему российские потребители – самые сложные клиенты в мире и как сделать маленький татарстанский бизнес лучшим на земле.

23 ноября 2018

 
Власть маркетинга
- Гаретт, вы работаете с компаниями из разных стран мира – вам есть, с чем сравнить. Скажите, есть ли у российского маркетинга свои национальные особенности?
- Есть! Но кроются они не в самом маркетинге, потому что маркетинг, он и в Африке – маркетинг. Особенность в том, что функция маркетинга в российских компаниях ничего не решает. Она не имеет никакой власти! Если мы посмотрим, как дела обстоят в успешных западных компаниях, увидим, что человек, на которого возложены функции маркетинга, является самой мощной фигурой. Гораздо более влиятельной, чем те, кто отвечают за финансы, технологии, производство… А в российских компаниях? На деловые встречи, на которых обсуждают стратегически важные вещи, маркетолога, как правило, даже не приглашают. Там присутствуют генеральный и финансовый директор, может быть, технический – и все! Но ни перед одной из этих трех функций не стоит задача работать с рынком. Они не занимаются комплексными решениями, которые могли бы восхитить потребителей! И это – одна из причин крайне низкой стоимости российских компаний по сравнению с их международными эквивалентами. Еще один момент – неправильное понимание самой сути маркетинга. Во многих российских компаниях (да и на Западе такие есть!) функции маркетинга сводятся лишь к рекламе или привлечению новых клиентов. А это всего лишь 2-3 процента от того, что маркетолог должен делать! Именно он должен дать ответы на важнейшие вопросы, без которых невозможно работать в условиях рыночной экономики. Какие аудитории существуют на рынке? Какие из них самые интересные для компании? Как перед ними нужно себя позиционировать? Какие продукты и услуги им нужны? Какая им нужна смесь онлайн и офлайн каналов? Какие сотрудники должны обслуживать клиентов? Какие бизнес-процессы необходимы, чтобы поддерживать всю структуру комплексного клиентского обслуживания? И даже механизмы ценообразования – вопрос не финансового директора, а маркетолога.
- Как думаете, в этом вопросе у России должен быть собственный сценарий развития или не стоит изобретать велосипед, а лучше взять на вооружение уже проверенные американский и европейские подходы к маркетингу?

Сможешь в России – сможешь везде!
- Вам принадлежит такое высказывание: «Если вы сможете что-то сделать в России, то вы сможете сделать это хоть где в мире!». На чем основан такой вывод?
- Он не был опубликован до конца! Я имел в виду следующее: если вы реально успешно работаете на российском рынке, а это сложный рынок, то завоевав лояльность потребителя в России, вы сможете это сделать хоть где! Я объясню, в чем сложность. Дело в том, что уровень образования среднего россиянина значительно выше, чем в любой стране Западной Европы или Северной Америки. Такой уровень образования характерен для стран, где у людей просто космически высокие доходы. Вот вам пример из жизни. Будучи в Нижнем Тагиле, я иду в парикмахерскую. Девушка, которая меня стрижет, спрашивает: «Откуда вы?». Я говорю: «Из Ирландии». И тут она начинает рассказывать про ирландских писателей, музыку… Простая девушка из Нижнего Тагила, которая даже в Москве ни разу не была! Вряд ли в парикмахерской Ирландии мне хоть что-то расскажут о России. И я это говорю не для того, чтобы критиковать свой народ, а чтобы объяснить: российский потребитель имеет очень высокий уровень образования, но вместе с этим он имеет очень низкий уровень дохода! У него есть мозг и время! Это очень сложный клиент для маркетолога, потому что он может посчитать все твои скидки и разобрать продукт на предмет качества. Типичный ирландец, который с кровати не встанет меньше чем за 3 тысячи евро в месяц, может не иметь за плечами не то, что вуза – колледжа! У него нет времени, но у него есть деньги – он не считает каждую копейку, поэтому никогда не будет вникать в твой тарифный план или обсуждать твой продукт с друзьями. Ему или нравится, или нет. Таким людям проще продать. Поэтому, если ты можешь завоевывать сердца, души и бумажники таких людей, как россияне, значит, ты можешь это делать везде. И, кстати, здесь я не говорю о рейдерстве или коррупции – эти вопросы я просто отложу в сторону.
«Стабильность – это миф»
- Когда-то вы говорили, что современный российский бизнес больше похож на «сумасшествие без стратегии». Не кажется ли вам, что в непредсказуемой жизни российского бизнесмена планировать можно очень немногое?
- Не согласен! Ирландия и Великобритания не менее нестабильные места. У нас есть такая экзотическая особенность: мы не знаем результаты выборов накануне выборов. Понимаете, что я хочу сказать? К власти может прийти любая политическая партия, с любым манифестом поменять экономику. Например, тот же Брексит (сокращенное название процесса выхода Великобритании из состава Европейского союза – прим. ред.). Если у вас бизнес в Англии, то вы знаете, какую нестабильность это создает. Вполне возможно, что 1 апреля следующего года вы уже не сможете так просто отправить из Англии во Францию свой товар, вы не знаете, коснутся ли вас таможенные пошлины… Потому что в Ирландии и Англии демократия! Или другой пример. Сейчас в Ирландии набирают силу политические партии, которые хотят запретить въезд эмигрантов в страну. Но ирландцы не пойдут работать на производство – это делают исключительно мигранты! И это, так называемая, стабильность? Некоторые в России говорят, что рубль нестабильный. В 2014 году, когда я создал свой собственный бизнес, мой первый клиент (он был из Латинской Америки) заплатил в американских долларах. Тогда один евро стоил 1,60 долларов, а в прошлом году - чуть больше доллара. И, если вы импортируете в Европу товар из Америки, для вас такое падение курса на 60 процентов создает серьезные проблемы... Поэтому все эти сказки, что «в России мы такие, потому что у нас все нестабильно». Стабильность - это миф.
Стань круче!
- Вы часто приводите в пример Apple, Microsoft, Coca-Cola, IBM, Google и другие крупные компании. Но в идеале львиную долю ВВП должен делать небольшой – местечковый - бизнес. Кафешки, микро-магазинчики и малые производители… У них нет в штате маркетологов, и стратегическим планированием они обычно не занимаются. Так чему они могут поучиться у Microsoft и Coca-Cola? И что им можете посоветовать лично вы?
- Здесь надо сказать, что малый и средний бизнес в России занимает пока очень маленький процент экономики. Последний раз, когда я смотрел статистику, он составлял около 24 процентов ВВП, в то время, как в Западной Европе – 70 процентов ВВП и даже больше. То есть, доля малого и среднего бизнеса в России будет расти. Я думаю, что самый главный совет, который я могу дать российскому и, в частности, татарстанскому малому бизнесу очень прост: откройте поисковик в интернете и посмотрите, кто в мире является самым успешным примером того, чем вы занимаетесь или хотите заняться. Например, если вы хотите развивать в Татарстане сеть магазинов по ремонту велосипедов, посмотрите, какая сеть по ремонту электрических и прочих велосипедов является в мире самой прибыльной, быстрорастущей, популярной. Вам надо понять, за счет чего она таковой является, и реализовать эти принципы у себя. Я даю такой совет, потому что сегодня интернет предоставляет возможность бизнесу конкурировать со всем миром. И если татарстанский средний и малый бизнес не начнет конкурировать сразу же на уровне лучших в мире, то рано или поздно эти лучшие придут в Татарстан. Вам нужно сразу стараться быть на уровне. Или еще круче.
Блокчейн – подарок России
- Ваш прогноз: каким вы видите бизнес в России через 20-30 лет?
- Сегодня я наблюдаю, что в мировой экономике есть только два фундаментальных источника добавленной стоимости. Один из них – креатив, то есть идеи, инновации. Второй – реализация этого креатива. Когда в 1991 году я получал сертификат MBA, один из профессоров на церемонии выдаче дипломов сказал нам – студентам: «После двух лет образования вы отправляетесь в мир бизнеса. Имейте в виду, что основной залог успеха – это не идеи, потому что идеи есть везде, а их исполнение. Реализация идеи – вот где деньги!».  Я считаю, что в 1991 году он был прав, но в 2018-м – уже нет. Сегодня задачи производства и его масштабирования частично может взять на себя искусственный интеллект, потому что это рутина с понятными задачами на входе и четкими алгоритмами решения. Использование искусственного интеллекта в данном процессе приводит к удешевлению. Но XXI век – это век, где основная доля рентабельности будет у креативщиков, а не у исполнителей. И мы видим это на примере Apple, когда 70 процентов прибыли от продажи айпадов и айфонов остаются в Калифорнии, где креативят и лишь около 3-х процентов в Китае, где их производят. Эта тенденция будет усугубляться. Но если Китай известен, как хороший исполнитель, то в России с этим всегда были проблемы. Зато она сильна в креативе! Я думаю, что в скором будущем исполнение можно будет приобретать, как сервис, причем, либо оно и дальше будет концентрироваться в Китае, либо наступит децентрализация производства, когда трехмерная печать позволит решать эти задачи на местах. Так что это не будет проблемой. А вот что касается креатива… Знаете, блокчейн, который сейчас набирает обороты – прекрасный виртуальный механизм для кодирования интеллектуальной собственности. То есть, как только у тебя появляется идея, ты ее кодируешь, и каждый, кто пользуется твоим изобретением, должен будет тебе платить. Так что, блокчейн – подарок от бога для российской экономики! Он будет защищать всю прелесть ее научных технологичных мозгов. Поэтому я очень оптимистичен, если говорить не о ближайшем будущем России, а заглянуть на 20-30 лет вперед. Это как раз то время, когда она сможет  крупномасштабно монетизировать свои естественные таланты.
Интервью подготовлено при поддержке Школы бизнеса «Синергия»

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: