Гонка с препятствиями. Без пилота.
От выезда беспилотных машин на дороги и бездорожья общего пользования нас отделяют, по заявлениям мировых автопроизводителей, лет 5-8.
06 сентября 2017
ПОРУЛИМ… СМАРТФОНОМ
Самое свежее достижение в сфере отечественных разработок беспилотного транспорта было впервые представлено широкой общественности на Московском международном автосалоне в конце августа прошлого года.
Достижение – автобус особо малого класса «Шатл», совместный проект московского Научного автомоторного института (НАМИ), татарстанского КАМАЗа и компании «Яндекс» – на первый взгляд больше похож на игрушку, чем на сверхсовременное транспортное средство. Очень компактный, очень блестящий, полностью стеклянная крыша, целиком композитный кузов. Ни руля, ни педалей. Просто космос какой-то! Длина машинки – чуть больше 4,5 метра, высота – 2,5 метра. Вместимость салона – до 12 человек. Ездит транспортное средство на импортной батарее, управляется… через приложение на смартфоне. Захотел вызвать машину – нажал кнопку. Другой кнопкой указал место назначения. И вcё – «Шатл» подан к подъезду и готов перевезти вас из пункта А в пункт Б.
«Первый бал» для «Шатла» прошёл успешно, и в июне этого года на международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге проект был представлен Президенту Владимиру Путину и министру промышленности и торговли Российской Федерации Денису Мантурову.
– Машина сейчас проходит испытания, к концу года – первому кварталу следующего года с Сергеем Анатольевичем (Когогиным. – Прим. ред.) планируем сделать 4‑5 машин, в том числе на Казань, – рассказал высоким гостям генеральный директор НАМИ Сергей Гайсин.
– Где‑то на предприятиях можно использовать, – заметил Президент.
– Да, на предприятиях… В принципе, она движется по маршруту, и она ездит уже, – добавил тогда Сергей Гайсин.
Остановиться, если на пути появляется большой оранжевый мяч, – одно из заданий, выполняя которое «КАМАЗ» учится реагировать на появление на дороге человека или животного.
ТРАЕКТОРИЯ К ТРИЛЛИОНАМ
Готовность «Шатла» к эксплуатации в полной мере оценил и глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. Он проехался на суперавтобусе в преддверии совещания, состоявшегося на базе НАМИ 21 июля и посвящённого развитию электрического и беспилотного транспорта. Поездка Председателя Правительства впечатлила, и на самом совещании он заявил:
– Теперь это (развитие электрического и беспилотного транспорта. – Прим. ред.) быстро наступающая реальность, которая серьёзно изменит и экономический, и соци альный ландшафт, вообще изменит, может быть, некоторые философские представления…
Дмитрий Анатольевич также сообщил, что в 2017 году Правительство РФ предоставляет 600 с небольшим млн рублей субсидий российским производителям транспортных средств с дистанционным и автономным управлением, с перспективой продолжения субсидирования в следующем году.
Поддержать бюджетными средствами планируется разработку беспилотников в рамках дорожной карты «Автонет» Национальной технологической инициативы, цель которой – фактически с нуля создать в России отрасль беспилотного транспорта для пассажирских и грузовых перевозок и закрепиться на мировых рынках. В составе вновь созданной ассоциации «Автонет» – НАМИ, КАМАЗ, ПАО «Соллерс», разработчик информационных систем для добывающей отрасли ОАО «ВИСТ Групп» и российский производитель автокомпонентов НПП «ИТЭЛМА».
Одна из самых масштабных целей, обозначенных в дорожной карте, – к 2035 году довести объёмы продаж российских компаний, принимающих участие в проекте, в РФ до 7 трлн рублей, за рубежом – до 3 трлн рублей (правда, согласно исследованию, проведённому компанией Intel совместно с Strategy Analytics, объём рынка автомобилей с автопилотом к 2035 году составит $0,8 трлн).
Для Татарстана же одним из главных плюсов во всей этой истории является то, что руководителем рабочей группы по запуску и дальнейшей реализации проекта «Автонет» назначен Сергей Когогин. И вот почему.
ПОКА ВСЕ ДУМАЛИ, МАШИНА РЕШИЛА
Осень, 2016 год. На заводском полигоне – КАМАЗ-5350, снабжённый так называемой современной системой помощи водителю ADAS (программным комплексом, позволяющим машине совершать беспилотные манёвры). Грузовик готовят к очередному показательному выступлению. В кабине машины находятся водитель, почти не касающийся руля, и инженер-программист, наблюдающий за работой системы.
Послушно и предсказуемо машина выполняет одно действие за другим: едет к брошенному ей мячу, объезжает оранжевые конусы, останавливается перед знакомым препятствием, курсирует по запрограммированному маршруту. Водитель, чья функция здесь больше контрольная, чем управляющая, решает отлучиться на перекур.
Инженер остаётся с машиной один на один. В середине следующего манёвра он с ужасом видит, как перпендикулярно траектории «КАМАЗа» на полигон въезжает другая тяжёлая машина. «КАМАЗ» реагирует за секунды: он сворачивает вбок, делает крюк, объезжает препятствие и возвращается на заданный маршрут.
Весь следующий месяц команда разработчиков выясняет, что помогло машине, не имевшей опыта езды по дороге с другими транспортными средствами и взаимодействия с ними, принять верное решение в нестандартной ситуации.
Здесь надо пояснить, что система ADAS, согласно международной классификации SAE International, имеет несколько уровней «развития» – от уровня «0», представленного сегодня в подавляющем большинстве современных авто в виде парктроников и других систем оповещения, до уровня «5», который позволяет водителю полностью доверить управление авто компьютеру. Лидеры в сфере разработок беспилотного транспорта – Mersedes, Toyota, Audi, Tesla, Google – демонстрируют действующие модели с ADAS 2‑го уровня. То есть машины с бортовым компьютером, оказывающим помощь в рулении, торможении и удержании на полосе (водитель не должен убирать руки с руля). И заявляют о том, что в ближайшие три года выведут на рынок полноценные машины-роботы. Автопилот Inext от BMW начнёт продаваться в 2021 году, а интеллектуальная Toyota – в 2020 году, к Олимпийским играм в Токио. «Мы все купили билет на войну» – так охарактеризовала мировую гонку перевооружения машин системами-роботами Ольга Ускова, руководитель крупной российской IT-компании Cognitive Technologies, выступающей партнёром в нескольких «беспилотных», в том числе и международных, проектах.
Отечественный же государственный проект с 300 млн рублей бюджетных инвестиций и 90 млн рублей вложений от КАМАЗа стартовал в 2015 году в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Cognitive Technologies, считающая зарекомендовавший себя на «Шёлковом пути» «КАМАЗ» наиболее перспективным для внешнего рынка отечественным автомобилем, выступила в качестве разработчика системы автономной системы управления автомобилем. Результатом программы должен был стать серийный образец беспилотного «КАМАЗа» с ADAS 2.0. В январе 2017 года сотрудничество успешно завершилось. Сегодня КАМАЗ-5350 имеет систему автономного и дистанционного движения, то есть может ехать в колонне за другим автомобилем, дистанционно управляться, автономно перемещаться по заданному маршруту, применять экстренное торможение. В перспективе – оснащение машины техническим зрением, с помощью которого компьютер сможет распознавать пешеходов, дорожные знаки и разметку. Для этого уже создан алгоритм, который позволит машине делать это с точностью до 85% – одним из самых высоких показателей в мире. Но «навыки», которые машина продемонстрировала во время описываемого нами случая, выходят далеко за пределы возможностей ADAS уровня 2, а значит, потенциал «КАМАЗа» ещё не раскрыт.
Изящно лавировать между оранжевыми конусами – ещё одно задание, демонстрирующее манёвренность 16-тонного грузовика.
БЕСПИЛОТНИКАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН
Недавно КАМАЗ расширил число партнёров по созданию систем автономного и дистанционного движения. В их число вошёл набережночелнинский филиал Казанского федерального университета (КФУ), специалисты которого уже ведут работы по созданию беспилотных транспортных средств для логистических (внутризаводских) перевозок и горнорудных работ в рамках договора с автоконцерном. Кроме того, в научно-техническом центре КАМАЗа создаются специализированные конструкторские бюро, ведётся набор инженеров-программистов, инженеров-математиков и инженеров по электронике, налаживается более тесное сотрудничество с учёными. Цель – разработка собственных аппаратной и программной частей систем автономного движения.
Однако есть препятствия, которые беспилотная машина пока не может «объехать». Связаны они не только и не столько с финансированием, сколько с тем, что сегодняшний мир не очень‑то готов её встречать. Одна из самых больших проблем, тормозящих выезд беспилотников в «люди», в России в том числе, – отсутствие законодательства, регулирующего ответственность за нахождение беспилотного транспорта на дорогах. Но беспилотный «Шатл», предназначенный для эксплуатации на закрытых территориях, имеет шансы выйти на рынок уже в ближайшее время.
В западных странах вопрос регламентации движения автономного транспорта по дорогам обсуждается уже давно, во многих случаях – с положительным результатом. В США, например, выезд на дороги общего пользования разрешён в семи штатах. В России попытка запустить этот процесс состоялась в прошлом году, когда на круглом столе депутаты ГД РФ, представители министерств и ведомств, предприятий-разработчиков, научных и общественных организаций разработали пакет поправок в российские законодательные акты. На уже упомянутом совещании по развитию электрического и беспилотного транспорта Дмитрий Медведев охарактеризовал ситуацию так: «…всё это потребует очень существенных изменений в законодательстве: в законодательстве транспортном, в Правилах дорожного движения, естественно, в страховых правилах. В общем, это отразится самым существенным образом на законодательстве, и законодательство мы должны готовить уже сейчас. Такие поручения даны, но это сложное дело, и потребуется кропотливая работа».
Тем не менее на КАМАЗе настроены оптимистично. Первый прототип с отечественной системой помощи водителю планируется выпустить в 2018 году. На предприятии уверены, что решения таких проблем, как продвижение инновационного продукта, отсутствие решений по дорожной инфраструктуре и, наконец, вопрос с законодательным регулированием данной сферы, в РФ могут быть найдены объединёнными усилиями всех автопроизводителей. И это даст большой толчок развитию беспилотных транспортных средств.
Беспилотный «КАМАЗ» обладает большим потенциалом использования в опасных для человека ситуациях.
Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных ТС компании Cognitive Technologies:
– Чтобы вывести на рынок пилотную серию машин с ADAS 2, КАМАЗу необходимо сосредоточиться на двух направлениях работы: доведении технологии до промышленного уровня, а также на создании рыночной конъюнктуры для обеспечения спроса на автомобили, оснащённые интеллектуальной системой помощи водителю уровня «2». Безусловно, последняя задача может и должна быть решена при сотрудничестве КАМАЗа с партнёрами и дилерами. Совместно с КАМАЗом Cognitive Technologies уверенно движется к промышленному производству, отрабатывая технологии и проводя тестирования.
Необходимо отметить, что ADAS 2 предполагает гораздо более высокую ответственность технологий, интегрируемых в машину, так как на данном уровне система уже является активной, и на определённых этапах движения автомобиль уже может управлять либо самостоятельно, либо корректировать действия водителя. Для этого необходимо проводить масштабное тестирование систем – проехать миллионы километров дорог на разных типах грузовиков.
Что касается оптимизации рыночных условий, необходимо обеспечить понимание со стороны владельцев коммерческих флотов (автомобильных парков), что технология существует не в отрыве от рынка, а является самоокупаемой благодаря снижению аварийности и улучшению бесперебойности поставок. Переход на беспилотные технологии – очевидный мировой тренд, но тягу к консерватизму ещё никто не отменял. Через несколько лет флот, не оснащённый системами ADAS 2, станет неконкурентоспособен.
Поэтому технологии, которые мы разрабатываем сегодня, важны в том числе и в коммерческом смысле. Необходимо от тестовых прототипов всё ближе передвигаться к конвейерному производству, что Cognitive Technologies как раз и делает совместно с КАМАЗом. Ближайшим серьёзным шагом будет выпуск промышленных машин, оснащённых пассивными системами ADAS, затем будет проводиться обширное тестирование в масштабе массовых промышленных серий. От скорости внедрения решений ADAS зависит конкурентоспособность КАМАЗа на рынке грузовых автомобилей.
Ввиду того, что системы ADAS 2-го уровня обладают способностью самостоятельного принятия решений, уровень ответственности их использования гораздо более высокий, это требует большого объёма как научно-исследовательских работ, так и испытаний. Очевидно, что в современных условиях автопредприятия не смогут самостоятельно обеспечить требуемый объём инвестиций, и здесь важна помощь государства.
Добавить комментарий