Грядёт половодье. Поплывём?
В соцсетях стали появляться картинки: полностью залитое водой пространство, в глубине которого одиноко торчит знак пешеходного перехода. Подписи к картинкам пугают: мол, это виды Казани грядущей весной. Глядя на сугробы в два и больше человеческих роста, и правда начинаешь волноваться: а не утонем ли мы, когда всё это начнёт таять?
19 марта 2024
Последнее серьёзное наводнение в Казани случилось почти век назад, в 1926 году. Сохранились фотографии жителей города, плавающих на лодках по улице Георгиевской. По воспоминаниям современников давних событий, в мае 1926‑го Казанка разлилась так, что в городе были разрушены дамбы, прервано трамвайное движение. Затопило 51 улицу. Вода поднималась примерно на 15 метров. Пострадали больше 2,5 тыс. домов, около 10 тыс. человек были переселены из родных квартир… Забавный момент: когда к тысячелетию Казани Георгиевскую, на тот момент Свердлова, переименовывали в Петербургскую и реконструировали, центр её пешеходной части выложили тёмной брусчаткой – по замыслу питерских проектировщиков, это должно было символизировать Неву…
ЧП НЕ ГРОЗИТ. НО ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ...
– После строительства Куйбышевского водохранилища в 1956 году Казань была обнесена дамбами инженерной защиты, – рассказывает профессор Нафиса Мингазова, заведующая кафедрой природообустройства и водопользования Института экономики, управления и финансов КФУ. – И сегодня эти дамбы надёжно защищают город от наводнения.
Так что плавать на лодках в центре столицы нынче не придётся. Наверное. Но Казань – это не весь Татарстан. Тем временем «складывающаяся на данный момент в республике обстановка действительно неординарна», – говорит начальник Гидрометцентра Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ Феликс Гоголь. И приводит цифры:
в декабре в среднем по республике выпало 153 процента осадков (от средних многолетних значений). В январе – 206 процентов. В первую декаду февраля – 286 процентов от декадных средних многолетних значений. И осадки ещё не закончились, будут, вероятно, и новые снегопады.
К тому же, по данным МЧС РФ по РТ, плотность речной сети в республике – одна из самых высоких в России: 6,4 процента территории Татарстана покрыты водой. Одних только рек – больше трёх тысяч, не считая многочисленные пруды, озёра и водохранилища.
– Скорее всего, половодье будет достаточно неспокойным, – констатирует Феликс Гоголь и уточняет: многое будет определять характер погоды в марте. А вот какой будет эта погода, метеорологи сейчас сказать не готовы. Официальный прогноз половодья обещают в середине марта. Ведь начало первого формально весеннего месяца тоже может преподнести снежные сюрпризы.
– Действительно, многое будет зависеть от того, как будет развиваться весна, – говорит Нафиса Мингазова. – Если она будет длинная и затяжная, когда похолодало ночью – потеплело днём, и так несколько раз, подтопления, конечно, всё равно будут (раз уровень снега такой высокий), но только местами. В случае быстрой, ранней весны подтопления будут сильнее. Но надо ещё учитывать уровень промерзания почвы. По моим наблюдениям, земля ушла под снег незамёрзшей. Соответственно, она весной будет впитывать больше воды. Ну и сами огромные сугробы по мере потепления будут твердеть, станут более плотными, осядут.
А ещё надо помнить, что у нас реки ушли в зиму на низком уровне, сильная нехватка воды была в Куйбышевском водохранилище.
КАК АЙСБЕРГ В ОКЕАНЕ...
Свои воспоминания о «большой воде» есть во многих районах республики. В Зеленодольском – помнят о небывалом половодье, случившемся на Волге весной 1979 года (напомним: зима в тот год отметилась сильнейшими морозами, так что почва промёрзла основательно). Лёд в тот год на Волге стоял крепким до конца апреля. А потом резко начало теплеть. Очень резко: буквально за несколько дней от минусовых температур до +22. И лёд тронулся.
«Льдины были словно айсберги, – приводит местная газета воспоминания одного из жителей. – Они взламывались всё прибывающей водой и хлынули в протоки, снося всё на своём пути». Лёд, словно ножом, срезал дубы, вязы, дачи, срывал лодки с цепей. На реке творилось что‑то невообразимое: по всему руслу плыли домики, деревья, а ниже по течению мародёрствовали мужики – подцепляя строения, увозили их на моторках. Некоторые дачники лишились всего своего имущества.
Ходили ещё слухи, что Чебоксарская ГЭС тогда в экстренном порядке сбрасывала балласт. Очевидцы утверждают, что вода сильно напирала сверху, а на Волге напротив Васильева образовался затор, поэтому уйти вниз поток не мог.
Для спасения ситуации задействовали авиацию. «Рядом с микрорайоном Мирный временно развернули площадку, с которой вертолёты, гружённые бомбами, летели на реку», – писала «Зеленодольская правда». Только тогда удалось справиться с затором и вода стала спадать.
БЕРЕГИТЕ ПОЙМУ!
Опасными с точки зрения возможного подтопления, по словам Нафисы Мингазовой, окажутся весной в первую очередь те около‑речные участки, где в пойме есть препятствия для естественного разлива воды:
– На тех речках и притоках, где пойма была застроена, сужена, уничтожена, конечно, будут проблемы. МЧС много раз предупреждало, что не надо застраивать пойменные территории. Но ведь они так привлекательны, все так хотят жить у воды! Вот только если один владелец свой участок поднял искусственно, насыпав земли, это значит, что он затопил соседа. Или вода пойдёт на дорогу, что тоже нехорошо. Иногда бывает, что у одного хозяина высокий участок торчит, а вокруг него море.
В посёлке Усады Лаишевского района в 2020 году я наблюдала, как целая река текла по асфальтовой дороге. Снег растаял, и бурные вешние воды устремились с огромной скоростью вниз по наклонному участку. К счастью, инициативная группа жителей вовремя выкопала канал, перенаправили поток в озеро. А могло бы полностью размыть асфальт. В Казани в этом году что‑то подобное может быть в районе реки Киндерки, где пойму несколько лет активно застраивают. Соответственно сужается пространство для разлива. Да и Нокса может преподнести немало сюрпризов.
ВСЁ ИДЕТ ПО ПЛАНУ?
В пресс-службе ГУ МЧС РФ по РТ нас заверили, что «на территории Республики Татарстан комплекс превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба паводка 2024 года проводится согласно плану, в установленные сроки».
Кстати, общаясь с нами, спасатели вспом‑ нили ещё одно большое половодье, случившееся в республике в 2012 году. Тогда из‑за резкого потепления и обильных дождей ситуация на малых реках Татарстана пошла не по ожидаемому сценарию. В зоне риска оказались территории двадцати районов республики, паводок добрался и до окраин Казани. Больше двух тысяч человек остались тогда без газа из‑за повреждений газопровода при ледоходе. Было разрушено десять мостов и более двадцати километров дорог. Больше всего пострадал Альметьевск – там в зону подтопления попали 202 дома.
Однако, подчёркивают в МЧС, непредсказуемость стихии не означает неподготовленности местных и республиканских властей и спасательных служб. По оперативному плану «Половодье» каждый год в районах расчищают донные сливы на водоёмах, проверяют дамбы, мосты и плотины, готовят объекты инженерной защиты, занимаются очисткой и спрямлением русел рек. А ещё важна работа с жителями поселений, которые могут пострадать при половодье.
НЕ ПРОПУСТИТЕ СИРЕНУ
На сайте Кайбицкого района Татарстана на месте главной новости можно увидеть ежедневный оперативный прогноз погоды. Для района, где с ощутимыми подтоплениями сталкиваются каждую весну, заранее знать погоду на несколько дней вперёд – очень актуально. Обычно по весне здесь «шалят» реки Кубня, Берля и Урюм
. – Есть у нас несколько населённых пунктов, которые от половодья страдают каждый год, – говорит руководитель исполкома района Алексей Макаров. – Так что мы люди опытные, заранее готовы к любому развитию событий.
Вывезти из всех посёлков снег, вздыхает глава исполкома, для сельского района задача невыполнимая – слишком дорого. Так что если сугробы в три раза выше человека – большая вода неизбежна. Значит, быть готовыми к ней крайне важно. В сёлах есть система оповещения, в случае непосредственной опасности очень быстро включается сирена. Проводятся подворовые обходы, людям напоминают, чтобы заранее отогнали скот в более высокое место, убрали на второй этаж или чердак мебель, ценные вещи, продукты из подпола. Конечно, в идеале и самим бы жителям на какое‑то время переехать, но на это сельчан не уговорить. На время пика половодья подготовлены помещения, куда можно вывозить народ из подтопленных домов. Правда, обычно большинство старается всё же уехать к родственникам.
Ну а чтобы избежать заторов во время ледохода, говорит Алексей Макаров, ежегодно район оставляет заявки на взрывные работы на реках.
НАДЕЕМСЯ НА ЛУЧШЕЕ, ГОТОВИМСЯ КО ВСЕМУ
Кстати, о кайбицких сёлах. Например, село Бурундуки на небольшой речке Берля хорошо известно татарстанским спасателям. На сайте ГУ МЧС РФ по РТ можно найти воспоминания участников событий 2018 года, когда скромная Берля превратилась в мощный водяной поток, зажатый в ледяных торосах толщиной более метра. Из‑за затора воде сложно было уходить по руслу, и она начала разливаться и топить жилые дома и приусадебные участки, находящиеся в низине. 10 апреля 2018 года, выйдя из берегов, река подтопила в Бурундуках три частных жилых дома и 27 приусадебных участков. В домах вода поднялась до пола. Местные власти вместе со спасателями помогали хозяевам перенести мебель на второй этаж, поднять из подпола картошку и эвакуировать скотину к соседям.
«На лодках по двору плавали, – приводятся на сайте воспоминания одной из местных жительниц. – Детей отправили к родственникам, сами сидели на сеновале. Кур взяли с собой. Коровы жили на плоту. Телевизор и холодильник не успели спасти, да и дом пришлось перестраивать. Хорошо, нам привозили продукты и воду».
Сотрудники МЧС, конечно, мониторят ситуацию и не оставляют людей в беде. Но в рекомендациях, которыми поделились с нами в пресс-службе ведомства, отдельно оговаривается: жители районов, где случаются весенние подтопления, могут «значительно снизить или исключить негативные последствия половодья». Для этого им надо заблаговременно очищать свою территорию от снега, прокапывать водоотводные канавы. Ещё неплохо бы соорудить воде преграду в виде небольшой дамбы.
Необходимо готовить безопасные места (на вторых этажах, чердаках или даже крышах домов или на прилегающих возвышенностях) для размещения бытового скарба, техники и животных. Лучше всего заранее вынести из погребов продукты и запастись питьевой водой. Важно позаботиться о документах: их лучше поместить в полиэтиленовый пакет и спрятать в надёжном месте (в критическом случае можно сделать это на себе, под одеждой). При подходе талых вод вплотную к жилью надо отключить газ, воду и электричество, погасить огонь в печках.
Что касается властных структур, то муниципальным руководителям предписывается, во-первых, регулярно и своевременно чистить русла малых рек, особенно в местах низководных мостовых переходов и резких сужений. Обязательно нужно проверять надёжность работы систем оповещения населения, знакомить жителей с правилами поведения при эвакуации из мест затопления, рассказывать им о местах, куда можно переехать на время половодья и перевезти домашних животных. Среди превентивных мер также числятся те самые обязательные подомовые обходы частного сектора, во время которых нужно сверять списки жильцов, обращая особое внимание на больных, инвалидов и престарелых. Конечно, в полной готовности (а значит, с полным обеспечением) должны быть районные медики.
Хочется надеяться, что все предпринимаемые меры сработают и половодье в республике пройдёт спокойно. И всё же…
– Таких серьёзных разливов воды, которые бы критически повлияли на жизнедеятельность и экономику, в последние десятилетия в республике не было, – говорит начальник Гидрометцентра УГМС РТ Феликс Гоголь. – Но в этом году высота снежного покрова, а также тот факт, что зима ещё не закончилась и возможны новые снегопады, могут повлиять на неблагоприятное развитие событий. Готовиться всегда надо к худшему.
Добавить комментарий