Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»

Halal lifestyle* как конкурентное преимущество

Рынок халяль-индустрии Татарстана – это более 100 производств, два десятка из которых ориентированы на экспорт. Объём экспорта халяльной продукции из республики в прошлом году превысил 6,5 млн долларов. На фоне 445 млн долларов, вырученных в 2022 году от отправки за рубеж татарстанской агропромышленной продукции, доля халяльного экспорта пока менее двух процентов. Впрочем, всё познаётся в сравнении.

Да, говорить о серьёзной экспансии та‑ тарстанских халяльных товаров за рубежом пока явно преждевременно, но статистика фиксирует стабильный рост. В прошлом году объём экспорта халяльной продукции оказался на 1,5 млн долларов больше, чем годом ранее, в 2020‑м он составлял 2,5 млн долларов, а в 2019‑м – едва дотягивал до 0,3 млн. В сравнении с пятнадцатипроцентным ежегодным ростом мирового рынка халяльной продукции, о котором говорят эксперты, динамика увеличения татарстанского экспорта просто взрывная. Без продуманной стратегии действий такой рывок был вряд ли возможен, что, собственно, подтверждают и в Минсельхозпроде РТ.

– Мы активно развиваем направление халяль в течение двух‑трёх лет, – говорит министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Марат Зяббаров. – Задача на этот год – экспорт халяльной продукции на 8 млн долларов. Есть понимание, куда двигаться дальше, на какие сферы об‑ ратить особое внимание, какие рынки сбыта для нас наиболее перспективные. В первую очередь планируем наращивать сотрудничество со странами СНГ, арабскими странами, где спрос на халяльные продукты питания традиционно высок и имеет устойчивую динамику роста. 

Верно выбранные ориентиры дают результат, но это не повод почивать на лаврах. Всё‑таки потенциал рынка много богаче. Доля халяльных продуктов питания на глобальном рынке продовольствия, как было озвучено в рамках 12‑й сессии РоссийскоАрабского делового совета, составляет 15 процентов. А халяльных продуктов в общем объёме татарстанского экспорта агропромышленных продуктов, напомню, пока менее двух процентов. Делайте выводы.

Речь, кстати, не только о Татарстане. К будущему году объём мирового рынка халяльных продуктов может составить 3,5 трлн долларов. Ключевым драйвером его роста эксперты называют увеличение численности населения в мусульманских странах. Россию, в которой проживают более 20 млн мусульман, роль статиста на этом рынке вряд ли устроит.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАНОНЫ ШАРИАТА

Ключевой момент для понимания возможностей и особенностей мирового рынка халяль-индустрии. Халяль – это не только продукты питания, изготовленные строго по мусульманским канонам. «Мы говорим о халяльном образе жизни, – заявил четыре года назад на коллегии Минсельхозпрода РТ глава республики Рустам Минниханов, поставив конкретную задачу: – Это приоритетное направление, ведь мы республика, где исповедуется ислам. Мы могли бы воспользоваться этим конкурентным преимуществом».

Халяль – действительно образ жизни, на основе которого строится вся исламская экономика. Производство халяльных продуктов питания – лишь одна из её составляющих. Пытаться воспользоваться конкурентным преимуществом, не усвоив азов и не обозначив конкретных путей движения к цели, – занятие безнадёжное. Чтобы халяль-индустрия развивалась и осваивала рынки не только в прогнозах, в Татарстане разработали дорожную карту по развитию халяльного образа жизни Halal Life Style, которую утвердило Правительство РТ.

Halal Lifestyle – это целый комплекс мероприятий, он реализуется в рамках деятельности Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». Напомним, группу по поручению Президента Владимира Путина с 2014 года возглавляет Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов. В сфере влияния дорожной карты – халяльный туризм, халяльные производство, мода, финансы, IT и медиа. Цели – увеличение туристического потока мусульман, приобщение жителей Татарстана и всей страны к халяльному образу жизни, наращивание товарооборота продукции по стандартам халяль, популяризация татарстанских брендов халяль как в России, так и за рубежом, а также создание в Татарстане базовой финансовой IT-инфраструктуры по нормам шариата.

– Сегодня халяль – это образ жизни и целая индустрия, – заявил Минниханов.

Обозначены и ориентиры, которые должны быть достигнуты по мере выполнения пунктов дорожной карты. В частности, число приехавших в Татарстан туристов-мусульман увеличится в три раза, до 150 тысяч человек, предполагается рост выручки от продаж в России и за рубежом соответствующих модных брендов, а Казань, согласно документу, утвердится в статусе IT-столицы исламского мира – это станет результатом создания в регионе базовой финансовой IT-инфраструктуры по нормам шариата.

Отметим, что ставшая традиционной на KazanSummit и органично вписавшаяся в KazanForum выставка Russia Halal Expo, где представлено всё перспективное и лучшее в халяль-индустрии, – один важных инструментов продвижения Halal Life Style. В целом же дорожная карта определила порядка 60 ключевых направлений работы в разных сферах по развитию халяльного образа жизни.

– На примере Татарстана мы стремимся отладить практические механизмы взаимодействия с исламским бизнесом, – утверждает Раис Татарстана Рустам Минниханов. – Открываются большие перспективы в области развития исламской экономики. В частности, развивается индустрия еды халяль, халяль-туризма, халяль-медицины.

Муфтий Татарстана о выставке Russia Halal Expo: «Халяль – это образ жизни».

Сегодня вряд ли кого удивишь тем, что в магазинах и супермаркетах присутствуют халяльные мясо и колбасы, молоко, молочные продукты, сыры, кондитерские изделия, даже виноградный сок… Ассортимент продуктов, производимых в Татарстане и способных конкурировать на мировом рынке халяльных продуктов питания, расширяется стремительно. Не так стремительно, но столь же последовательно растёт и количество товаров и услуг халяль в медицинской, туристической, банковской, финансовой сферах.

– У нас уже 16 организаций в республике оказывают финансовые услуги по шариату по 16 направления, – говорит Талия Минуллина, руководитель Агентства инвестиционного развития РТ. – Число компаний и банков, оказывающих услуги по канонам шариата в рамках действующего законодательства, растёт.

В 2022 году в Казани открылся офис исламского банкинга СберБанка. Это их пилотный проект, который позволяет оценить, что нужно доработать, какие услуги наиболее востребованы. В дальнейшем они будут открывать такие офисы по всей стране. Ак Барс Банк активно работает. Уже сейчас в республике можно получить рассрочку на покупку товара, квартиры, транспортного средства по канонам шариата, а также получить финансирование на приобретение оборудования, инвестирование, инвестировать как деньгами, так и в ценные бумаги, получить банковскую карту, ипотеку, купить дозволенные акции и так далее. Также доступны скрининг акций, консультации по составлению и проверке договора на соответствие канонам шариата и российскому законодательству, шариатский аудит по пенсионным продуктам и другие. И все эти услуги, предоставляемые населению, имеют тенденцию к росту. Спрос рождает предложение, если бы не было спроса на данные услуги, то ничего бы не получилось.

ХАЛЯЛЬ – ЭТО ВОПРОС КАНОНОВ

Всегда ли маркировка «халяль» на товаре гарантирует, что он изготовлен в полном соответствии с нормами ислама? Свидетельством качества и достоверности является соответствующий сертификат. Он, по сути, подтверждает: покупатель выбрал действительно халяльный продукт. Комитет по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана – один из самых авторитетных и принципиальных сертифицирующих органов в названной сфере.

Масштабы работы сертифицирующих органов впечатляют: оборот индустрии халяльной продукции в России составляет около 100 млрд рублей в год. Только в реестре Комитета по стандарту «Халяль» зарегистрировано 196 сертифицированных предприятий, организаций и предпринимателей (данные на конец 2022 г. – Прим. ред.). При этом желание бизнес-структуры получить заветный сертификат совсем не означает, что результат будет положительный. В прошлом году из 200 предприятий, подавших в Комитет заявки на прохождение необходимого контроля, сертифицировано было лишь сорок одно: соответствовать жёстким нормам индустрии ислама непросто.

Однако спрос и потенциал рынка халяль побуждают компании из разных отраслей приводить свои предприятия и технологии в соответствие с особыми требованиями, хотя дополнительные затраты здесь неизбежны. Среди получивших сертификаты в последние месяцы – производители продовольствия, бытовой химии, косметики, предприятия общественного питания, гостиницы и санатории, учреждения, оказывающие туристические и медицинские услуги. А всего с начала своей деятельности Комитет сертифицировал 1190 предприятий по всей России.

Принципы работы Комитета неизменны. В частности, перед тем, как провести контрольный аудит, его специалисты подробно консультируют организации о порядке производства по канонам ислама. Дальше – сама проверка. Здесь оценивается всё: производственные мощности, технологии, пищевые добавки, ингредиенты, поставщики… При исследовании каждого продукта специалисты Комитета изучают соблюдение норм пищевой безопасности и соответствие требованиям санитарно-эпидемиологических правил на производстве. Комитет проверяет наличие не только канонически недозволенных компонентов, но и деклараций о соответствии на продукт. Производственная цепочка должна быть способна поддерживать целостность халяльного статуса продукта от точки входа до отправки потребителю.

Получение предприятием заветного свидетельства также не означает, что в дальнейшем контролировать качество продукта, его халяльный статус будут только сам производитель и его совесть. Представители Комитета регулярно проводят аудит сертифицированных организаций, что позволяет оперативно выявлять и устранять нарушения, которые, допустим, могут иметь место в силу человеческого фактора. В настоящее время в Комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ регулярно работают пять шариатских специалистов, а также 15 контролёров на производствах. Главная составляющая их работы – беспристрастность в вопросах изучения дозволенности продукции, убеждены в Комитете. Всё‑таки халяль – это вопрос канонов.

ТАТАРСТАН СТАНЕТ ХАЛЯЛЬ-ХАБОМ?

Мировой рынок халяльной продукции стремительно растёт, через два года, обещают эксперты, она будет составлять не менее 20 процентов всех произведённых товаров. Если учесть, что мусульманское население, по прогнозам, к 2050-му составит уже 30 процентов все живущих на планете, в дальнейшем этот рынок будет развиваться ещё стремительнее. Не воспользоваться открывающимися возможностями российский бизнес просто не имеет права, хотя одного желания и качества предлагаемого товара ещё недостаточно.

Одно из ключевых и обязательных условий для выхода отечественной продукции на зарубежные рынки халяльной продукции – сертификация. Причём мало иметь сертификат, важно, чтобы он признавался международными сертифицирующими органами конкретных стран.

– Если стоит задача экспортировать в исламские страны, то без сертификата Международного центра стандартизации и сертификации (МЦИС) «Халяль» при Совете муфтиев России не обойтись, – считает директор МЦИС Айдар Газизов. Эта структура, по его словам, оказывает услуги крупнейшим федеральным производителям, помогая им экспортировать продукцию в исламские страны. А если у татарстанского предприятия нет экспортных мощностей, то МЦИС обычно рекомендует обратиться в свой комитет – это и ближе, и контролировать будет проще.

На деле экспортный потенциал Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ вряд ли ниже, чем у столичных коллег. Не так давно известный российский бренд макаронных и мучных изделий начал продажи своей продукции в Саудовской Аравии – выходу на рынок Ближнего Востока помогла сертификация татарстанского Комитета. Предприятие стало 13-м экспортёром с сертификатом от Комитета «Халяль» ДУМ РТ, что является лучшим доказательством его признания на международной арене.

Впрочем, если некоторая конкуренция между сертифицирующими органами и существует, то ведётся она исключительно дипломатично: никаких маркетинговых войн и переманиваний клиентов. Об этом свидетельствует и подписанный сторонами меморандум о взаимопонимании «с целью сосредоточения двусторонних усилий на создании условий, способствующих развитию конструктивных долгосрочных партнёрских связей, и с намерением развивать отечественную халяль-индустрию».

Главной же проблемой в сфере торговли халяль-продукцией являются национальные разногласия в признании тех или иных стандартов, признал генеральный секретарь Института стандартизации и метрологии исламских стран (SMIIC) Ихсан Овют ещё на KazanSummit-2021.

– Я считаю, что мы должны быть вместе. И, Бог даст, следующим шагом в работе SMIIC будет новый документ, – пообещал Ихсан Овют. – Это будет определённая пирамида из аккредитаций и сертификаций, взаимного признания. Мы не должны ограничиваться личными интересами, у нас должны быть общие интересы.

Мухаммед Джинна, председатель организации UNWHD, передаёт ключ от Всемирного дня халяль Рустаму Минниханову.

Пока строится заветная пирамида взаимного признания, российские проводники халяль-индустрии времени даром не теряют. Комитет по стандартам «Халяль» регулярно проводит деловые встречи с международными сертифицирующими органами о взаимном признании сертификатов. Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров на полях Петербургского международного экономического форума подписал соглашение с руководителем Федеральной службы по аккредитации Назарием Скрыпником о сотрудничестве: регион поможет урегулировать индустрию «Халяль», обмениваться информацией и экспертным мнением. Прорабатывается и идея председателя Всемирного дня халяль Мухаммед Джинна сделать Татарстан халяль-хабом между мусульманскими и немусульманскими странами. 

* Halal Lifestyle – образ жизни халяль (перевод с английского)/

Ахмед Шакиров

Фото: tatar-inform.ru, islamicbanks.ru 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: