КАК НАПЕЧЬ ХЛЕБА НА МИЛЛИОН
Фарит Загидуллин не типичный миллионер. Всё своё состояние он заработал в буквальном смысле своими руками. Он выпекает бездрожжевой экологичный хлеб и с такой любовью рассказывает про своё дело, что заслушаться можно. А ещё он не считает доход и расход, сколько хлеба выпекает в день, и не говорит, сколько ему лет. И вот почему.
12 сентября 2023
Многие посетители Агропромпарка Казани удивляются, оказавшись около этого прилавка. Уже шесть лет там работает лавка самообслуживания: бери хлеб, оставляй деньги – и ступай себе с Богом!
– А мне надеяться не на кого было, я не успевал, – признаётся Фарит Загидуллин. – Либо за прилавком стоять, либо хлеб печь.
И я решил рискнуть: оставить хлеб и написать цену. Люди кидали деньги в специальный кошелёк после того, как забирали хлеб, а утром я считал выручку – и она была правильной.
Получилось, и покупатели довольны – им оказали доверие, и пекарь сэкономил время.
АРОМАТ ДЕТСТВА
Фарит Загидуллин применяет в изготовлении хлеба уникальную собственную закваску с самыми обычными ингредиентами: вода, мука и соль. Ещё несколько лет назад его хлеб ручной работы стоил в четыре раза дороже привычной буханки хлеба в магазине. Но с того времени он свои цены не повышал, и ценовой разброс уменьшился за счет инфляции в два раза.
– Я помню тот хлеб, который бабушка в детстве пекла, – вспоминает предприниматель. – Помню её синий фартук, запылённый мукой, и необыкновенный аромат хлеба... Именно на воспроизводство вот этого вкуса и аромата я потратил не один месяц, чтобы приблизиться к тому самому, из детства.
НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ, – ЗАЙМИСЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ
Однако Фарит сам не знает, как так получилось, что он стал хлебопёком. После армии в 1976 году пошёл учиться на художника-оформителя. Работал в художественных мастерских при райкомах партии. Но когда Союз развалился, его рисованная агитация оказалась невостребованной.
Переквалифицировался в резчики по дереву. Стал изготавливать монументальные произведения для домов, у хозяев которых был богатый неустоявшийся вкус. Но и эта мода ушла…
– Когда я не знаю, что делать дальше, занимаюсь благотворительностью. После чего приходят идеи, – говорит хлебопёк. – Тогда мы делали большой проект на миллион рублей для одного детского дома. Спонсор оплатил все расходы, я на тот момент был гол как сокол. Но я понимал, что у меня есть руки и я могу работать ими от заката до рассвета. И пришла идея: не заняться ли хлебом…
ЗА ДВОЙНУЮ ЗАРПЛАТУ РОЖДАЮТСЯ ДИНАСТИИ
Вначале Фарит пёк и раздавал хлеб в своём родном селе Мемдель Высокогорского района. Но в 2013 году поддался на уговоры главы региона Рустама Минниханова попробовать свои силы в Агропромпарке. Дескать, площадка создаётся для тех, кто выращивает и производит что‐то своими руками. С этого всё и пошло.
На десять лет вперёд жизнь Загидуллина оказалась расписана. В час ночи он вставал, смотрел, поднялось ли тесто, потом включал свою печь, утром грузил хлеб и вёз его в Казань, продавал, а вечером – снова домой.
По пути заезжал за родниковой водой, на которой пёкся хлеб. Молол муку, ставил тесто... И так изо дня в день.
Так и был заработан первый миллион...
Фарит уже знает, сколько людей придёт за его продукцией. Поэтому он и не считает, сколько буханок нужно изготовить сегодня, сколько он на это потратит и заработает.
Но однажды Фарит заболел. Целых два дня не было хлеба на рынке. И сразу посыпались звонки: где хлеб? И тогда Загидуллин впервые задумался о преемнике.
– Сын с головой ушёл в ремонт машин, получал неплохие деньги, – говорит предприниматель. – И я пошёл на хитрость. Предложил ему зарплату в два раза выше, чем в автосервисе. Кто от такого откажется? При осознании, что ты ещё и отцу помогаешь.
СТАНЬ ХЛЕБОМ!
Стали работать вместе, но прошёл год, прежде чем сын его стал... хлебом. То есть полностью вошёл в процесс производства. Теперь, по словам отца, сын никогда не бросит это семейное дело. И внук уже приучается к семейному бизнесу.
– Я уже теперь как руководящая роль партии и как тыл. У меня больше опыта, и в материальном плане ни от чего не зависим. Парни не боятся ничего, поэтому и работают исправно.
ХЛЕБ НЕ ТЕРПИТ ГОРДЫНИ
– Человек становится хлебом, когда он соединяется с ним воедино, – раскрывает Загидуллин свою философию. – Почему у многих не получается в этом бизнесе? Потому что они стоят НАД хлебом. Они ‐ его повелители. Нужна корочка – посыпали один порошок. Нужен пышный верх – другой порошок. И подняться он может в определённое время. И выходят из печки одинаковые батоны, пусть даже и с разным вкусом.
А я не над хлебом, а ПОД ним. Я – раб своего продукта. Если ты любишь свою работу и работаешь на результат, ты раб. Хлеб меня понимает. Потому что он чувствует уважение. Это даже от рук зависит. Было у меня скверное настроение в начале пути, думал, не получится дело. Так тогда и хлеб не поднимался...
Сегодня у Загидуллина семь сортов хлеба, хотя с разными сортами сырья можно экспериментировать бесконечно. Но для чего?
– Для того, чтобы увеличить производство, нужны кредиты, большие помещения в аренду, ну и при масштабировании теряется качество, – уверен хлебных дел мастер. – Я же изготовляю столько продукции, на сколько хватает физических сил моей семьи. Это очень непростой труд. Для того, чтобы печь больше, нужно клонировать Загидуллиных, а это, вы понимаете, невозможно, – то ли в шутку, то ли всерьёз говорит Фарит.
ФОРМУЛА МИЛЛИОНЕРА ФАРИТА ЗАГИДУЛЛИНА:
– Я – РАБ СВООЕГО ПРОДУКТА. ЕСЛИ ТЫ ЛЮБИШЬ СВОЮ РАБОТУ – ТЫ РАБ. ХЛЕБ МЕНЯ ПОНИМАЕТ. ПОТОМУ ЧТО ОН ЧУВСТВУЕТ УВАЖЕНИЕ.
ПОЧЕМУ ХЛЕБ ТАКОЙ ДОРОГОЙ?
Некоторые покупатели жалуются на стоимость хлеба, предприниматель считает, что это происходит от необразованности. Люди просто не понимают заложенный в продукт труд. Хороший товар должен стоить дорого. Он проводил эксперимент в своей лавке. Та продукция, которая пролежала на прилавке больше суток, уценивалась в 2‐3 раза, хотя хлеб остаётся свежим как минимум три дня. Тут же появились бабушки, которые пожелали купить товар ручной работы для... кур.
– Ну а потом, если я сделаю хлеб дешевле, его просто не хватит на всех желающих...
НЕ НУЖНО СОЖАЛЕТЬ НИ О ЧёМ
Загидуллин по‐прежнему занимается благотворительностью. К примеру, он взял под свою опеку детей войны, которые родились в 1941 году.
– Эти люди гладили меня по голове, когда я был совсем юн. Это моя благодарность, – говорит предприниматель.
И да, Фарит Загидуллин не хочет признаваться, сколько ему лет.
– Я подхожу к своим сверстникам, а они жалуются. Мол, постарели, какая была молодость и что сейчас, песни ещё эти дурацкие слушают... Не нужно сожалеть ни о чём, живи сегодняшним днём! Ты принёс пользу? ‐ Радость. Проснулся ‐ ничего не болит – опять радость! Так и живи!
Добавить комментарий