Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Как помочь подростку выйти из зоны риска

Как помочь подростку выйти из зоны риска

Герои последней парты

19 октября 2018

Согласно российской статистике, почти каждый пятый наркопотреби­тель впервые пробует зелье до 16 лет. Около 40% имеющих опыт потре­бления наркотиков впервые попробовали их в 16-18 лет. В столице Татарстана существует несколько проектов, цель которых – помочь подростку выйти из этой зоны риска.
Этот класс почти не отли­чается от обычного клас­са, разве что нет парт. И темы занятий несколь­ко отличаются от тех, которые изучают старшеклассники.
– Представь, что твой знако­мый просит тебя взять на хра­нение какие-то вещи. Говорит, что мать постоянно убирается и может выкинуть, а они важны для него. Ты согласишься? – об­ращается преподаватель к од­ному из слушателей.
– Нет конечно. Ко мне же при­дут потом, и я реальный срок получу, – отвечает подросток. С темой, касающейся профилак­тики наркопреступлений, груп­па знакома хорошо. Многие из этих ребят отбывают условное наказание по статье 228 Уголов­ного кодекса РФ – «Незаконные приобретение, хранение… нар­котических средств...».
СОПРОТИВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЗНАНИЕ
Такие тренинговые и информа­ционно-просветительские заня­тия в отделении психолого-пе­дагогической помощи «Ювен­та» казанского Комплексного центра социального обслужи­вания детей и молодежи «Дове­рие» условно осужденные в воз­расте от 14 до 18 лет посещают ежемесячно, бесплатно в тече­ние года. За восемь лет работы по социализации условно осу­жденных несовершеннолетних города Казани помощь юристов и психологов получили более 400 подростков.
– К нашим подопечным мы обращаемся не как к преступ­никам, а как к детям, у которых есть определенные проблемы. Инструмент разрешения этих проблем – наши программы личностного и правового раз­вития, – говорит руководитель «Ювенты» Марина Яценко.
Личностное развитие, профориентационный блок, блок гражданско-патриотического воспитания, блок профилак­тики наркомании и курения – это и многое другое входит в го­дичный курс. Упор делается на интерактив, максимальное вов­лечение ребят в изучение темы и прикладную составляющую. Так выстраиваются и занятия на базе службы, и экскурсионные выезды. В музее РЖД ребятам рассказывают о том, насколько востребованы профессионалы в этой сфере железнодорожно­го транспорта. В казанском Ни­кольском соборе с ними говорят о выдающихся зодчих, инжене­рах и строителях и о том, как та­ких высот мастерства можно до­биться. На занятии, посвящен­ном Дню Победы, вспоминают героев нашего времени. Таких, как военный летчик Роман Фи­липов, геройски погибший в феврале в Сирии. Рассуждают о том, как обычные люди могут проявить гражданскую пози­цию, например, пойти в армию. Ведь сами ребята тоже могут пойти служить – при условии, что судимость будет погаше­на. Но чтобы они были к этому готовы, нужно сформировать у них позитивное отношение к армии. В «Ювенте» этим также занимаются.
– В течение года, посещая за­нятия, подростки ведут анкеты, отвечая на одни и те же вопро­сы. По этим ответам можно уви­деть, как постепенно меняется их отношение к различным де­структивным явлениям. Если в начале года ребенок пишет, что лояльно относится к алкоголю, курению и употреблению нар­котиков, то в конце года он со­общает о своем стойком непри­ятии всего этого, – рассказыва­ет Марина Яценко.
1-2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Но, к сожалению, далеко не все молодые люди, которым пред­писано сопровождение «Ювен­ты», посещают занятия. Часто причина – в семье.
– Баран, ты смотри, другие же ходят, а ты почему отказы­ваешься? – бушует отчим мо­лодого человека. Они пришли в «Ювенту» вдвоем, накануне суда по очередному правонару­шению подростка, попросить о юридическом сопровождении. Если суд признает вину парня, колония ему гарантирована. Мать в этой семье лишена роди­тельских прав. Отчим клянет­ся, что если пасынку дадут хо­рошую характеристику, то про­пусков занятий не будет.
Сотрудники «Ювенты» дела­ют все возможное, суд признает мальчика невиновным. В день занятий отчим привозит его, но заходит к педагогам один.
– Можно мой сегодня не пой­дет? Он на подработку собира­ется…
– На какую подработку? Вы знаете, что это за организация?
Отчим пожимает плечами. Судя по всему, ему не очень ин­тересно, куда парень собирает­ся на самом деле. Оба уезжают. До следующего суда.
– На самом деле процент ре­цидивов, то есть повторных совершений преступлений во время сопровождения, у наших ребят очень низкий: всего два процента против шестидесяти в среднем по Российской Фе­дерации. Но отсутствие энту­зиазма со стороны родителей в своеобразном процессе ре­абилитации, который мы ве­дем, встречается очень часто. Мы бесконечно предлагаем ус­луги психологов семьям наших подопечных, но мало кто в ито­ге приходит на занятия, – гово­рит Марина Яценко.
Среди условно осужденных подростков не только и не столь­ко дети из неблагополучных се­мей. Но это всегда «педагогиче­ски запущенные» дети. Дошколь­никами родители занимаются много и охотно – у семьи есть ресурсы, время и силы. В млад­шей школе ребенок, как прави­ло, послушный и активный. Но если эта его активность не на­правляется в конструктивное русло, то в средней школе она выплеснется во внешнюю сре­ду. И родители не сразу поймут, что что-то произошло. Снача­ла их вызовут в школу, потом к ним придут из подразделения по делам несовершеннолетних. К этому моменту у ребенка уже сформирован определенный поведенческий шаблон и круг интересов.
– Школа, к сожалению, утра­тила ту воспитательную функ­цию, на которую многие роди­тели рассчитывают. Так что личностное развитие ребенка – целиком задача семьи. Если у него развиты привычки к тру­ду, к спорту, к получению но­вых знаний, риск свернуть ку­да-то не туда в подростковом возрасте значительно снижает­ся, хоть и не исчезает совсем. А вот дети, которые с самого на­чала были предоставлены сами себе, сегодня, к сожалению, ри­скуют очень сильно. Родители считают, что если удовлетворя­ются все просьбы ребенка, то он ни в чем не нуждается. А он ну­ждается – в общении, в поощ­рении, в признании. И если в семье ему этого дать не могут, он ищет это в другой среде. Нам известны случаи, когда ребята попадались, например, на кра­же из супермаркета. Не потому, что им нечего было есть, а из-за спора на «слабо» – вынести что-то так, чтобы никто не за­метил. Невероятная глупость, а последствия серьезные, – го­ворит руководитель «Ювенты».
Но специалисты службы убеждены: для их подопечных ничего не потеряно.
– Родители условно осужден­ных часто говорят: всё, жизнь пошла под откос, все перспек­тивы закрыты, мы вырастили преступника, ничего поделать нельзя. Но это не так! – убежде­на Марина Яценко. – Наши ре­бята поступают в вузы, побе­ждают во всероссийских викто­ринах, отправляются служить в армию. Мы говорим: все го­ризонты открыты. Главное – стремление.
УЛИЦА «ПЕРЕЕХАЛА» В КВАРТИРУ
На поляне лагеря кружком си­дят дети и взрослые. По зада­нию тренера девочка лет семи пересказывает индийскую сказ­ку своей взрослой напарнице по игре, маме других двоих детей:
– ...И стал Перечное Зернышко управлять королевством. Стару­ха мать, которая его когда-то из дома выгнала, тоже о нем услы­хала. Ее старшие сыновья всё, что она им дала, проиграли в кости, а сами ушли куда глаза глядят и пропали. Она осталась одна и пожалела, что с младшим сыном неласкова была, но уже поздно…
Некоторые родители хмурят­ся, стараясь скрыть накатив­шие эмоции. Девочка бежит к своей маме и обнимает ее. Так с тренинга «Литературный пе­ресказ» начинается очередной день в бесплатном летнем лаге­ре родительского клуба. Органи­зован он для семей, оказавших­ся в трудной жизненной ситуа­ции. Организатор – казанский Дневной центр пребывания для детей группы риска «Камчатка».
– Летний лагерь, в этом году он был уже четвертым, – своеобразный эпилог нашей годовой работы с кризисной семьей. Как правило, они находят нас сами и приходят с разными пробле­мами. Часто – из-за девиантно­го поведения детей-подростков. Часто это многодетные, малообеспеченные семьи, где мамы просто не успевают уделить всем детям нужное внимание, – го­ворит директор центра Анаста­сия Орловцева.
Прототип сегодняшней «Кам­чатки» (клуб назван в том числе в честь последней парты – «кам­чатки». – Прим. ред.) появился в начале 2000-х годов – группа педагогов и психологов зани­малась выявлением и работой с детьми, живущими на ули­це. Сегодня беспризорных де­тей практически не осталось, а компании подростков собира­ются обычно у кого-то в квар­тире. По этой причине сотруд­ники центра, которых, к слову, всего семь человек, не могут работать с ними так активно, как раньше. Несколько лет на­зад было принято решение пе­реключиться на профилактику, в том числе работать с кризис­ными семьями.
Деятельность центра финан­сируется из бюджета города Ка­зани. Кроме того, проекты «Камчатки» реализуются на грант от Минэкономики, средства благо­творительного фонда «Катрен» и средства, полученные центром по долгосрочной программе профилактики наркотизации населения в Республике Татар­стан. Но на многое из задуман­ного средств пока не хватает. Например, на то, чтобы летний лагерь работал все три месяца, а не девять дней, и на собствен­ной площадке, а не на арендо­ванной базе.
Сегодня два клуба «Камчатки» – в Ново-Савиновском и Авиастро­ительном районах Казани – че­тыре дня в неделю открыты для семей и детей, нуждающихся в помощи. Встречи с психолога­ми, совместные выезды на экс­курсии, тренинги – все это ор­ганизуют специалисты центра. Совместное участие и детей, и ро­дителей обязательно. Только так можно восстановить нарушенные семейные связи и отношения.
1-1
ПОКАЖИ МНЕ ВЫХОД
Группа старшеклассников вы­ходит за дверь кабинета. Пси­холог прячет пенал на одну из полок стеллажа с книгами. Ре­бята возвращаются в класс и на­чинают искать пенал. Обнару­жившие предмет, не подавая вида, садятся на место. Вскоре рассаживаются почти все.
– Давайте обсудим, что мы сейчас делали, – говорит пси­холог. И предлагает высказать­ся тем, кто нашел пенал послед­ним или вовсе его не нашел.
– Мне было неприятно, как будто я отсталая, – говорит одна из девочек. Все смеются.
– Но ведь ты ничего не поте­ряла от того, что не нашла его?
– Наверное нет…
– Ребята, примерно то же мы чувствуем, когда общаемся вну­три компании, в которой все уже попробовали, например, курить. Все попробовали, а ты нет. В этот момент можно ис­пытывать очень большое давле­ние – и со стороны компании, и от внутреннего ощущения того, что ты отстал, что ты не такой, как все, – говорит психолог. – Так вот, прежде, чем сделать что-то в таких условиях, заду­майтесь, насколько это отвеча­ет вашим желаниям, нуждам, целям. Потому что под влия­нием других людей или жела­ния быть «как все» можно по­пасть в очень неприятную си­туацию, последствия которой сложно будет исправить.
Этот тренинг – часть годовой программы, которую «Камчатка» организует для старших классов казанских школ. Как правило, специалистов центра приглаша­ют в образовательные учрежде­ния, ученики которых совер­шают много правонарушений. Работа строится на двух про­граммах. Первая – «Всё, что тебя касается» – направлена в том числе на профилактику разно­го рода зависимостей. Вторая – «Взрослые шаги» – на адапта­цию к послешкольной жизни.
– Наша основная задача – показать, что мир огромный и интересный, что возможно­стей очень много, что выход из сложной ситуации есть всег­да. Мы пытаемся научить ре­бят анализировать, куда они тратят свое свободное время, что влияет на их жизнь, как сохранять внутренние грани­цы, не поддаваясь на провока­ции типа АУЕ («Арестантский уклад един» – название и девиз, предположительно, существу­ющего российского неформаль­ного объединения банд несо­вершеннолетних. – Прим. ред.). Объясняем, что такое эмоцио­нальный интеллект, насколько он важен для нормальной жиз­ни в социуме, – говорит Ана­стасия. – Проблема в том, что дети очень сильно устают. Они мало мотивированы на разви­тие себя. Оценки, баллы, успе­ваемость – в школе всё и все вертятся вокруг этого. Но для чего это нужно, если в процес­се не происходит формирова­ние полноценной личности?
Команда «Камчатки» мечта­ет взаимодействовать со шко­лами более содержательно и качественно, мечтает о новых проектах для подростков.
– Для них у нас действуют те­матические студии, киноклуб, творческие мастерские, тан­цы, проходят беседы на темы, которые молодежь волнуют, – говорит Анастасия. – Но сегод­ня эту работу нужно направ­лять в другое русло, туда, где сосредоточены все подрост­ковые интересы – в интернет. Сейчас мы обдумываем, как создать онлайн-площадку, че­рез которую можно было бы об­щаться с детьми и подростка­ми и оказывать им необходи­мую помощь.
 
Научно-практический журнал Антинарк

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: