Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Календарь разумных-добрых-вечных дел Татарстана – 2022

Календарь разумных-добрых-вечных дел Татарстана – 2022

Главное событие сентября 2022 года.

19 января 2023

сентябрь_обложка
В сентябре 2022 года Татарстан встречал Волошинский фестиваль. Андрей Коровин, поэт, прозаик, организатор фестиваля, о том, как собрать татарстанских поэтов вместе. И почему Коктебель хочется сделать похожим на Елабугу.
ТВОРЧЕСКИЙ МОСТ МЕЖДУ КРЫМОМ И ТАТАРСТАНОМ
коровин
– Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь» начинался двадцать лет назад с литературного конкурса в интернете. Прирастая новыми проектами, Волошинский фестиваль объехал разные города Крыма и вот отправился на Большую землю. Два юбилея 2022 года: 130‑летие Марины Цветаевой и 145‑летие Волошина, которые были друзьями, – натолкнули на мысль соединить творческим мостом Елабугу и Коктебель, Крым и Татарстан. Идею поддержали Олеся Балтусова, помощник Президента Татарстана, и Ирада Аюпова, министр культуры республики.
Я часто бывал в Татарстане. И у меня сложилось впечатление, что поэты в республике разобщены. Захотелось собрать их вместе. На фестивале это удалось. Сначала в Елабуге, на вечере «Казанская нота в современной русской поэзии», где выступали звёзды поэзии Татарстана: Алексей Остудин, Глеб Михалёв, Алёна Каримова, Нури Бурнаш, Алексей Кириллов, Олеся Балтусова… (Я совершенно очарован Елабугой. Это уникальный город‑музей под открытым небом. Таким мы мечтаем сделать когда-нибудь и Коктебель).
Второй вечер, «Встреча с казанскими литературными объединениями», состоялся в прекрасной Национальной библиотеке Казани. На нём были представлены ЛИТО «ARS POETICA», «Калитка», «Бутылка Клейна», «Белая ворона». Хочется, чтобы эти встречи с приезжими поэтами стали началом большой творческой дружбы.
Волошинский фестиваль постоянно ищет новые формы подачи поэзии. Поэтический спектакль «Любовь без парашюта» в каждом городе находит горячий отклик. Интересным было сотрудничество с Казанским театральным училищем в рамках проекта «Театр поэзии». Турнир поэтов по правилам Серебряного века… Вечер эротической поэзии…
Думаю, что это только начало большого путешествия Волошинского фестиваля по нашей необъятной России. И старт ему был дан в Татарстане!
 
«Татарстан», 2022 год.


сентябрь_обложка3
В 2020 году, в разгар коронавируса, «Татарстан» вспомнил одного из героев своих очень давних публикаций в «Спутнике партийного активиста». Владимир Маяковский об отмене рукопожатий и мытье рук с мылом.
«ЧИСТОПЛОТНАЯ ПОЭЗИЯ» ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО
«Маяковский бывал в Казани три раза, – вспоминал журнал «Татарстан» в разгар коронавируса свои публикации в «Спутнике партийного активиста» (так в 30‑х годах прошлого века назывался «Татарстан»). – В 1914 году, во время турне футуристов. В 1927 году – в рамках лекционной поездки по городам Союза. И, как гласит запись в книге «Летопись Казанского университета», Маяковский выступал перед студентами 28 февраля 1928 года. Результатами его поездок в Казань стали стихи «Казань», «Три тысячи и три сестры», «По городам Союза».
Судя по дифирамбам, которые пел Маяковский Казани в своих произведениях, город ему понравился. Но особенно впечатлила поэта «татарская чистоплотность». Ведь Маяковский был крайне чистоплотен: всегда носил с собой мыльницу, чтобы в любой момент помыть руки, а в кармане – одеколон. «Володя мыл руки, как врач перед операцией, поливал себя одеколоном!» – вспоминала французская писательница Эльза Триоле.
А несостоявшееся рукопожатие с Шостаковичем вообще стало анекдотом. Молодого Шостаковича привели познакомиться с Маяковским. Тот протягивает ему три пальца и говорит:
– Маяковский.
Не смутившись, Дмитрий Дмитриевич протягивает в ответ один палец:
– Шостакович.
Поэтому уже в 1919 году поэт стал заниматься санитарно-просветительской деятельностью – выпускал агитплакаты с собственными стихами, которыми очень гордился. Он считал, что его «чистоплотная поэзия» приносит людям реальную пользу. А ещё всегда и везде подмечал «чистоплотное поведение». Подметив его в Казани, он стал добавлять в свою «копилку» новые рифмы борьбы за чистоту.
И когда в 1929 году Государственное издательство медицинской литературы обратилось к Маяковскому с просьбой помочь в создании рекламных плакатов, он тут же выдал на‑гора 35 текстов, 12 из которых, оформленных художником Лебедевым, вышли отдельной серией – «Личная гигиена».
Редакция нынешнего «Татарстана» считает, что эти агитационные советы начала прошлого века очень актуальны в сегодняшней борьбе с коронавирусом. Читайте, следуйте и будьте здоровы! И да! Забудьте на время про рукопожатия, здороваться можно и… кулаками. Ну, или одним пальцем, как Шостакович.
«Татарстан», 2020 год.
Фото предоставлено Андреем Коровиным

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: