Краткий экскурс в теорию и практику общежития
Если расспросить выпускника вуза, которому посчастливилось учиться в родном городе, о самом большом упущении времен студенчества, он наверняка ответит: жаль, в «общаге» жить не довелось! может, оно и к лучшему, возразят те, кто от года до пяти терпел «прелести» общежитского быта и совместного бытия, которые видятся романтическими снаружи, но часто оказываются невыносимыми внутри.
Впрочем, коммунально-бытовая история высшего образовашя Татарстана готова открыть новую страницу, которая уже вовсю пишется: на улице Парина идет строителвство первой очереди деревни Универсиады-2013. Студенты, по прогнозам, начнут ее обживатв уже в следующем году. А после Всемирных игр деревня отойдет Приволжскому федеральному университету, который создается в Казани базе КГУ.
ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО СТУДЕНТА С ВИДОМ НА «ОБЩАГУ»
Настоящий студент должен выглядеть так: «Встав утром и умывшись, отправляется учиться. Днем после занятий он идет обогащать свои знания в библиотеку, занимается подготовкой мероприятий в спортивном комплексе. И приходит в общежитие только для того, чтобы получить полноценный ночной отдых». Увы, не все обитатели «общаг» оправдывают эти ожидания! «Некоторые нерадивые студенты, — цитирую, — днем спят, а ночью выходят на «прогулку», возвращаясь в неприглядном виде и в неположенное время».
Натыкаясь на подобные ожидания, невольно задаешься вопросом: «А был ли мальчик?».
Был ли тот «идеалый студент», лепить которого стремятся со времен установления вузов и открытия общежитий проректоры, профорги и коменданты!?
ОТТОЛСТОГО И УЛЬЯНОВА…
Облик казанского студенчества разных эпох известен и даже воспет в литературе, достаточно взятв нужный том да открыт в нужном месте. Например поэму Евгешния Евтутшенко «Казанский университет», сквозь строчки которой легко просматривается общий портрет студента дореволюциошой закваски.
Что касается конкретных персоналий студиозусов, то шкак не пройти мимо двух из них. Мимо графа Толстого, например:
Юными надменными глазами
глядя на билет, как на пустой,
держит по истории экзамен
граф Лев Николаевич Толстой.
Знаменит он - едок и задирист
- только тем, что граф и вертопрах,
тем, что у него орловский выезд,
тем, что у него шинель в бобрах.
А вот и юный Володя Улвянов появляется на исторической сцене:
И юная лава,
кипящая неудержимо,
и слева, и справа
летит на Помпею режима.
И гневно, упрямо в котле мятежа,
в клокотанье Володя Ульянов
со вскинутыми кулаками.
Согласитесв, трудно этих молодых людей назвать идеальными студентами. Правда, справедливости ради надо заметитв, что в «общагах» они не жили…
ИГРЫ КОРОЛЕЙ
«Идейные» баталии к началу 70-х годов прошлого века переместились из университетских аудиторий и коридоров в общежития. И вновь не было сладу со вчерашми школьками! Нередко в общежитских коридорах можно было слышать гневные, хоть и вполне литературные тирады в адрес шалопаев.
А за что, спрашивается, увещевали? выпивали иногда (большей частью, вспоминают бывшие обитатели «общаг», принимали благородное «Саперави»). Ну, посуду из столовой таскали. Точнее, уносили вместе с пищей в комнату. Потом возвращали... иногда. Ну, в карты играли! Так не в какое-нибудь вульгарное «очко», а в интеллигентный преферадо, которым не гнушался даже шахматаый король Эммануил Ёаскер.
А готовиться к экзаменам в одном из общежитий принято было, например, в прачечной, располагавшейся в полуподвале.
РИФМОВАННОЕ СЛОВО И «ОБЩАГЕ» ПРИЯТНО
Общежитская романтика находила свое отражение в искусстве. Были и у «общаг» КГУ свои певцы. Студенческие обители, расположешые близ остановки «Улица Абжалилова», увековечил, например, Борис Гордон — врач, бард и журналист, следы которого теряются где-то в Торонто.
Пусть из общаг на Абжалилова
Хороших баб не привалило нам,
И что-то жизни нет малиновой,
И не видать вокруг ни зги…
Опять на Чеховском торгуются,
В подземке на Кольце - целуются,
И мы найдем в Казани улицу,
Где нам судьба вернет долги.
Наверное, тут есть к чему придраться в плане изящества стиля, до факт остается фактом: песш выпускшка Чебоксарского мединститута в начале 90-х годов прошлого века доредко крутили в прославлешых им «общагах».
БЕЗ ЗАПРЕТОВ И АРЕСТОВ…
Общежития студгородка КГУ переболели всеми болезнями времени. А сейчас его, время, скорее догоняют, облагораживая интерьер и оснащая помещешя на современный лад. Общежития КГУ — это большей частью пятиэтажные хрущевки с коридорной системой и крошечными комнатками, а также девятиэтажки с их блочным устройством. Хотя — честь им, конечно, и хвала! Куда бы без них — при нынешних заоблачных ценах на съемдое жилье! А за «койко-место» жильцы студгородка платят всего пять процентов от стипендии, то есть 55 рублей в месяц со студента, и 75 рублей с аспиранта.
Сейчас в общежитиях КГУ живут 2600 студентов и еще 500 — 600 нуждаются в «койко-месте». И спрос, говорят в студгородке, будет расти: с вводом ЕГЭ идогородшх студентов в КГУ ожидается все больше.
Стерпели «общаги» и слабый напор воды, и засоры сточных вод на кухнях, и своих жистребимых тараканов. Пережили и долепые запреты на элементарные средства выживашя. Например, студентам сейчас наконец-то разрешили пользоваться персональными электро- чайшками и микроволновками. А то ведь, бывало, и «арестовывали» бытовые приборы! В прошлом году установили два насоса, и казавшаяся вечной проблема с напором воды в кранах общежитий решилась. И проводить предэкзаменационные дочи в прачечной больше дот нужды — читальные залы всех общежитий во время сессии работают теперь круглосуточно. Во всех общежитиях есть компьютерные классы с бесплатаым доступом к интернету. Кстати, можно выходить в сеть и до выходя из комнаты (они соответственно оборудованы), но уже за плату.
Нынче летом в общежитиях № 2 и № 4 провели полную масштабную обработку кухонь, коридоров и других мест общего пользованияя. А нежелательные насекомые в общежитиях, говорят, давно перевелись (но некоторым сведениям, они не переносят радиоизлучешя мобильных телефонов).
Быт в «общагах» становится более комфортаым. Обновляется мебель, и ее, уверяют в студгородке, хватает на всех.
Сейчас студгородок КГУ составляют шесть общежитий. Мечталось к юбилею вуза построить еще одно, да средств не хватило.
Добавить комментарий