
Крылья Главного пассажира
Как делали ВИП-самолеты для генсеков и президентов.
17 марта 2017
На Казанском авиационном заводе собирали Борт №1 для генерального секретаря ЦК КПСС, а также самолёты для лидеров ГДР, Кубы, КНДР, Анголы и других дружественных СССР стран. Некоторые из «президентских» Ил‑62М до сих пор перевозят первых лиц государств, хотя и были построены три-четыре десятилетия назад. В феврале 2015 года в интернете появились снимки: товарищ Ким Чен Ын совершает облёт северокорейской столицы. Самолёт на фото – наш, казанский «ильюшин», ещё советской сборки…

Сегодня это уже никакая не тайна. Но мы до сих пор не знаем само- го интересного. Что там, в салонах ВИП-самолётов, за отделку которых столярам-краснодеревщикам готовы были платить в три раза больше, чем квалифицированным инженерам? И как вкусы Главного пассажира учитывались при оформлении его летающих апартаментов?
ДОМИНО В ВИП-ИНТЕРЬЕРЕ
Однажды Леонид Ильич Брежнев, проснувшись среди ночи в спальне своего «президентского» Ил‑62, не смог найти у изголовья кровати привычную кнопку вызова бортпроводника. Кнопка, конечно, никуда не делась, просто генсек, будучи уже в годах, искал её совсем не с той стороны… Но возраст Главного пассажира – не повод для оправданий. Сразу после «ЧП» в столицу были спешно вызваны специалисты – для устранения «конструктивных недостатков». В итоге возле кровати генсека появились сразу три кнопки вызова: две – у изголовья, одна – в ногах. И не захочешь – найдёшь. Этот самолёт, с тремя «фирменными» брежневскими кнопками, затем перешёл по наследству к его преемнику, потом к следующему генеральному секретарю…
А первый Борт №1 для дорогого Леонида Ильича в Казани сделали ещё в конце шестидесятых. Генсеку, рассказывают, салон сразу понравился. В брежневском Ил‑62 было всё для того, чтобы Сам, находясь в воздухе, продолжал вершить государственные дела. Просторный конференц-зал для заседаний. От- дельный салон для сопровождающих. За дверью, в которую без приглашения Главного пассажира никто не имел права войти, – рабочий кабинет, спальня и персональный туалет. В хвосте – узел связи, откуда можно позвонить в любую точку мира. Всё просто и почти без претензий на роскошь. «Почти» – потому что сделанная специально для салона мебель была покрыта шпоном красного дерева, а полы – натуральными коврами. Стену рабочего кабинета украшал инкрустированный красным деревом герб СССР. Ещё имелись часы с поясным временем и сверхчувствительный отечественный приемник с КВ-диапазонами – мечта любителей по- слушать «вражьи голоса»...
Мебель в салоне, оформление интерьера – всё это делали казанские специалисты. Они же время от времени вносили изменения в обстановку, с учётом пожеланий Главного пассажира. Леонид Ильич, например, как‑то попросил оборудовать в салоне ванную комнату – ему, не отличавшемуся худобой, бодрящие водные процедуры после длительных перелётов, конечно, не помешали бы. Но конструкторы только руками развели: втиснуть в лайнер ванну и при этом соблюсти жёсткие требования авиационной безопасности оказалось не под силу. Генсек, правда, не обиделся: нет так нет, обойдёмся и без купаний.
В ту пору в президентском Ил‑62 условия вообще были спартанские. Леонид Ильич, которого бог статью не обидел, в полёте отдыхал на откидной коечке сантиметров 90 шириной и не жаловался – всё‑таки войну прошёл, на фронте даже о таком «комфорте» можно было только мечтать. Поворотные кресла в салоне – удобные, но обтянутые обычной тканью. Рюмки в серванте – простое стекло, даже без намёка на позолоту. Зато столы всегда сверкали идеальной полировкой. Даже круглый, что в рабочем кабинете: за ним Леонид Ильич любил играть в домино с соратниками. Из‑за царапин от костяшек полировку, говорят, приходилось обновлять чуть ли не после каждого серьёзного перелёта.
Этот круглый стол, к слову, как‑то успел попортить крови и тем, кто оформлял интерьеры Борта №1. Когда салон сдавали комиссии, один из приёмщиков что есть силы дёрнул за столешницу – и стол опрокинулся. Выяснилось: рабочий плохо затянул винт, которым конструкция крепилась к полу. Ответственным влепили строгача и лишили премий. А мебель после этого случая стали проверять не только визуально, но и с применением грубой физической силы – бережёного бог бережёт.
САЛОН В СТИЛЕ КОМАНДАНТЕ
Спустя несколько месяцев после того, как «брежневский» Ил‑62М достался по наследству Михаилу Сергеевичу Горбачёву, поступила команда из Москвы: срочно пере- делать одёжный шкаф! Оказалось, претензия не от генсека, а от первой леди. Раиса Максимовна попеняла обслуге: «Шуба всё время мнётся. Вешаешь на плечики – подол подгибается, не хватает длины шкафа...» Шкаф переделали, и наряды первой леди больше не испытывали в полёте никаких неудобств.
Ещё при Горбачёве из салона исчез сервант с гостевыми стопариками (Горбачёв и вдруг рюмки – нонсенс!). В освободившемся пространстве появились телевизор и видеомагнитофон – время и запросы Главного пассажира требовали перемен. Потом, при Борисе Николаевиче, из ВИП-салона попросили на выход герб СССР – теперь это был уже самолёт Президента России. У каждого лидера – свои вкусы и свои запросы. В Казани это знают как нигде. Когда делали само- лёт для Эриха Хонеккера, пришлось перекраивать всю компоновку ВИП-салона. Лидер ГДР пожелал, чтобы его апартаменты располагались не в середине, как у других генсеков и президентов, а впереди. По его требованию увеличили раз- меры рабочего кабинета, но сильно уменьшили спальню.
Фидель Кастро, с его революционным минимализмом, не отступил от своих принципов и заказывая Ил-62. Салон, который ему сделали в Казани, – это много маленьких отсеков и ни одного привилегированного. В самолёте у Главного кубинского пассажира не было ни своего персонального места, ни спальни. В каждом отсеке – только столик, диван и два кресла. Команданте мог устроиться в любом из отсеков и сюда же пригласить гостей или сопровождающих. И никаких излишеств в отделке – всё просто, неброско и практично, как его любимый френч цвета хаки.
ПРИВЕТ ОТ КИМ ИР СЕНА

Намучались казанцы с салоном северокорейского лидера. Запросы у товарища Ким Ир Сена оказались посерьёзнее, чем у однопартийца из соседней великой державы: то цвет интерьеров не тот, то мебель не так расставлена. А больше всего хлопот нашим спецам доставил… гимн КНДР. Техническое задание предполагало: хозяина в его персональном лайнере обязательно дол- жен приветствовать гимн страны. И включаться каждый раз ровно через пять секунд после того, как нога корейского генералиссимуса ступает на ковёр ВИП-салона – ни секундой раньше или позже. При той технике, что имелась у специалистов, добиться желаемого оказалось сложнее, чем инкрустировать ценными по- родами дерева его рабочий кабинет. Сдача готового салона в Домодедово тоже вылилась в целую эпопею. Делегация из корейских генералов и полковников осматривала и общупывала сделанное в течение не- скольких недель.
Но самое интересное было потом. Волею случая Ил‑62 Ким Ир Сена скоро снова оказался в Казани (в партии самолётов нашли незначительный дефект). Тут и выяснилось, что хозяева полностью переделали интерьеры. Стены в салоне корейского генералиссимуса теперь были украшены натуральным шёлком, появились игривые перегородки из фанеры, а на полу возлежал богатый ковёр с длинным, сантиметра четыре, ворсом. Увидев всё это великолепие, наши за головы схватились: материалы, которые используются в авиации, должны соответствовать жёстким требованиям – быть негорючими, нетоксичными, выдерживать перегрузки и т.д. А здесь ради показной роскоши будто специально пренебрегли всеми требованиями безопасности – случись что, шёлк и фанера вспыхнут в мгновение…
Впрочем, роскошь в апартаментах Ким Ир Сена была не только показ- ной. Наши тогда впервые увидели там огромный музыкальный центр (в СССР о них ещё даже не мечтали), мобильный кондиционер, велотренажёр. На экскурсию, посмотреть на чудеса технического прогресса, говорят, несколько раз приезжали ответственные товарищи из обкома КПСС. У входа в салон корейского лидера их встречала шеренга домашних тапочек – пар пятьдесят-шестьдесят. Национальный колорит, знаете ли… Сегодня на том Ил‑62 перемещается уже новый северокорейский лидер – Ким Чен Ын. Роскоши в салоне прибавилось. Судя по снимкам, появившимся в СМИ в феврале 2015 года, теперь там кожаная мебель цвета слоновой кости, панели из красного дерева и массивные хрустальные пепельницы. Российские президенты на Ил‑62М больше не летают. Их заменили со- временные машины Ил‑96М и Ту- 214. На первом Главный пассажир, как правило, отправляется в зарубежные поездки. А внутри страны часто перемещается на Ту-214. Президентский двести четырнадцатый, рассказал недавно стране тележурналист Аркадий Мамонтов, сделали в Ульяновске. Ошибся – президентский Ту‑214 сделан в Татарстане.
НА ЧЁМ ЛЕТАЕТ ПРЕЗИДЕНТ
Что такое Борт №1? Это не просто самолёт, который быстро и абсолютно безопасно должен доставить Главного пассажира из пункта А в пункт Б. Салон президентского лайнера – место, откуда во время поездки Президент управляет страной, где он проводит совещания и где отдыхает. Естественно, и условия для работы и отдыха главы государства должны быть соответствующими, благо современные технологии позволяют их создать. Компьютеры, сверхскоростной интернет, спутниковая связь с любой точкой мира, большой ЖК-телевизор – всё это сегодняшние составляющие Борта №1.

Даже Президенту не положено находиться в пилотской кабине во время взлёта и посадки. Но наш глава государства тем не менее запросто может ощутить себя за штурвалом двести четырнадцатого, когда тот отрывается от земли или садится где-нибудь в Омске или Милане. Дело в том, что картинка с нескольких видеокамер из кабины пилотов передаётся онлайн на телевизионный экран в рабочем кабинете Главного пассажира. Эффект присутствия абсолютный!
Если вас когда-нибудь пригласят на борт президентского Ту-214, вы, конечно, сразу обратите внимание на российский флаг, герб и президентский штандарт на стене рабочего кабинета. Выполненные из ценных пород дерева, инкрустированные металлом, с позолотой, они придают интерьеру необходимую торжественность. В кабинете, где проводятся совещания, – мягкие кресла и диваны (жёлтая свиная кожа), столики, покрытые шпоном ценных пород дерева. Богатый ковёр из натуральной шерсти, изысканные светильники, сенсорные выключатели и много позолоты в отделке – всё это создаёт на борту приятную атмосферу и ненавязчиво подчёркивает особый статус Главного пассажира. Современные стеновые панели в тёплых тонах привносят уют и заодно выполняют утилитарную функцию – поглощают шум. Двигатели почти не слышны: можно запросто общаться вполголоса.

– У Ту‑214 фюзеляж, как и у всех современных лайнеров, немного «гуляет». На взлёте и при посадке ощущается лёгкое поскрипывание. Для обычного самолёта это в по- рядке вещей. А когда мы сдавали литерный борт, нам сказали: «Ребята, давайте подумаем, как избавиться от скрипа», – рассказывает Миннихан Хисамов, авиатехник бытового оборудования КАПО. – Голову ломали не один день, в полёте прислушивались, определяли самые скрипучие места. Решили проблему – никакие посторонние шумы Главного пассажира не побеспокоят.
Качество отделки литерного салона, всех его элементов, кстати, теперь проверяют не на глазок – с помощью лазера. Поэтому казусы вроде того, что когда‑то произошёл с круглым столом в брежневском «ильюшине», сегодня исключены в принципе. У тех, кто сегодня занимается оформлением литерных ВИП-салонов, чёткие правила поведения. В советское время, когда делали «президентский» Ил, поглазеть на него мог прийти чуть ли не любой желающий заводчанин. Сейчас – извините! В салон до- ступ лишь у тех, кто по наряду-заказу выполняет конкретную операцию. И только в конкретное место. Гулять по ВИП-салону никто не позволит. Специальный дежурный обязательно проследит, чтобы ты делал только то, что тебе поручено и только в задан- ном месте. Выполнил операцию – и сразу на выход!
Получается, даже те, кто обустраивал рабочий кабинет, не знают, как выглядит, например, зона отдыха Главного пассажира. Рас- скажем: здесь всё необходимое для полноценного отдыха. Удобная широкая кровать, телевизор, душевая кабина... Качественная сантехника, позолоченные краны и ручки – всё в полном соответствии со статусом пассажира.

– Всё должно идеально функционировать в условиях полёта, поэтому к любому оборудованию особые требования, – поясняет Миннихан Хисамов. – Допустим, самолёт идёт на посадку, а Главный пассажир ре- шил принять душ. Вода в обычном поддоне из‑за крена будет скапливаться в углу – непорядок. У нас после нескольких испытательных полётов конструкцию усовершенствовали – и теперь никаких проблем.
Испытательные полёты, жёсткий контроль, приёмка салона заказчиком – обычные этапы перед началом эксплуатации любого литерного борта. Это, можно сказать, особый ритуал. После того как он завершён, представители заказчика опечатывают салон и улетают в столицу – на другом самолёте. Вскрыть летающие апартаменты Главного пассажира теперь вправе только в Москве – ответственные лица, которые и дают Борту №1 окончательное добро на полёты.
А ещё у всех, кто обычно участвует в создании литерного борта, есть неписаное правило. Ни во время отделки салона, ни в испытательном полёте никто не вправе садиться в кресло Главного пассажира, даже на секунду. Это кресло может занимать только один человек – Президент страны. За десятилетия строительства президентских лайнеров в Казани это правило ни разу не было нарушено.
Фото: www.avia.pro, fb.ru, newsru.com
Добавить комментарий