Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Мечта вертикального взлёта

Мечта вертикального взлёта

Беспилотные такси и роботы, доставляющие пиццу прямо к вашему подъезду… Этим в Иннополисе давно не удивишь – будни. Иное дело конвертопланы – IT-столица становится первым российским городом, над которым беспилотники займутся перевозкой грузов по воздуху.

15 июня 2023

Аппарат, который запросто может взять на себя роль воздушного почтальона в задыхающемся от пробок мегаполисе, можно было увидеть на «Казань Экспо» в дни проведения KazanForum. По форме – что‑то среднее между самолётом и вертолётом. Крылья – как у самолёта. Винты, по два на вертикальных пилонах, – как у вертолёта. Отсюда и название – конвертоплан, и уникальные способности. Взлетает вертикально, летит как самолёт, с приличной скоростью, садится – тоже вертикально, на любую подходящую площадку, самостоятельно выбрав место для посадки.

ТРУДЯГА ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ

Почтальон, способный доставлять по воздуху посылки и бандероли, – одна из возможных профессий конвертоплана, но далеко не единственная. Он может заняться геодезической и топографической съёмкой, инспектировать состояние трудопроводов, качество сельхозугодий, заменяя десятки земных специалистов. Один из свежих его трудовых подвигов: помог оцифровать более 200 млн гектаров – используемая технология позволяет делать 3D-модель местности после того, как аппарат пролетит над ней всего один раз.

Лёгкий, быстрый и манёвренный, сделанный из композитных материалов конвертоплан, если нужно, может лететь на автопилоте, спокойно обходя препятствия, может находиться в воздухе несколько часов, ему не страшны перегрузки во время полётов при сильном ветре и на больших высотах.

Беспилотник, представленный на «Казань Экспо» уже выпускается серийно, чем, видимо, и заинтересовал первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова во время его знакомства со стендом Иннополиса. Данные впечатляют: аппарат весом 29 килограммов способен нести 6‑7 килограммов грузов на расстояние несколько сотен километров, уровень локализации компонентов – выше 70%, а его стоимость – от 2,5 млн рублей...

Оценив информацию о возможностях татарстанского конвертоплана, вице-премьер заключил:

– Я даже не ожидал, что ребята так далеко смогли продвинуться. Мне особенно приятно, что корни этой работы в «Аэронете»* . Это одно из первых направлений национальной технологической инициативы, которая была запущена по поручению Президента несколько лет назад. Она сейчас даёт свои плоды, причём вполне съедобные и даже сочные.

ДЕЛО – ЗА ПРАВИЛАМИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Жаль, просто так в булочную за хлебом конвертоплан пока не отправишь, каким бы замечательным он ни был. И дело не в количестве дронов – разработчик уже сегодня собирает 10 квадропланов в месяц и готов утроить их выпуск – был бы спрос. Но чтобы беспилотник освоил небо над городом и вписался в городскую среду без риска для окружающих, нужны правила воздушного движения – законодательство. Нужна подходящая инфраструктура – дронопорты, где конвертопланы будут взлетать, садиться и проходить сервисное обслуживание. Нужны центр управления полётами и кадры операторов…

Что из всего этого «нужно» есть в наличии? Первый дронопорт в Иннополисе уже действует, средства управления беспилотниками разработаны и совершенствуются, обслуживание отлажено. По словам вице-премьера РТ Романа Шайхутдинова, есть производственные мощности, а также компетенции мирового уровня. Обучать конструкторов, технологов, разработчиков, операторов и программистов для беспилотных авиационных систем также готов Иннополис. А что с законодательством?

Старт воздушному движению беспилотников над городом призван дать так называемый экспериментальный правовой режим. Принятие подобного документа для наземных беспилотников в своё время позволило начать их обкатку на улицах Иннополиса. Теперь очередь за беспилотниками воздушными. Экспериментальный правовой режим по БАС в Татарстане разработали по своей инициативе, документ в начале года был одобрен в Госсовете РТ, сейчас он согласовывается на федеральном уровне, осталось немного подождать. Примут – и конвертопланы в небе над Иннополисом станут такой же частью городского пейзажа, как сегодня беспилотные такси или роботы – доставщики еды.

ХАБ С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Представьте, в небе над Иннополисом с точностью хорошо отлаженного механизма, по строго обозначенным воздушным коридорам, соблюдая правила движения, передвигаются лёгкие беспилотные летательные аппараты. Приземляются в дронопорте, забирают небольшой груз, взлетают, летят дальше, чтобы оставить его в заданной точке… Примерно так, может быть, совсем скоро будет выглядеть система доставки почтовых отправлений в ближайшем будущем. Во всяком случае, директор АНО «Аналитический центр «Аэронет» Сергей Жуков предполагает: «Возможно, Иннополис намерен создать грузовой хаб по доставке посылок. По мере того как будут развиваться технологии и нормативная база, полёты станут более безопасными. Тогда можно будет делать более тяжёлые дроны и в какой‑то степени разгружать дороги».

Разработки специалистов IT-города, как видим, далеко не аттракцион для отдельно взятого продвинутого города, а полноценный испытательный полигон. Иннополис всерьёз намерен позиционировать себя как один из отечественных центров беспилотной авиации, причём как по производству, так и по компетенциям.

Как пояснил вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов журналистам, «речь идёт о создании научно-производственного центра на территории города Иннополиса в границах особой экономической зоны, где ряд компаний, разрабатывающих беспилотные летательные технологии, сегодня арендует площади». При этом Иннополис примет участие в новом национальном проекте по БАС, причём речь не только о разработке, стандартизации и серийном производстве БАС и комплектующих, но и о подготовке кадров. «Коллеги из Иннополиса сами очень активно участвуют в формировании нацпроекта, и мы рассчитываем, что они будут одними из главных участников его реализации», – сообщил Андрей Белоусов, общаясь с прессой в дни форума в Казани.

Насколько важен эксперимент по развитию гражданских беспилотников в масштабах страны? На февральском совещании с производителями беспилотных авиационных систем первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов был предельно конкретен: в текущих реалиях создание отечественных БАС является одним из важнейших направлений для повышения уровня технологического суверенитета страны. Основой же для прорывного развития отрасли и консолидации её ключевых игроков и должен стать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем, разработка которого ведётся по поручению Президента Российской Федерации.

Ахмед Шакиров

Фото: robotic.innopolis.university

* Аэронет – профессиональное сообщество разработчиков и эксплуатантов гражданских беспилотных авиационных и космических систем. Ведёт деятельность по совершенствованию воздушного законодательства в сфере БАС для развития бизнеса и инноваций, организует научно-практические мероприятия, консолидирующие лидеров беспилотной индустрии, отбирает и развивает проекты для финансовой поддержки на основе ГЧП.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: