Место под солнцем. Выбор инвестора
Преференции, которые предлагают потенциальным инвесторам Татарстан, расположенные на его территории особые экономические зоны, территории опережающего экономического развития, индустриальные парки, – хороший шанс для успешного бизнеса. Впрочем, сам по себе шанс, даже идеальный, ещё не гарантирует результат. Умение распорядиться предоставленным шансом на все сто – вот качество, свойственное бизнесу большого полёта. Истории компаний, рискнувших прийти в Татарстан, – тому доказательство
«Роквул-Волга», «Тракья Гласс Рус», «Август-Алабуга», «Хаят Кимья», «Каcтамону Интегрейтед Вуд Индастри»… Одно лишь перечисление предприятий, чей бизнес-успех предопределил синергетический эффект от развития передовых технологий и опыта в условиях, близких к идеальным, потребует немало места и времени. Поэтому из множества примеров мы выбрали три наиболее типичных. Три рассказа о том, чего можно добиться, если найти правильное место для инвестиций.
ПУТЬ В ЕВРОПУ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ЕЛАБУГУ
Завод «Kaстамону» в Елабуге – крупнейшее деревообрабатывающее предприятие Европы, выпускающее ежегодно 1,05 млн м3 плит МДФ. Сегодня это данность, которую никто не оспаривает, притом что путь от рождения до международного признания производство преодолело за несколько лет, тогда как в обычных условиях на это уходят десятилетия. Больше того, в число лидеров российского рынка напольных покрытий завод и вовсе вошёл через два года после своего открытия.
По словам Али Кылыча, генерального директора «Kaстамону» в России, идея инвестировать в создание деревообрабатывающего завода в РФ начала обретать реальные очертания в 2008 году, когда на Сочинском форуме представители компании ознакомились со стендом Республики Татарстан. Дальше всё развивалось стремительно. Март 2010 года: проект по строительству завода в ОЭЗ «Алабуга» одобрен Наблюдательным советом Особой экономической зоны. Май того же года: торжественная церемония закладки первого камня. Май 2014-го: выпуск первой продукции…
Сегодня «Kaстамону» в России занимает на рынке производства плит МДФ около 30%, а также является крупнейшим российским экспортёром ламинированных напольных покрытий.
– Мы хорошо развиваемся благодаря правильно выбранному месту для инвестиций, – убеждён Али Кылыч. – Кроме того, республиканское и федеральное руководство во всём нас поддерживает.
Почему таким правильным местом для строительства завода стала именно Особая экономическая зона «Алабуга» в Татарстане? Али Кылыч поясняет: здесь созданы благоприятные инфраструктурные и экономические условия для становления и развития бизнеса. Во-первых, обеспечивается гибкая система налогообложения для резидентов. Во-вторых, инженерная и транспортная инфраструктуры ОЭЗ создаются за счёт государственных инвестиций. В-третьих, резидентам оказывается реальная административно-организационная поддержка при решении целого комплекса вопросов – от кадров до взаимодействия с органами власти. В-четвёртых, таможенное регулирование при отгрузках продукции упрощено и действует в режиме единого окна.
– А ещё большое значение для нас имела культурно-историческая составляющая, близость народов Татарстана и Турции, – признаётся Али Кылыч. – Когда я впервые приехал сюда, то понял, что на 70% понимаю татарский язык. Это преимущество, которое дало нам возможность не только легко освоиться на новом месте, но и успешно и быстро реализовать проект.
Сегодня мощности завода в Елабуге – это 1,05 млн куб. м плит МДФ и 35 млн кв. м ламината в год. За время работы предприятие инвестировало в регион свыше 771,8 млн долларов. Татарстан получил более 950 новых рабочих мест непосредственно на производстве и ещё 3000 в смежных и обслуживающих отраслях. Это развитие мебельного производства, где якорным предприятием формируемого кластера становится «Kастамону». Это рынок сбыта для предприятий лесозаготовительной отрасли. Это в итоге импортозамещение на российском рынке продукции зарубежных производителей.
РОСКОШЬ И ПРОСТОТА ИЗ «ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ»
Когда турецкая компания «Полимекс» купила историческое здание Шамовской больницы, акулы строительного бизнеса оторопели. Смельчаков, готовых взяться за обновление постройки начала двадцатого века, находившейся в аварийном состоянии, до этого долго не могли найти не только в Татарстане, но и на всём российском пространстве. Идею загодя считали безнадёжной, а взявшихся за реализацию – не от мира сего…
Тем удивительнее было продолжение. Фасад отреставрировали, на месте больничных палат появились номера и холлы пятизвёздочного отеля. Он заслужил международное признание ещё до открытия, став победителем регионального этапа премии European Property Awards в категории «Лучший дизайн-проект нового отеля – 2018». К слову, блестяще реализовать проект и дать ему дальнейшее развитие инвестору не помешал даже такой форс‑мажор, как пандемия.
На реставрацию объекта и перепрофилирование его в отель понадобилось около пяти лет. Архитекторы сохранили внешний облик столетнего здания, продемонстрировав образец бережного отношения к историческому памятнику. Некоторые уникальные раритеты из «прошлой жизни» после реставрации украсили современные интерьеры пятизвёздочного отеля, восхитившего гостей идеальным сочетанием простоты, роскоши и вкуса.
Отель был открыт 1 марта 2019 года и в том же году удостоен ежегодной профессиональной премии в области коммерческой недвижимости CRE Federal Awards. «Kazan Palace Hotel by Tasigo – пример успешной деятельности наших иностранных инвесторов не только в сфере развития гостиничной инфраструктуры, но также и в реализации стратегии сохранения объектов культурного наследия Республики Татарстан, – сообщила на открытии глава АИР РТ Талия Минуллина. – Новый гостиничный корпус обеспечит комфортными условиями проживания гостей, что способствует привлечению больших туристических потоков в республику. Общий объём инвестиций в строительство объекта составил более 15 млн долларов».
– Концепции наших отелей, с оригинальным дизайном и высоким уровнем сервиса, не оставляют гостей равнодушными, – убеждён Серкан Аслан, генеральный менеджер отелей Kazan Palace by Tasigo и Neo Kazan Palace by Tasigo* .
Кстати, Neo Kazan Palace by Tasigo – это второй отель группы Tasigo в столице Татарстана, четырёхзвёздочный. Он был открыт в декабре 2020 года, а уже к марту вышел на достойные показатели. Отель также удостоен профессиональной премии в области коммерческой недвижимости Сommercial Real Estate Awards в номинации «Гостиничная недвижимость».
– Мы видим в Татарстане рост в разных отраслях экономики, в том числе в индустрии туризма и гостеприимства. Казань каждый год становится хозяйкой крупных международных и всероссийских форумов, и благодаря этим событиям все отели города востребованы. В целом я вижу в Татарстане сильный потенциал для развития, – убеждён Серкан Аслан.
БИЗНЕС ВАЖНЫЙ, БУМАЖНЫЙ
На то, чтобы стать одним из лидеров российского рынка бумажных полотенец, елабужскому заводу «Хаят Кимья» понадобилось три года. Путь к Олимпу на рынке туалетной бумаги занял чуть больше – пять лет.
Резидентом ОЭЗ «Алабуга» турецкая компания стала в 2011 году. На постройку высокотехнологичного предприятия ушло несколько лет – первая очередь завода по производству туалетной бумаги, салфеток и бумажных полотенец из стопроцентной целлюлозы под популярными брендами заработала в особой экономической зоне четыре года спустя. Инвестиции в проект составили 150 млн долларов.
Останавливаться на достигнутом инвестор не собирался. Уже в сентябре 2017 года было одобрено строительство второй очереди завода. После ввода её в эксплуатацию производственные мощности предприятия возросли до 140 тысяч тонн продукции в год, а численность работников достигла 900 человек. Более 3 млрд рублей, вложенные в расширение производства, позволили заводу «Хаят Кимья» начать на площадке ОЭЗ «Алабуга» масштабное производство новой туалетной бумаги премиальной категории.
К 2020 году елабужский «Хаят Кимья» стал вторым крупнейшим производителем санитарно-гигиенической продукции в России. Доля рынка российского производства «Хаят Кимья» к этому времени составила 25% по туалетной бумаге и 33% – по полотенцам. А в апреле 2021 года «Хаят Россия», дочерняя компания холдинга «Хаят», объявила о намерении инвестировать ещё 9 млрд рублей в строительство завода по производству туалетной бумаги, бумажных полотенец и салфеток собственных брендов, а также бумаги-основы – теперь уже в Калуге.
– Всего за три года мы заняли лидирующие позиции по доле рынка бумажных полотенец – к концу 2020 года она составила 37%. К лидерству на рынке туалетной бумаги мы пришли за пять лет, достигнув 29,4% в декабре 2020 года, – отметил Метин Мете, генеральный директор «Хаят Россия». – Наша компания поставляет продукцию в 88500 торговых точек по всей России и экспортирует её в 14 стран мира. За успехом наших брендов стоит грандиозная командная самоотверженная работа более чем 900 российских сотрудников, а также накопленный опыт холдинга «Хаят».
«Хаят» отличается своим инновационным, экологическим и устойчивым подходом к производству. Действующие производственные мощности – это инновационное пространство, работающее на базе полностью автоматизированных и передовых ресурсосберегающих систем. «Хаят Россия» активно поддерживает охрану лесных ресурсов страны и использует только деревья плантационных лесов. Компания использует 100% первичную целлюлозу, полученную из промышленно выращенных и сертифицированных FSC деревьев от российских поставщиков.
Фото: rais.tatarstan.ru/ , kastamonu.ru, kazanpalace.com, alabuga.ru
Добавить комментарий