
Минск. Город аистов
«Чыгуначны вакзал» – сообщает вывеска на футуристичного вида здании. «Паштамт» – солидно утверждает ещё одна, на другом. «Прычыненне шкоды караецца па закону» – сурово предупреждает новая, на третьем... «Ясен пень, заграница», – подсказывает часть мозга. «Да нет же, всё как дома», – поправляет другая. Истина посередине: «Заграница, а чувствуешь себя как дома…» Я в Минске!
27 января 2025
Это ощущение: «Другая страна, а чувствуешь себя как дома» – приходит, как только ступаешь на эскалатор минского вокзала. Вывески и указатели на белорусском, но слова почти все родные. Железную дорогу у нас когда‑то называли чугункой – вот вам и «чыгуначны вакзал». Смысл лозунга «Слава пераможцам» (победителям) тоже наверняка угадаешь без перевода, а уж про «прадукты», «паштамт» или «цырк» и говорить нечего. Прочитав «цырк», делаю научное открытие: здоровый природный прагматизм белорусов проявился и в правописании. У нас в грамматике диктат правил и исключений, у братьев-славян – свобода здравомыслия: пишем как слышим…
ЗОЛОТОЙ ВЕК ТРОИЦКОГО ПРЕДМЕСТЬЯ
Отполированная столетиями булыжная мостовая. Островерхие черепичные крыши. Решетчатые переплёты окон с деревянными ставнями. Каменные арки ворот, за которыми прячутся уютные дворики. По ощущениям ты в средневековом городе, где-нибудь в Польше или Литве…
На самом деле это Троицкое предместье – место, где, говорят, в своё время и зародился Минск. Когда всё началось, история ещё до конца не разобралась, но то, что уже в XIV веке здесь был центр города, известно достоверно.
– В письменных источниках конца XVI – начала XVII века этот район уже именовали «Старое место», – поясняет экскурсовод Николай, с которым мы дегустируем кофе в местной кавярне. – Неудивительно. Здесь, у левобережья Свислочи, сходились дороги из Вильны и Полоцка, Смоленска и Могилёва… Для торговли настоящий рай. Не только для торговли. Смешение культур, нравов, языков... А вы удивляетесь, почему кофейня по-белорусски – почти так же, как и по-польски и литовски. У нас кавярня, у поляков – kawiarni, kavine у литовцев…
Прогуливаясь по узким улочкам Троицкого предместья, пытаюсь представить, какая здесь кипела жизнь. Вот где‑то здесь шумел Троицкий рынок, куда съезжались купцы со всей Европы. А здесь возвышался Троицкий костёл, построенный князем Ягайло. Тут была обитель католического ордена мариавиток, за ней – дома зажиточных горожан, лавки ремесленников...
Жаль, от домов и костёлов того времени мало что осталось – всё сгорело в жестоком пожаре 1809 года. После этого Троицкое предместье горожане застроили заново, сохранив прежнюю планировку, но каток времени безжалостно прошёлся по здешним местам ещё не раз: войны и революции сделали своё дело.
А сравнительно недавно Троицкое предместье восстановили. В том виде, как оно выглядело в XIX веке. Правда многие дома, уверяют минчане, стоят на фундаментах ещё тех, средневековых зданий. Важно главное – реставраторам удалось сохранить атмосферу старого города.
Костёл 1906 года.
ВОЛЬНИЦА ВЕРХНЕГО ГОРОДА
Крутой вельможа с огромным ключом в руках по-хозяйски наблюдает за происходящим на минской площади. Мэр, или, как там тогда, бургомистр, – гадает непосвящённый турист, разглядывая колоритную бронзовую фигуру, под ногами у которой карта средневекового города.
– Это войт, – мягко поправляет экскурсовод. – Войт возглавлял магистрат – независимый орган самоуправления, который осуществлял городское руководство… Дело в том, что Минск имел привилегированный статус, поскольку волею короля ему было даровано Магдебургское право – система городского самоуправления…
Такой имел место разгул демократии. И не когда-нибудь, а в пору дремучего Средневековья – королевская милость случилась ещё в 1499 году. Право, помимо прочего, освобождало горожан от феодальных повинностей (вместо него платили единый налог), они объявлялись лично свободными, получали право на частную земельную собственность и пр. Покончили с крамольными вольностями только в 1831 году – по указу императора Николая I…
Вернули войта, уже в бронзе, в Минск только в 2009 году. За его спиной городская Ратуша, которую дозволялось иметь городу, где главенствовало Магдебургское право. Ратушу в XIX веке на всякий случай тоже заставили снести (распоряжение Николай I завизировал собственноручно). Но предусмотрительные минчане успели снять обмеры, которые сильно пригодились, когда её восстанавливали спустя почти два столетия.
Ратуша, такая же, как и была в ушедшие века, снова украшает площадь Свободы – прежнюю Соборную. Вместе с ней, уверяют минчане, вернулось даже… привидение. Говорят, ближе к рассвету здесь можно увидеть дух шляхтича Михала Володковича. Он отличался буйным нравом и, будучи членом городского совета, однажды во время конфликта не смог сдержаться: выхватил саблю и отрубил кусочек уха от статуи Иисуса Христа. Володковича приговорили к казни, дожидаясь смерти в тюрьме Ратуши, он отказался от исповеди, прогнав священника. Умер без причастия, его мятежная душа превратилась в привидение и постоянно находится рядом с Ратушей…
Поблизости от Ратуши – костёл Пресвятой Девы Марии (начало XVIII века), монастырь бернардинцев, гостиный двор, бывшая усадьба дворянского рода Пшездецких и торговые ряды. Так что представить, каким был Верхний город, ставший центром Минска в XVI веке, вам не составит большого труда: что‑то сохранилось, что‑то воссоздали по старым чертежам и рисункам.
Да, побывав на площади, не упустите шанс проверить примету. Найдите скульптурную композицию, увековечившую сценку из городской жизни Средневековья: двое – продавец и покупатель – взвешивают мешочек с товаром, а третий – чиновник магистрата – внимательно следит за действом, чтобы без обмана. Говорят, если потереть мешочек, будет вам богатство…
Судя по отполированному до блеска мешочку, все мы меркантильны до неприличия.
А скульптура, кстати, никакая не фантазия: в старину в Ратуше размещались городские весы* – эталон европейской метрической системы. И, если купец сомневался в честности продавца, он всегда мог принести товар войту, чтобы в его присутствии перевесить покупку и выяснить истину.
Крутой вельможа с огромным ключом в руках по-хозяйски наблюдает за происходящим на минской площади. За его спиной – городская Ратуша, рядом – костёл Пресвятой Девы Марии, монастырь бернардинцев…
Верхний город.
Скульптурная композиция, увековечившая сценку из городской жизни Средневековья.
ЭХО ТОЙ ВОЙНЫ
«БУДЫНАК ХIX ст. Прычыненне шкоды караецца па закону» – сообщает табличка на красной кирпичной стене. Это одно из сохранившихся в Раковском предместье зданий.
До войны здесь селились еврейские семьи. Немцы, заняв город в июне сорок первого, не стали мудрить – устроили гетто прямо тут, в Раковском предместье. Дома не тронули, а жителей: женщин, детей, стариков – морили голодом и убивали с немецкой педантичностью. Мемориальная доска, установленная на месте, где был один из входов в гетто, сообщает: здесь были уничтожены больше ста тысяч евреев.
События той войны – непреходящая боль. Вот цифры, которые в этом году назвал Игорь Мороз, директор Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры РБ: Беларусь потеряла в годы войны не менее 3 миллионов человек. «Сегодня наши демографы подсчитали, что, если бы не было войны, наше население сегодня составляло бы порядка 17 миллионов человек, – сообщил Мороз. – Отсюда вопрос: сколько потеряла Беларусь в годы Великой Отечественной войны? Мы потеряли много нерождённых людей…»
Для сведения: сегодня население Беларуси меньше 10 миллионов.
О той страшной войне в Минске напоминает и рассказывает многое. Чёрная гранитная плита на бульваре Толбухина: «Тут пахавана больш 10 тысяч савецкiх воiнау, партызан и мiрных грамадзян…» Братские могилы в парке Челюскинцев, на проспекте Дзержинского… Даже обычная послевоенная сталинка на Коммунистической. «При строительстве этого дома в июне 1952 года в фундамент здания были заложены кирпичи из легендарного дома Павлова города-героя Волгограда» – значится на фасаде.
Лишь бы не было войны… Это не рассуждения в стиле «ретро» – сегодняшние мысли и чувства минчан. Колокол Нагасаки – тому доказательство.
ТЕНЬ «АНГЕЛА»
Чёрные, словно обугленные стены, между ними тихо дремлет колокол. Я, вы, любой другой может подойти и разбудить его. Решаюсь – колокол отвечает: скорбно, задумчиво. Мемориал называется «Колокол Нагасаки». Это напоминание. И предостережение.
Колокол подарен стране католической епархией Нагасаки. Он – точная копия колокола «Ангел», чудом уцелевшего в атомном пекле 9 августа 1945 года. А в основании мемориала – капсулы с землёй. Из Хиросимы. Из Нагасаки. Из зоны Чернобыльской АЭС. С атомных полигонов на Новой Земле и под Семипалатинском. С полигона в штате Нью-Мексика (США), где была взорвана первая в мире атомная бомба… Обращение к нашим разуму и чувствам. Лишь бы не было войны…
Этот мудрый мемориал находится в Минске на площади Независимости. Рядом, на этой же площади, – дореволюционный католический костёл святых Симеона и Елены, Дом правительства, семиметровый бронзовый Ленин из советского прошлого, ещё один реликт – плебания, дом католического священника… Всё это противоречивое разнообразие мирно соседствует, и всё как‑то на удивление органично.
Может быть, ключ к разгадке здесь же, в центре площади Независимости. Её украшает скульптурная композиция «Аисты».
А аисты, кто не знает, – символ миролюбия и мудрости, оберег от злых сил. И символ Беларуси. Всё верно, религия, взгляды, интересы, история, языки и национальности не повод для разногласий. А противоположности – иногда даже они могут сближать.
Добавить комментарий