Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Московская школа. Татарский акцент

Московская школа. Татарский акцент

Где московские татары изучают родной язык

28 февраля 2018

Люблино. Тихий спальный район на юго-востоке Москвы, чемто напоминающий казанские Горки. Здесь расположена школа №1186 имени Мусы Джалиля – одна из первых и единственных в столице татарская школа.
Бронзовый бюст Джалиля во дво­ре, портреты классиков татарской литературы в школьных коридорах, красочные карты Татарстана (нари­сованные учениками. – Прим. ред.) на стенах... Первое ощущение – ты в татарской школе где-нибудь в Нижнекамске или Альметьевске. Тем более что и атмосфера в школе совсем не столичная: здесь как‑то по-домашнему очень уютно. А ди­ректорский кабинет – не как в дру­гих школах: ученики, если вызыва­ют, заходят без робости.
1-11
ВСЕ – ОДНА СЕМЬЯ
– В нашей школе всего 441 уче­ник, каждого ребёнка я знаю по имени, – улыбается дирек­тор школы Роза Шакирова, когда я знакомлю её со своими первыми впечатлениями. – У нас здесь во­обще всё очень просто, по-домаш­нему. Каждый ребёнок знает, что я изначально всегда на его стороне, каждый младшеклассник может подойти ко мне и обнять – ника­кого нагоняя не будет. Мы все – одна семья.
Мы беседуем с Розой Жафяров­ной на татарском, и она демон­стрирует идеальное знание языка. Над её директорским креслом – портреты президентов России, Татарстана и первого Президента РТ Минтимера Шаймиева. На про­тивоположной стене – фотография председателя Совета муфтиев Рос­сии Равиля Гайнутдина. Полагаю, не случайно: мусульманская об­щина принимает в судьбе школы особое участие. К слову, дети пред­седателя Духовного управления мусульман Московской области Рушана Аббясова тоже обучаются здесь. Говорят, Рушан Рафикович специально перебрался в квартиру неподалёку, чтобы детишкам было удобнее добираться до школы.
В кабинет входит одна из пре­подавательниц. Диалог в моём присутствии идёт вполголоса, уже на русском языке, разбираю только ответы директора: «Да, это же наш новенький… Воспи­танный, целеустремлённый. А то, что он ещё и карате занимается, это всему классу и всей школе по­везло – будет подавать хороший пример, станет гордостью школы, Алла бирса!»
1-1
– С некоторыми преподавателя­ми мы говорим на русском, не все специалисты в нашей школе тата­ры, – поясняет Роза Жафяровна. – Да и не все преподаватели-татары, увы, хорошо знают родной язык, хотя, подбирая педагогов, конечно, стараюсь учитывать наш профиль. Собрания у нас проходят на рус­ском языке с вкраплениями «исэн­месез», «рэхмэт», «апа», «абый». Их, естественно, понимают все. С та­тарами говорим на родном языке.
ХАБИБРАХМАН, PLEASE!
В школе обучаются дети более 35 национальностей. Но любой из них, встретив вас в коридо­ре, обязательно поздоровается: «Исэнмесез!» Не задумываясь, русский вы, узбек или вьетнамец. Я сам проверил – так и есть.
– Как‑то школу навещали вы­сокопоставленные чиновники. Одного из них смутило, что вме­сто привычного «здравствуйте» ему говорят «исэнмесез». При­шлось объяснить: «Ребёнку имен­но так вас хочется приветство­вать, и это его право. В этих сте­нах татарский язык имеет такую же силу, как и русский», – говорит директор.
1-3
Главная особенность этой шко­лы – татарский этнокультурный компонент. Он присутствует даже когда преподаются такие дисциплины, как математика (задачи, начинающиеся с фразы типа «У Ходжи Насретдина было столько-то яблок...»), география (вспомните карты республики в коридоре) или английский язык. На юбилей школы, например, уче­ники поставили пьесу отца та­тарской драматургии Галиасгара Камала «Беренче театр» («Пер­вый театр») на английском языке, и ещё неделю после премьеры вся школа обращалась к испол­нителю главной роли не иначе как Хабибрахман, please.
БЕЗ БОРЬБЫ КУРЕШ – НИКУДА
Татарский язык здесь обязате­лен для изучения всеми ученика­ми с первого по четвёртый класс, на него отводится один урок в не­делю – прокурорские проверки не нашли в этом никаких нару­шений федерального законодатель­ства. Русский язык изучается в том же объёме, что и во всех школах Москвы.
1-6
А начиная с 5‑го класса вместо татарского вводится так назы­ваемая проектная деятельность. Детям предлагается придумать и защитить свои собственные проекты. Обязательное условие – идея так или иначе должна быть связана с татарским языком либо с Республикой Татарстан. Работы в итоге получаются самые разные: от анализа творчества Каюма На­сыри и составления родословной до проектов в IT-сфере.
Творческие и спортивные секции в 1186-й, естественно, тоже имеют­ся. Любимый вид спорта – нацио­нальная борьба куреш. Больше того, скромные школьные соревнования по борьбе на поясах со временем превратились в крупный межре­гиональный турнир имени Мусы Джалиля – при поддержке быв­шего префекта Юго-Восточного административного округа Москвы Владимира Зотова. Зотов, кстати, был одним из инициаторов уста­новки во дворе школы бронзового бюста поэта.
1-5
ЗНАЕШЬ ТАТАРСКИЙ? РУССКИЙ ТОЧНО ВЫУЧИШЬ!
Первая в новейшей истории России столичная татарская школа была открыта в 1997 году – в пу­стовавшем здании детского сада. В 2008‑м она переехала в новый корпус, специально для этого по­строенный. Татарстан без вни­мания школу тоже не оставляет. В 2011‑м её посетил Президент РТ, на средства республики были заку­плены интерактивные доски, офор­мили подписку на 1000 изданий на татарском языке для школьной библиотеки, подарили два автобуса. А КФУ, можно сказать, со 1186‑й на связи постоянно: для проведе­ния прямой видеосвязи с лабора­ториями и лекториями Казанского федерального университета теперь есть специально оснащённые ка­бинеты.
1-7
– Изначально мы думали, что школу наполнят дети тата­роязычных родителей, что мы сможем создать особую языковую среду. Это в определённой мере получилось – у нас всё пропитано татарской культурой. Но в школу охотно приводят детей не только татары, – говорит директор. – У нас учатся уроженцы среднеазиат­ских, кавказских республик, есть и арабы. Наверное, сказывается репутация нашего народа как не­коего медиатора между восточной и западной культурой. Некоторые ходят в платках, я не имею права говорить что‑либо против, если это осознанный выбор ребёнка как личности. Но школа мы свет­ская. Дружим с соседними школа­ми, кстати, здесь недалеко одна, её директор заглядывала к нам на праздники. Как она сам говорит, любит перемячи. В отличие от дру­гих учебных заведений, мы вторые блюда готовим в школе, у нас свои повара. Сейчас ведём переговоры о поставках халяльной продукции.
1-9
Многие дети приходят в 1186‑ю с очень плохим, а иногда и нуле­вым знанием русского языка. И здесь выручает татарский, ко­торый узбекам, туркам, казахам, киргизам, например, освоить куда легче. Выходит, школа ещё и по­могает многим адаптироваться к российским реалиям. И ведь ста­новятся к пятому классу отлич­никами! И замечательно говорят на русском – в жизни не скажешь, что не из Москвы.
«ТУГАН ТЕЛ» ЗВУЧИТ В СТОЛИЦЕ
В день моего визита в школе проходил ежегодный фести­валь наций, включавший в себя множество конкурсов. Заглянул в один из кабинетов – девочка в национальной одежде в компа­нии с учительницей математики повторяет последние куплеты «Туган тел». Юной солистке скоро выступать на конкурсе песен, где каждый исполняет их на своём родном языке. А по соседству – конкурс националь­ной поэзии: маленькие чтецы в тюбетейках и ичигах читают, пусть и с лёгким русским акцен­том, Хасана Туфана.
1-4
Тем временем кабинет Ляли Саитовой, учительницы та­тарского языка и литературы, оккупировали старшеклассни­ки – готовятся ехать на олим­пиаду по татарскому. На мою просьбу назвать хотя бы пять татарских литераторов вооду­шевлённо начинают перечис­лять: Тукай, Джалиль, Кул Гали… Ляля Фоатовна не может скрыть тревоги: современных не назва­ли ни одного. Но это Москва, город, где сложнее всего быть собой, и я хвалю ребят, тем более что по-татарски говорят они, даже по меркам Татарстана, не­плохо. Желаю им успехов и чест­ной борьбы.
Закрывая дверь, слышу: «Сау булыгыз!» С таким классическим протяжным «а» в слове «сау», совсем как дома. Но с таким чёт­ким русским «ы», что чувства смешиваются…
 1-2
КСТАТИ
В 1913 году богатый азербайджанский нефтепромышленник Шамси Асадуллаев от­крыл в Москве, в районе Старой мечети, частную светскую школу для детей-мусульман. Преподавание велось на татарском языке, на котором тогда общалась большая часть российской уммы. Школа действовала до 1941 года, с началом войны власти забрали здание под госпиталь… Начатый еще при Сталине курс на сокращение национальных школ вне национальных республик был продолжен Хрущевым, в 1958‑м был принят закон о добровольности получения образования на родном языке. «Оттепель» в этой сфере наступила в 90-е, когда в нескольких школах столицы появились воскресные татарские классы. В 1997 году, спустя почти шесть десятилетий, в Москве вновь открылась татарская школа – для этого понадобились совместные усилия политической элиты Татарстана, духовенства, столичной общественности.
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: