Образование без границ
В этом учебном году в вузы Татарстана поступили больше девяти тысяч иностранных студентов. Чем же так привлекательны наши университеты для молодых людей из‑за рубежа? И почему так популярна у них Казань? Вот несколько историй.
ТУДА, ГДЕ ПИШУТ УМНЫЕ КНИГИ
За неполных три года учёбы в Казанском энергоуниверситете анголец Гарсия Себаштиау получил на экзаменах всего одну четвёрку, всё остальное сдавал на отлично. «С самым сложным предметом не очень справился», – сокрушается он. Сокрушается – потому что мечтает о красном дипломе. В деканате Гарсию успокоили: одна четвёрка не помешает его мечтам. Если, конечно, он и дальше будет так же старателен в учёбе.
А учиться Гарсия любит. Ещё в родной Анголе успешно участвовал в олимпиадах по математике и физике. Учился в колледже на механика и мечтал получить инженерное образование в России.
– Многие наши учебники в Анголе были переводными с русского языка, преподаватели нам постоянно говорили: это книги из России, – вспоминает он. – И мне очень хотелось поехать туда, где пишут такие умные книги. Участие в олимпиадах помогло мне получить стипендию, чтобы сюда приехать. А про Казанский энергоуниверситет я узнал от друга, который здесь учился. Он рассказал, что Казань – очень спокойный город, к тому же здесь общежитие прямо рядом с университетом, не надо тратить время и деньги на дорогу…
Сейчас Гарсия учится в Институте электроэнергетики и электроники КГЭУ, его специализация – релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем. Сложные технические дисциплины преподаются, конечно, на русском языке. Которого наш португалоязычный герой, отправляясь в Казань, не знал совершенно. Благо в энергоуниверситете иностранных студентов (а всего их здесь, кстати, около 350 человек) сначала год учат языку на подготовительном отделении.
Гарсия с особой благодарностью вспоминает своего преподавателя русского с отделения предвузовской подготовки Ларису Талгатовну Демидову. Говорит: именно благодаря ей за полгода освоил такой сложный язык. Ну и благодаря общей кухне в общежитии, где много общался с русскоязычными соучениками.
Хотя некоторые русские словесные конструкции для него до сих пор остаются загадкой. Например, в португальском, объясняет мне Гарсия, есть только один глагол, обозначающий движение. Я двигаюсь – и неважно как. А в России «лечу», «еду», «иду» – это совсем разные слова… Или вот говорят ему друзья: «Ну ладно, мы пошли…» Но ведь «пошли» – это прошедшее время, а они ещё только собираются идти… В общем, как говорится, есть нюансы, но в целом Гарсия хорошо справляется. Когда учился на подготовительных курсах, даже занял первое место на всероссийской олимпиаде по русскому языку для иностранных студентов. Хотя, конечно, в начале первого курса было всё равно сложно, ведь технические дисциплины изобилуют терминами, которые и не всякий носитель языка хорошо понимает. Но ему, вспоминает, очень помогали преподаватели и однокурсники. Особенно его лучший друг Зуфат из Чистополя.
– Он самый умный, кого я знаю в России! – уверенно говорит Гарсия.
Он, кстати, уже побывал в гостях в Чистополе. Впрочем, у него теперь в России много друзей, так что он был уже и в Самаре, и в Кирове. Конечно, в Москве. Но совершенно не жалеет, что для жизни и учёбы выбрал Казань. Город ему нравится. Гарсия любит гулять (конечно, когда тепло, зимой, в морозы он старается не покидать общежитие). Город красивый, люди здесь добрые. Правда, по мнению нашего героя, по сравнению с Анголой – не слишком улыбчивые. Но он для себя понял так: если уж человек тебе здесь улыбается, можешь быть уверенным, что это не деланая вежливость, а искренне!
За неполных три года учёбы в Казанском энергоуниверситете анголец Гарсия Себаштиау получил на экзаменах всего одну четвёрку, всё остальное сдавал на отлично.
Образование в России, говорит Гарсия, не такое теоретизированное, как в Анголе. Много практикумов, лабораторных работ. Это очень помогает в освоении будущей профессии. В родной Анголе уже есть предприятия, готовые принять на работу электроэнергетика Себаштиау. Кстати, многие иностранные выпускники КГЭУ потом делают хорошую карьеру в энергетических компаниях по всему миру. Гарсия уверен, что знания, полученные в Казани, позволят ему стать очень успешным на родине. Но ему ещё много чему надо учиться. И он делает это весьма успешно. Пишет научные статьи. Занял второе место на всероссийской олимпиаде по теоретической механике среди иностранных студентов. И планирует поступить в магистратуру.
В ТАТАРСТАНСКИХ ВУЗАХ ОБУЧАЕТСЯ ПОЧТИ 21 ТЫСЯЧА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ.
ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ 14 СТРАН БЛИЖНЕГО И 114 – ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ.
ПРО ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
Когда египтянин Омар Гонейм поступил в Казанский медуниверситет, его, помимо учёбы, очень интересовала общественная деятельность. Он даже хотел поработать в студенческом пресс-центре, но там все говорили только на русском. Омар, конечно, учил язык целый год перед поступлением, но большим знатоком себя всё равно пока не чувствовал. И подумал, что неплохо бы для иностранных студентов (а их в университете около двух тысяч, включая ординаторов, аспирантов и подготовительный факультет) создать пресс‑центр на английском.
Руководство вуза порыв оценило, но предложило расширить рамки работы: зачем ограничиваться только одним направлением? Так Омар при поддержке Ассоциации иностранных студентов Казани основал аналогичную ассоциацию в своём вузе. И сегодня казанским студентам-медикам из Египта, Индии, Таджикистана, Узбекистана, Алжира et cetera есть куда прийти, чтобы развивать свои таланты в искусстве, спорте, медиасфере или науке.
– Мы помогаем иностранцам лучше адаптироваться в новых условиях, – говорит Елдана Шеризатова.
Елдана из Казахстана. Как и Омар, она осваивает лечебное дело на третьем курсе факультета иностранных студентов. Сегодня именно Елдана возглавляет Ассоциацию иностранных студентов КГМУ. Вместе с Лигой студентов Татарстана они сейчас пытаются решить проблему жилья для иностранцев. Дело, поясняет мне Елдана, очень серьёзное. Потому что мест в общежитии хватает не всем, а те, кто сдаёт квартиры, не всегда готовы зарегистрировать там временного жильца. Для иностранного же гражданина вопрос с регистрацией крайне важен…
Омар тоже по-прежнему принимает в жизни Ассоциации иностранных студентов активное участие. А кроме того, он ещё входит в совет Союза арабских студентов Татарстана, созданного при Доме Дружбы народов. Они организуют концерты, занимаются волонтёрской деятельностью, в Рамадан проводили регулярные ифтары для студентов…
Омар говорит: конечно, мусульманские традиции Казани, наличие множества мечетей сыграли свою роль, когда он выбирал место будущей учёбы. Для Елданы мусульманский фактор тоже был важен при выборе вуза. Тем более что Казань напомнила ей родной Алматы.
А ещё одной серьёзной причиной для того, чтобы приехать учиться в Казань, они оба называют популярность казанского медицинского диплома далеко за пределами России. Потому что общественная работа – хорошо, но главное для них – профессиональная медицинская карьера. Омар, например, уже начал серьёзно готовиться к сдаче USMLE – экзамена, который необходимо сдать, чтобы работать врачом в некоторых зарубежных странах. Он подумывает об ординатуре в США или Кувейте. Уверен: с врачебным дипломом КГМУ эта мечта вполне осуществима. Тем более что обучение на факультете иностранных студентов идёт полностью на английском языке, что ещё более укрепляет позиции казанского диплома в глазах зарубежных работодателей. Хотя, вообще-то…
– В России тоже очень хорошие программы ординатуры, – улыбается он. – А ещё мне понравилось проходить практику в РКБ, отличная больница!
В общем, пока с планами на будущее он до конца не определился.
Елдана тоже, кстати, не против строить врачебную карьеру в России. Интересно, что оба они, как выяснилось, мечтают о хирургической специализации. И оба понимают: современный врач просто обязан постоянно учиться, даже будучи уже профессионалом с дипломом. И оба уверены: базу для дальнейшего профессионального совершенствования они в Казани получат надёжную.
ТАКАЯ УНИКАЛЬНАЯ КАЗАНЬ
В Казанском федеральном университете учатся больше десяти с половиной тысяч иностранных студентов из ста стран. Больше всего – из Китая, Туркменистана и Узбекистана. В тройке самых популярных у иностранцев университетских подразделений – Институт международных отношений (ИМО).
– Когда выбирали, где учиться, мы с родителями решили, что это будет ИМО. Потому что слышали от знакомых, что международным отношениям лучше всего учат именно в Казани, – говорит китаянка Чжэн Зыинг, первокурсница ИМО, будущий специалист в сфере международной топливно-энергетической безопасности.
Вообще, Казань возникла в её жизни не в этом году. Дело в том, что несколько лет назад сюда приехали работать её родители. Так что Зыинг даже школу оканчивала в татарстанской столице, сдавала ЕГЭ, как и её российские одноклассники.
Конечно, можно было после школы учиться и в родном Китае. Но Казань ей нравится, потому что здесь… спокойно.
– В Китае жизнь очень быстрая и чересчур напряжённая, – говорит Зыинг. – Школьники там учатся с восьми до четырёх, а потом полночи готовят домашнее задание. И все очень переживают из‑за выпускного экзамена – аналога российского ЕГЭ… Потому что у нас очень высока конкуренция!
Неуютно, признаётся Зыинг, ей было бы учиться и в Москве – там тоже слишком много суматохи.
– А Казань – она уникальна! – считает наша героиня.
Ей очень нравится гулять по Казанскому кремлю и слушать музыкантов на улице Баумана. А ещё она полюбила эчпочмаки и кыстыбыи. Но это и неудивительно, кто ж их не любит!
Уникальность Казани ей видится в мультикультурности города. Девочке, у которой папа – китаец, а мама – выросшая в Китае кореянка, очень понятно местное переплетение наций, языков и религий. Кстати, мультикультурность – это и про её университетскую группу: здесь учатся китайцы, таджики, колумбийцы, вьетнамцы, турки… Иногда, смеётся Зыинг, приходится к помощи онлайн-переводчика прибегать, чтобы друг друга понять, или на языке жестов объясняться. Но на то они и будущие специалисты в области международных отношений, чтобы учиться понимать людей, говорящих на другом языке!
– Вообще, в Ассоциации иностранных студентов нашего института – представители 51 страны, – рассказывает Альбина Имамутдинова, замдиректора Института международных отношений. – Из Китая у нас – больше двухсот студентов. Мы тесно сотрудничаем с Генеральным консульством КНР в Казани (кстати, все его русскоязычные сотрудники – наши выпускники). Проводим в городе Дни китайской культуры, обязательно празднуем Лунный новый год и Праздник середины осени (традиционный праздник народов Восточной и Юго-Восточной Азии. – Ред.).
Зыинг, хотя и учится только первый год, подобные мероприятия тоже уже вспоминает как нечто очень в её студенческой жизни важное. С воодушевлением рассказывает, как пела для однокурсников на празднике китайскую песню, как на китайский Новый год они с земляками угощали соучеников специальными лунными пряниками. Впрочем, и праздники других народов ей тоже запомнились. Например, Навруз. Или вечер, посвящённый тому, как в разных странах отмечают День святого Валентина, – оказывается, везде у этого праздника есть свои особенности. В Китае, например, такой день отмечают аж три раза: помимо 14 февраля, ещё 7 июля (по лунному календарю) и 20 мая (потому что произношение этой даты схоже со звучанием фразы «Я тебя люблю»).
Будучи первокурсницей, Зыинг пока не очень представляет себе, где именно будет работать после университета. Хотя убеждена, что с российским дипломом найти работу дома ей будет несложно – у неё уже есть знакомые, выпускники КФУ, которые строят сейчас в Китае хорошую карьеру.
– А может быть, она будет преподавать у нас в институте китайский язык, – делится своими надеждами Альбина Имамутдинова. – Китаистика – самое популярное в нашем институте направление, китайский у нас учат 1700 человек.
Чжэн Зыинг пока только улыбается в ответ на эти слова. Но кто знает…
Елена Добровольская
Фото: tatar-inform.ru, Инна Басырова, личные архивы героев
Добавить комментарий